Вопрос №3. Культура как область смыслотворчества. Понятие смысла
Вопрос №1. Сущность культуры как человеческой реальности. Культура и природа
Слово культура появилось в начале 20в. Принадлежит Эдуарду Тайлору. Огромное количество определений культуры (около 1000). Культура – многообразие человеческого бытия. Разные исследователи человеческого бытия. Разные исследователи – культурологи, философы, социологи, историки, духовные исследователи – разные подходы к культуре. У Тайлора у Гербера (18в) – определения перечислительные: знания, верования, искусства, законы, обычая. У Гербера – язык, семья, ремесло, наука и т.д. а) нельзя отождествлять культуру и цивилизацию; б) перечисления – не целостное впечатление; в) говорит только о восприним культуру. У философов – Швейцер главное - моральный критерий культуры. Культура не определимая, но всепроникающая реальность. Не редко культуру определяют как вторую природу. Культура - это природный феномен, так как её творец - человек. Человек, живущий в природе, создаёт свой мир (культуру), используя ресурсы природы. Раскрывает свой собственный природный потенциал. Ортега-и-Гассет сравнивает человека и животное. Человек по форме - животное, так как наделен животными инстинктами. И только в человеческой культуре человек становится человеком. Культура - есть изобретение содержания человеком собственной жизни. Ницше говорит, что человек не остается в природе, он выходит за её рамки. Культура - акт преодоления природы. Человек преодолевает ограниченную предопределенность своего вида и создает культуру. Некоторые животные создают нечто похожее на культ, (пчелы, пауки, муравьи), то, чего в природе не было. Но это инстинкты. Человек - свободен от инстинктов. Он граничное существо. Природа - абсолютная реальность. Культура - относительная реальность, возможна благодаря человеку. Человек постоянно стремится от хаоса к космосу - упорядочению мира. Человек прорывается к культуре, сохраняя корни (природа). Р. Ингарден. В человеке рождается инстинкт, проблеск -повелевает достичь более высокого уровня - стремиться к Богу, но не достигает. Он в пути, создает, пытаясь стереть границу. Культура - способность человеческого бытия. Неустойчивость ни в одном творении чел. не выкладывается. 3 типа реальности: природа – культура – Бог. Человек обречен на культуру. 1) Человек создает собственную среду обитания - материальная культура: а) преобразует, изменяет форму природного вещества; б) привносит нечто новое в то, что уже возникает символическая вселенная (свой смысл обретают созвездия, камни); 2) Для того, чтобы создавать, необходима технологическая культура. Технология материальной деятельности смысловая технологическая деятельность. В 20 в. средство и способ превращаются в цель. Текстура - техника превышает духовные задачи. 3) Создание соц. - организация среды. Формирование социальных институтов. 4) Создание системы образования и воспитания. Передача опыта. 5) Формирование научно-исследовательской деятельности. Наука на 1 месте. 6) Художественная культура. Создание произв. искусства. Хранение, трансляция (театры). 7) Мировоззренческая культура. Создание духовных стратегии поведения человечества. Их формирует философия, искусства 8) Самоформирование человека. Осмысление. Культура разума, чувства, морали, души. Есть внешний человек (определен чем-то: природой, социумом), а есть внутренний - самоопределенный.
Вопрос №2.
Вопрос №3. Культура как область смыслотворчества. Понятие смысла
Смысл (энциклоп. словарь) – идеальное предназначение, конченая цель и сущность чего либо.
Смысл – творящая и преобразующая сила в контексте диалогичности бытия.
Смысл (Платон) – изначально мир обладает смысловой структурой. Человек лишь созерцает мировой смысл, а не порождает его.
Смысл и значение - синонимы. Значение - это смысловое содержание слова. Смысл - это не содержание слова, а содержание мысли, выражение в слове. Павилёнис разрабатывает различные виды логик. Ввел понятие - смысловая сторона естественного языка. Это связь слова, мысли и мира. С помощью языка мы создаем мыслительную картину мира. «Смысл это информация относительно актуального или возможного положения вещей в мире... это то, что человек знает, предполагает, думает или воображает об объектах мира. Смыслом может быть и воображаемое».
