Литературно-музыкальная композиция
Чередование литературного текста и музыки может представлять интересную для восприятия художественную композицию, которая помогает постижению музыки. Литературной канвой для таких композиций может быть литературный источник программных произведений, созвучные по идеям, эмоциональному настрою, характеру сказки, рассказы, стихи, пьесы, отрывки из романов и повестей. Например, в литературно-музыкальной композиции Н.С. Адлер по балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в простых и доступных музыкальных фрагментах (более 20-ти), данных в переложении для фортепиано, представлена музыка балета на фоне сказки-легенды, специально адаптированной для композиции: «Лунная ночь была так хороша, так тихо и спокойно было кругом, что девушки-птицы, забыв о горестях, беззаботно резвились на поляне. Устав от беготни, старшие вздумали учить малышей танцам. Принц и Одетта, сидя вдвоем у самой воды, не могли сдержать улыбки, наблюдая, как старательно пытаются дети повторять все движения взрослых, как сосредоточенны и полны серьезности их детские личики». (Звучит «Танец маленьких лебедей»). Нередко учитель сам пишет текст для музыкально-литературных композиций. По многим операм и балетам составлены такие композиции, однако, для уроков целиком их невозможно использовать из-за ограниченности времени. Учителю следует выбрать нужный фрагмент с ориентацией на задачи в определенном классе и доработать до той формы, которая позволит ввести ее в урок.
СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Любое сопоставление, сравнение предоставит учащимся предмет для размышления, что дает возможность думать, анализировать, делать умозаключения, выводы, находить особенности и отличительные признаки художественной выразительности. Для этого нужно найти материал для урока, не менее двух образцов (можно и больше): два музыкальных образа, в чем-то сходных или контрастных; две интерпретации одного и того же произведения (разные исполнители); исполнение музыкального произведения на разных инструментах или сравнение вокального и инструментального исполнения; образы в разных видах искусства (литературе, живописи и музыке); два музыкальных жанра, два стиля, два ритма и т.д.
НАСТРОЙКА НА НОВУЮ ТЕМУ
Урок пройдет на более высоком уровне, учащимся понадобится меньше времени, чтобы войти в диалог с учителем по теме урока, при этом обеспечивается активность большего числа детей, если новая тема предваряется домашним заданием. Задание при этом может не вызывать особых затруднений. Например, всегда среди уроков на тему природы в музыке будет пора года: осень, зима или весна. Можно предложить учащимся собрать маленькие детали: зеленую веточку или несколько осенних листочков, стихи, которые когда-то учили, кораблик для весеннего ручейка, рисунок из своего альбома, музыку, созвучную представлениям о весне или осени, и т.д. Если музыка будет представлять культуру какой-либо страны — предварительно узнать об этой стране как можно больше. В музыке всегда есть чувства, эмоции, настроения, о которых лучше поговорить на уроке, после того как дети вспомнят, испытали ли они когда-нибудь подобное чувство, пришлось ли пережить то или другое настроение, столкнуться с эмоциональной реакцией своих близких. Хорошими помощниками в подготовке новой темы смогут стать учащиеся музыкальной школы, которые способны сыграть или спеть мелодию или все произведение.
ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ
Каждому человеку приходится писать письма друзьям, знакомым, всем тем, с кем можно разделить свои интересы. Культуре выражения своих впечатлений и умению поделиться ими с родными и друзьями нужно воспитывать с детства. Письмо учителю как форма домашнего задания дается не сразу, а после нескольких кратких письменных классных работ, когда наберется необходимый для разговора о музыке словарный запас. В письме можно попросить написать о своем любимом произведении, о той музыке, что обратит внимание в течение недели или о той, что слушали на уроке, концерте. В письме не исключаются и пожелания учителю.
ДНЕВНИК ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда из-за неполноценного режима музыкальных занятий (1 час в неделю) дети забывают те музыкальные произведения, с которыми познакомились на музыкальных занятиях или во время досуга. В результате старшеклассник не может сослаться на то, что он действительно пережил, знает и успел полюбить (забывается композитор, название произведения, путаются впечатления, слуховые представления и т.д.). На уроках литературы уже давно используется метод ведения тетрадок, в которых записываются прочитанные произведения и разного рода их характеристики, размышления по поводу прочитанного, примечания. Дневник музыкальных впечатлений рекомендуется вести не один год, собирая так называемый банк впечатлений. Ребятам следует показать прекрасно оформленные дневники, где есть и наклеенные вырезки из журналов, газет, рисунки, билеты, программки, а главное — свои мысли, чувства, ассоциации и даже смешные истории.
