Примеры упражнений на согласные звуки
Звук [П] — глухой, звук [Б] — звонкий.
1. Чередовать: П, Б (несколько раз).
2. ПИ - ПЭ - ПА - ПО - ПУ - ПЫ.
3. БИ — БЭ — БА — БО — БУ — БЫ.
4. ПЕ - ПЯ - ПЕ - ПО.
5. БЕ - БЯ - БЕ — БО.
6. ПИББ — ПЭББ — ПАББ — ПОББ — ПУББ — ПЫББ.
7. БИПП — БЭПП - БАПП — БОПП — БУПП — БЫПП.
8. ПИББИ — ПЭББЭ — ПАББА — ПОББО — ПУББУ — ПЫББЫ.
9. БИППИ — БЭППЭ - БАЛЛА — БОППО — БУППУ - БЫППЫ.
Можно составлять многообразные вариации упражнений, чередуя глухой и звонкий звуки со всеми гласными.
Отшлифовывая произношение отдельных звуков, необходимо контролировать точность положения частей речевого . аппарата.
Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).
Упражнять эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.
Например:
ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЕ, ТЮ, ТИ;
ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЕ, ДЮ, ДИ.
Строение артикуляционного упражнения может быть таким:
1. ТИДДИ - ТЕДДЕ - ТЯДДЯ - ТЕДДЕ - ТЮДДЮ - ТИДДИ.
2. ТИ — ДИ — ДИ — ТТИ,
ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,
ТЯ - ДЯ - ДЯ — ТТЯ.
3. ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,
ТЮ - ДЮ - ДЮ - ТТЮ.
Чтобы зафиксировать произношение каждого звука, сочините слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, можно воспользоваться пословицами и поговорками. Например:
►И — Знали, кого били, потому и победили.
►Е — Кто сеет да веет, тот не обеднеет.
►О — Красно поле пшеном, а речь умом.
►У—Ю — Чужим умом умен не будешь,
Сам себя губит, кто людей не любит.
►А—Я — Голова без ума, что фонарь без огня, Ошибайся, да сознавайся.
►И—П — Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат, шел через пруд — уцепился за прут, упал Ипат — пропали пять лопат.
►Ы — Каков Мартын, таков у него и алтын.
Для достижения выразительности речи нужно отчетливо и разборчиво говорить с одинаковой скоростью. Этому содействует работа над скороговорками.
Не нужно стараться одним махом произносить скороговорки. На первых порах проговаривайте ее медленно, четко произнося каждый отдельный звук, делая паузу после каждого слова.
При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская их нечеткого и смазанного произношения.
Стремитесь при произнесении скороговорки определять всевозможные задачи (внутренние речевые установки).
Например:
При произнесении этого текста я хочу подсмеяться, хочу поплакаться, хочу позлословить, хочу похвалиться и т. д.
Примеры:
1. Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
3. Расскажите про покупки!
4. Про какие про покупки?
5. Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Правила выделения логических ударений
1. Подлежащее и сказуемое.
В простом нераспространенном предложении на один из главных членов и падает логическое ударение. Как правило, ударение приобретает слово, которое стоит вторым.
Например:
«Поля опустели; обнажились леса».
2. Правило о новом понятии:
А) Если подлежащим или сказуемым является слово, означающее что-то новое, что еще не упоминалось, то ударение падает на него. Если оба понятия новые, то они оба выделяются.
Б) Если данное понятие ранее упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.
Например:
Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек.
Новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» — выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.
В) Сказуемые, смысл которых в тексте содержится в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.
Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».
3. Правило противопоставления.
Если одно понятие отрицает другое, то оба противопоставляемых слова выделяются.
Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» — этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» — «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».
Если в фразе есть утаенное противопоставление, то тот член предложения, который подразумевает противопоставление, непременно будет под ударением.
Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).
4. При соединении нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.
Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;
Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».
В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего», являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.
5. Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.
Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».
6. В сравнении максимально ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.
Например:
«Лицо старухи было сморщенно, как высохшее яблоко», — сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.
Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».