Культура постмодернизма
Культурой постмодернизмаявляется культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно от-
четливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.
Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два-три столетия, именуемые "современность".
В середине XVII века, как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека "господином и повелителем природы". Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание современности вее практическом аспекте. Философы-просветители еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общечеловеческие принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм, устремленность в "светлое будущее", в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности. XIX век стал временем конкретного воплощения в жизнь просветительских идеалов и ценностей, всей программы в целом.
В XIX и XX веках человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:
• в результате экспансии ценностей западного мира на другие континенты в XIX веке посредством грубого навязывания сложилась колониальная система, основанная на несправедливости, эксплуатации и угнетении;
• в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
• экономический кризис 30-х годов;
• экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.
Упомянутые и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В самом общем виде он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния.
Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Этика впостсовременном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений Постсовременный человек - это человек, который:
• отказывается от многих прежних нравственных норм и ценностей;
• предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем дне. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше;
• не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы. Важные черты постсовременности:
• широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
• господство моды;
• театрализация практически всех существенных событий, политической жизни. Постсовременная философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в
нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.
Гегелевская философия покоится на таких категориях, как единое, целое, универсальное, абсолютное, бытие, истина, разум, прогресс и т. д.
Философия постсовременности подвергает все это резкой критике и отрицанию, опираясь при этом на позиции релятивизма и плюрализма.
Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида и Ж. Ф. Лиотар, а также итальянский философ Д. Ваттимо.
Наука в концепциях постмодернистовперестает быть привилегированным способом познания. Постмодернизм подвергает науку суровой критике за то, что она абсолютизирует рациональные методы познания, игнорируя другие методы и способы - интуицию и воображение.
Существовавшие противопоставления рационального и иррационального, науки и литературы, науки и религии, либо снимаются, либо ослабляются и релятивизируются. Некоторые постмодернисты предлагают не только реабилитировать религию и уравнять ее с нау-
кой, но и вернуть ей прежний приоритет, поскольку именно она, по их мнению, дает абсолютные, фундаментальные, "изначальные истины".
В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции:
• первая находится в русле массовой культуры. Она противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм, гедонизм настоящего. Ее участники реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого (Д. Ваттимо).
• вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У. Эко).
Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Га-руст - во Франции, А. Пенк - в Германии, Д. Шнабел - в США. Представителями постмодернизма вкино являются режиссеры П. Гринуэй - в Англии, Ж.-Ж. Бейнекс - во Франции. К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М. Наймен, американский композитор Дж. Адаме, польский композитор Г. Горецки.
Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть "великим", "вечным искусством". Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.
Для него не существует никаких правил жанра или стиля. Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.