12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)
Вокально-хоровая деятельность обучающихся, её задачи и содержание. Методические подходы к отбору содержания и организации вокально-хоровой деятельности. Виды работы учителя по подготовке и организации вокально-хоровой деятельности.
Игра учащихся на музыкальных инструментах. Игра и содержание обучения игре на музыкальных инструментах. Методические подходы к отбору содержания и организации игры на музыкальных инструментах.
Задачи и содержание пластического интонирования. Органичное сочетание движения и звука. Выявление палитры пластических и звуковых красок, звучащих жестов. Направленность организации работы на обучение вслушивания в звук и слышать его развитие; понимать взаимосвязь способов исполнения движений и музыкальных характеристик звука.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем вокальной педагогики.
Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимися.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков.
Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность
звучания.
В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки — вырабатываем нижнереберно-диафрагматическое дыхание, требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой.
Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования. Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формирование исполнительских навыков и приемов, которые придают певческому звучанию необходимую художественную окраску.
В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работе голосообразующего аппарата.
Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся?
Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух- и
трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.
Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому пению школьники
больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.
Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач.
В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного —к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии с певческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.
Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.
Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новый методический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя—все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения—искусством пения.
Необходимо показать всю прелесть, богатство, разнообразие этого вида искусства, возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.
Четвертое условие—охват целого комплекса заданий, их разнообразие.
Концентрация упражнений вокруг определенной художественно-технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.
Например, известно, что пение 1еgаtо считается основой вокального искусства. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения поп 1еgаto, то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.
Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.
распевания, рабочие моменты, элементы двухголосия, работа над художественным исполнением.
Музыкальное хоровое исполнительство, которое принято называть хоровым пением, обычно является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. В этом приходилось много раз убеждаться при индивидуальных опросах ребят, когда на вопрос: «Почему ты любишь урок музыки?», дети чаще всего отвечали: «Потому, что мы там поем песни».
Если учителю музыки приходилось работать в оздоровительных лагерях для учащихся, то обычно он сталкивался с тем, что школьники но собственной инициативе просят повторить песни, которые разучивались в течение учебного года.
Опытные педагоги стараются в последние уроки четверти или школьного года больше времени отводить на занятия хоровым исполнительством, чтобы дать учащимся возможность «попеть» перед большим перерывом, который им предстоит. Ведь в настоящее время нас окружает чисто развлекательная музыка, которую в изобилии предоставляют современные СМИ. Она не способствует тому, чтобы под ее звучание дети вспоминали полезные исполнительские навыки, приобретенные на школьных уроках: умение старательно и чисто вокализировать, распевая гласные звуки, вдумываясь в содержание песни и т.д.
Занимаясь вокально-хоровой работой с учащимися начальных классов, учителю музыки в первую очередь приходится учитывать специфические особенности этого возраста.
Так, у школьников 6-7 лет неразвитым остается вокальный певческий диапазон (всего 3-4 звука), что заставляет педагога достаточно долгое время выстраивать музыкальные упражнения и подбирать репертуар сообразно этому качеству. Голос детей в это время чаще всего еще слаб и не допускает большой нагрузки на него - форсирования, переутомления. Кроме того, большинство детей обладают еще недостаточной памятью, как текстовой, так и музыкальной. Например, после разучивания куплета новой песни лишь один - два школьника бывают в состоянии повторить слова и мелодию на следующем уроке. Только при регулярной еженедельной работе у детей постепенно начинают формироваться необходимые навыки.
Перед началом вокальных занятий педагог обязан познакомить школьников с тем, как надо правильно сидеть или стоять во время пения. Эти требования затем в течение урока приходится напоминать настолько часто, что целесообразно их записать на специальном плакате. А еще лучше эти правила проиллюстрировать, чтобы верное положение корпуса при пении всегда находилось у школьников перед глазами. Текст такого плаката может выглядеть следующим образом.
Правила певческой посадки
*Во время пения спину надо держать прямо.
*Следи, чтобы твои плечи были развернуты, а подбородок приподнят.
*Руки положи перед собой на стол или на колени. Не прижимай локти к бокам.
*Внимательно следи за указаниями педагога.
*Дыхание надо брать ртом.
*Не смотри по сторонам, смотреть надо только на педагога.
*Если во время пения ты стоишь, то не переминайся с ноги на ногу.
Познакомив школьников с правилами поведения во время пения, учитель просит их следить за тем, чтобы посадка была именно такой.
