Однородные члены предложения
Однородными называют члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же члена предложения, выполняют одну синтаксическую функцию: Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. Если однородные члены соединяются без союзов, между всеми ними ставятся запятые. Пунктуация при однородных членах, соединенных союзами, зависит от характера союзов и их повторяемости:
1. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами И, ИЛИ, (НЕ)ТО… (НЕ)ТО…, НИ… НИ…, запятые ставятся между всеми однородными членами: И горестно, и радостно на душе от простора русских полей.
2. Если однородные члены соединяются противительными союзами А, НО, ДА=НО, ЗАТО, ОДНАКО, они разделяются запятыми: Приют наш мал, зато спокоен.
3. Если однородные члены связаны по смыслу попарно, то запятые ставятся между парами: Кричать или молчать, стоять или бежать, прощаться ли, прощать – тебе, тебе решать.
4. Если однородные члены соединены сложными (двойными) союзами КАК…, ТАК И; НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; ЕСЛИ НЕ…, ТО; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО; ХОТЯ И…, НО; НЕ ТО ЧТОБЫ…, А… и др., запятая ставится перед второй частью союза: Прозвучал не то чтобы залп, а скорее хлопок.
5. Запятые не ставятся, если однородные члены соединены неповторяющимися союзами или входят в состав фразеологизма: В городе нашем живут и работают богатые и бедные люди со своими собственными маленькими или большими секретами. Поверенный этот был ни рыба ни мясо.
Упражнение 38.Расставьте знаки препинания.
А) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев. Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей. Праздник жизни молодости годы я убил под тяжестью труда и поэтом баловнем свободы другом лени не был никогда. Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной. Звук то приближался и нарастал то слышался глуше то уходил за горизонт. Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд. Дождь принимался гудеть широко и ровно во дворе и в саду и в переулке. И нежная психика ребёнка не справляется: восприятие цвета и звука запаха и прикосновения представление о хорошем и плохом добром и злом деформируются.
Б) Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвылазно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов. Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно. А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах. Мраком задёрнуты небо и даль и ветер осенний наводит печаль.
Обобщающие слова
Обобщающие слова при однородных членах предложения выражают понятие, объединяющее значения всех однородных членов, и выполняют ту же синтаксическую функцию, что и они: Твои глаза в себя вбирают все: луну и море, звезды, волны, пальмы… Знаки препинания при обобщающих словах:
1. Если обобщающее слово предшествует однородным членам, после него ставится двоеточие: Свежесть и непосредственное восприятие жизни внесли в искусство художники-импрессионисты: Моне и Дега, Ренуар и Сислей, Либерман, Уистлер, Цорн. Вводные слова помещаются перед двоеточием: Свежесть и непосредственное восприятие жизни внесли в искусство художники-импрессионисты, в частности: Моне и Дега, Ренуар и Сислей, Либерман, Уистлер, Цорн
2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, между ними пишется тире: Моне и Дега, Ренуар и Сислей, Либерман, Уистлер, Цорн - художники-импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственное восприятие жизни. Вводные слова помещаются после тире: Моне и Дега, Ренуар и Сислей, Либерман, Уистлер, Цорн – как известно, художники-импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственное восприятие жизни.
3. Если обобщающее слово находится перед однородными членами, а после них следует продолжение предложения, перед однородными членами пишется двоеточие, а после них – тире: Художники-импрессионисты: Моне и Дега, Ренуар и Сислей, Либерман, Уистлер, Цорн – внесли в искусство свежесть и непосредственное восприятие жизни.
Упражнение 39.Расставьте знаки препинания.
А) Ни гром ни молния ни ливень ничто уже не могло испугать старого коня. Дыхание боевых дней передвижение армии тревога охватившая страну все это способствовало напряженной и взволнованной мысли. Все сверкало перед глазами пароходы шикарные женщины фрайеры капитаны налетчики итальянские примадонны знаменитые доктора и скрипачи. Все вокруг хаты подсолнухи акации и сухая и ломкая трава было покрыто этой шершавой пылью. Он не оставлял здесь ни друзей ни воспоминаний ничего кроме ощущения своей остановившейся жизни. Все окружающее как мне показалось заборы дома деревья в каком-то странном тумане колеблется точно от ветра.
Б) Во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага теплую избу огонь в русской печи писк самовара сухую солому на полу застланную грубым рядном для ночлега усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту. Я ищу встречи со всем что было связано с Блоком с людьми обстановкой петербургским пейзажем. Там жили люди коричневые от солнца золотоискатели охотники художники неунывающие бродяги самоотверженные женщины веселые и нежные как дети но прежде всего моряки. В гостинице пахло XVIII веком ладаном хлебом кожами.
В) Все что схватывает глаз лес барак рядки березок выросло за ночь вытянулось вверх и помолодело. И куда все так скоро ушло и беспросветная бесконечная тьма в небе и дождь и ночные тревоги и страхи нельзя было представить. Это в конце концов почувствовал и Митяй и отстал от него. Саню же все в это яркое утро приводило в восторг и то как обрывались с кедра и шлепались о шалаш капли дождя и то как умиротворенно и грустно вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костер и то как дурманяще и терпко пахла после дождя лесная земля как все больше и больше выбеливалась низина куда им предстояло идти и даже то как неожиданно дурноголосо напугав их, закричала над головами кедровка.