Смысл бывает трех видов: 1) Реальный (наука, обыденное сознание). 2) Возможный (гипотезы - возможные смыслы). 3) Воображаемый (миф, искусство, формы жизни на других планетах). XX век реальных смыслов, прагматиков. Кондаков. Логический словарь - справочник. Выделяет 3 аспекта: 1) Содержание любого знакового выражения, 2) Мысль, содержащиеся в словах, знаках, выражениях, 3) Назначение, цель какого-либо действия. Что бесцельно - то бессмысленно. Придать вещи смысл - включить её в жизнь, придать цель.
Кант. Культура - способность разумного существа ставить цели независимо от природы. Советский словарь. Смысл - это идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель и ценность чего-либо. Смысл - внутренняя сторона вещи, нечто идеальное, а не материальное. Конечная цель. Античность: человек не обладает неизменной сущностью и для него важно иметь конечную цель. Современное время. Сущность человек определяет себе сам и нельзя предписывать конечную цель.
Ницше. «Человек – это животное, больное смыслом». Понимает культуру как систему ценностей. Смысл=ценность. Сорокин выявил типологию культуры в зависимости от высшей ценности: 1). Существует объективная реальность - имеет чувственный характер. Конечная цель - чувственна, сверхчувственное - ложно. Сенситивная культура (с XVI .в до сих пор) высшая ценность - материальная(власть, слава). 2). Высшая ценность - сверхчувственный Бог. Чувственность сама по себе обесценивается. 3) Конечная цель - многоликая бесконечность формируется в 13 в. Идеалистич система.
Концептуальные модели понятия смысла. Платон Мир - космос - материально-смысловая структура. Смыслы существуют независимо от человека, чтобы их понять - нужно созерцать идеи. Идеи порождают смыслы. Современная точка зрения Мир - физическая реальность. Смысловой структурой этот мир не обладает. Мы сами вносим смысл в мир. Сознание порождает смыслы. Карта сознания. 1) Человеческий уровень мышления - очень важный уровень для общения людей. 2) Уровень предмышления. Комплексно-образное понятие (работает логика). 3) Подвалы сознания (подсознательное) встреча с архитипами. 4) Телесность человека. Фундамент сознания. 5) Метауровень. Неосфера - космическое сознание. 6) Коллективное бессознательное. Подвалы космического сознания: а) человеческое сознание открыто космическому; б) наши открытия - вспышки сознания; в) между человеческим и космическим сознанием - прозрачная среда. Человек изобретает временные смыслы и след современная культ пребывает в призме смыслов; г) вечные смыслы и ценности формируются в метауровне; д) культ. - контакт космического и человеческого.
Бахтин. Эстетика словесного творчества Языковый аспект. Смыслы - ответы на вопросы. Человек всегда задает вопросы. Его ситуация в этом мире - вопросительная, вопрошающая. Смыслы - вечны. Умирает только материальная. Смысловое преображение человеческого бытия - есть культура. Культура - прообраз природного бытия. Смысл - это творящая и преобразующая сила. Вибрация между вопросом и ответом. Начиная с древних культур - смысл = свет. Ильин (рус религиозный философ) - смысл это единство света внешнего и внутреннего Внешний свет - космос, солнце. Внутренний - сознание. Человек поглощает свет - фототрапичен. Излучает -фотофоричен. Культура - единство внешнего и внутреннего света. Путь от тьмы к свету. Смысл - запечатленный свет, связующий человека и мир. Восточная семантика. Культура фокусирует 3 основных луча: 1) Истина 2) Добро 3) Красота. Статья Батищева «Культура глубинного общения»
к культуре можно относить только то, что организовано смысловым образом. Культура – система смыслотворческих усилий. Смысл реализуется в веществе материи.