-Если мы работаем над песней в классе, - объясняет учитель,- то выпрямленный корпус поможет вам правильно брать дыхание. А что будет, если певец вдруг опустит голову или прижмет руки к корпусу? Его дыхание сразу окажется затрудненным, зажатым. Кроме того, правильная певческая посадка помогает нам выглядеть красиво. Представьте себе, что мы исполняем свои песни во время концерта. Ведь с согнутой спиной певец всегда будет выглядеть некрасиво.
Конечно, в течение урока педагогу несколько раз приходится напоминать о том, как надо сидеть или стоять во время пения.
После того как школьникам сообщили требования певческих позиций, учитель приступает к объяснению правил правильного дыхания.
Сначала педагог просит детей сделать но его команде -взмаху рукой - вдох. При этом детям следует пояснить, что звук не прозвучит, если перед тем, как его спеть, не взять дыхание.
-Сейчас я взмахну рукой,- я взмахну рукой, - говорит учитель, - и вы должиы но этому взмаху сделать вдох. В музыке это называется «взять дыхание».
Первые попытки взятия дыхания повторяются несколько раз. Учитель контролирует:
- во-первых, синхронность выполнения его команды;
- во-вторых, чтобы во время дыхания у ребят не поднимались плечи: таким образом дети приобретают навык дыхания диафрагмой, что является необходимым при певческом звукоизвлечении;
- в-третьих, наблюдает за продолжительностью выдоха.
Непосредственно вокально-хоровая работа начинается не с разучивания песен, а с более кропотливого момента - выстраивания унисона на простейших распеваниях.
Учитель должен рассказать о важной цели распеваний (в нынешней системе школьного обучения их принято называть попевками), о том, что они нужны для того, чтобы разогреть горлышко», чтобы перед пением «горло сделало зарядку».
Переход к работе над конкретной песней происходит лишь после неоднократного повтора ряда распеваний, как разученных па прежних уроках, так и новых. Только так голосовой аппарат школьников оказывается подготовленным к более сильным нагрузкам на него. Обычно в течение учебного года с детьми изучается не меньше десятка различных распеваний.
Изучение новых распеваний принято выстраивать по так называемой «глинкинской системе», при которой диапазон распеваний увеличивается от примы до квинты и сексты, а если возможно, то и до октавы. Дети на упражнениях овладевают умением максимально чисто, свободно и в нужной динамике повторять заданные учителем звуки - с помощью инструмента и в звучании а капелла (то есть без сопровождения).
Сначала учитель обращается к классу с просьбой повторить один звук, продемонстрированный им голосом и взятый в диапазоне, например, ми бемоль.
- Послушайте, ребята, как я сейчас спою этот звук, и постарайтесь повторить его по моей команде, - говорит учитель. Вслед за этим идет показ звука и знакомство с «командой» - дирижерским взмахом. -Но перед тем, как пропеть этот звук, - продолжает учитель, - надо правильно взять дыхание.
Далее идет выполнение просьбы педагога. Как правило, первая «проба голоса» у детей получается не совсем успешной, и учителю приходится просить детей исполнить первый звук несколько раз, внимательно вслушиваясь в то, как он звучит: сливается ли его звучание со звуком, который издаст инструмент?
Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась младшеклассникам слишком утомительной, учитель может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
Прием "эхо"
Сначала весь класс поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его в тихой динамике.
Таким образом поется ряд одинаковых распеваний с двинем по хроматической гамме.
Прием "перекличка"
Учитель делит класс на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием"соревнование"
Группы класса поочередно исполняют попевку. Учитель или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел.
По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.
Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги - «ле», «ля», «ма», «ми» и т. д., так и со словами. Роль распеваннй с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Если ребятами разучивается народная песня, то впоследствии ее начало также можно использовать в качестве попевки.
Приведем перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:
Прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-круторожрньки», «Доп-дон», «Сорока-сорока».
Секунда - "Уж как шла лиса по травке" (одна -две первые фразы),
Терция - «Ходит зайка по саду», «У кота-воркота»,
Кварта - «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни).
Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле береза стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза).
Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен - М. Красева «Елочка», В. Калинникова «Тень-тень», вокализирование пьесы Э. Грига "Утро".
Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в
объеме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама» (четырехкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков, допустим, от соль, фа, ми и ре с приходом в тонику до).
Диапазон распеваний в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течение учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии после ряда распеваний исполнить гамму до мажор со словами «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустись».
Нередко учителя предпочитают проводить музыкальные распевания, когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося ее на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.
При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности - разучиванию и исполнению песен.
Методика разучивания песен состоит из четырех этапов
*слушания песни,
*ее разбора с детьми,
*разучивания слов и мелодии
*и художественной отработки звучания каждого из ее куплетов.