Символ веры и миропонимание христианства
На следующем этапе закрепления христианства как самостоятельной и своеобразной религиозной системы становится оформление Символа веры, в который входят следующие положения:
· Признание единого бога и акта творения;
· Вера в Иисуса Христа, сына Божия;
· Единосущность Христа Богу-отцу;
· Вера в нисхождение Иисуса к людям;
· Распятие;
· …воскрешение;
· …и вознесение Христа на небо;
· вера в Духа Святого, от Отца и сына исходящего;
· вера в авторитет церкви;
· признание крещения;
· ожидание воскрешения мертвых
· вера в потустороннюю жизнь.
В основе миропонимания христианства лежит идея греха («промах мимо цели») и спасения человека. Христианство создает новую концепцию плохого поступка. В его осознании человеком лежит не принцип вины, а принцип разрыва с любящим Богом. Это грех расценивается как поступок, обижающий Бога, но Бог дает право человеку раскаяться. Эта концепция проявила себя в художественном образе «блудного сына». Истинное осознание греха заключается в прощении, дарованное Иисусом.
Грех уравнивает всех людей перед богом. Очиститься от всех человеческих грехов люди могут через осознание своей греховности и через стремление к очищению посредствам веры в великого спасителя человечества, посланного богом. Иисус Христос своей мученической смертью искупил грехи человека и указал путь истинного спасения, в основе которого — вера в великого и единого в трех лицах Бога: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа. Все они образуют святую троицу пути спасения—благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти.
Противоположным понятием аду является рай. Рай— место небесной отрады. Утраченный навсегда, рай, согласно Библии, становится посмертным вознаграждением, которые даруется верующему, ничем не провинившемуся перед церковью. Первыми сформулировали идею о земном рае, где избранные, выдержавшие Божий суд, обретают место—фарисеи, хотя сама идея произрастает из мифологии, в частности от Эдема в эпосе о Гильгамеше. Сам св. Павел по легенде первоначально был фарисеем. Сам вход в виде ворот в рай по представлениям христиан напоминает вагину. Во многих гностических течениях рай—это матка, а счастье отождествляется с внутриутробным существованием.
Тема смерти и жизни является особо значимой в христианстве. Чаадаев писал: «Христианское бессмертие – это жизнь без смерти, а вовсе не жизнь после смерти» (Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли. С. 466). «Жизнь без смерти», по Чаадаеву, -- это постоянное продолжение самой земной жизни, способность самообновляться и сохранять свои лучшие достижения. Так как поправка к традиционному христианскому учению проявляет специфику русской православной традиции.
Десять заповедей, данных Христом удивительно совпадают с текстами египетской Книги мертвых и литургическим текстом шумер Шурпу.
Образы и символы
Первым символом христианства была рыба. Это изображение символизировала Христа. Слово рыба на греческом языке составлено из первых букв фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель».
Иисус трактуется символически как Слово Бога. Во многих древних дохристианских учениях звучащее слово обладало сакральностью. Считалось, что в звучащем слове присутствует Бог. Бог-отец стал проявленным для человека в своем Слове — Иисусе. Произнесение слова — акт сотворения.
Позднее главным символом христианства становится крест— символ тела, принесенного в жертву, символ смерти, дно Ада. Церковь приписывает Елене, матери императора Константина нахождение креста, на котором был распят Мессия. В настоящее время Голгофский Крест разделен на части, которые находятся в разных странах христианского мира. Сама большая его часть хранится в алтаре Иерусалимского храма Воскресения Христа Спасителя.
До нас дошли и такие священные части как Гвоздь от подножья Креста, который находится в Тбилиси в алтаре Сионского собора.
Четырехконечный Крест символизирует четыре стороны света, т.е. искупление всего человечества, четыре времени года – вечную жертву. Вертикальная линия – любовь между Богом и человеком, горизонтальная – любовь между людьми.
Наклонная линия у основания – это подножье, означающее нисхождение души Христа во Ад и изведение из него.
Восьмиконечный крест – символ вечности и воскресения.
В к. 2 в. христиане носили крест на теле, по которому узнавали друг друга, через год после открытия церкви Гроба Господня в 336 году культ креста был установлен официально. В 6 веке на изображении креста появилось изображение жертвы. Обычай осенять себя крестом восходит к 5 веку и связан с католической традицией, демонстрации веры в единого бога, вмещающего в себя три лица. В 8 веке символика креста включается в католическую литургию, что служила многочисленным раздорам внутри нее. Крест стал символом тирании церкви и образом смерти, постепенно вытесняемым образом жизни в устремлениях людей.
Символизмом в христианстве отличаются и действия верующих. Например, одним из особенностей христианства является пожертвование— дар божеству, которое существенно отличается по сути от жертвоприношений, существовавших в язычестве. Пожертвование в христианстве — это акт уподобления деяниям Христа, принесшего себя в дар Богу в искупление грехов человека. Церемония мессы предполагает принесение каждым верующим в дар Богу свое сердце и ум, очищенных от соблазнов мира. По сути, эта церемония искусно приравнивает духовное пожертвование к материальному.
Святой Георгий Победоносец – особо почитаем христианами Грузии. Название Грузии происходит от его имени, покровителя этой земли. Интересно, что последний грузинский царь носил имя Георгия. По преданию Георгий жил в 3 веке и был полководцем Диоклетиана. Он происходил из княжеского рода. Григорий отказался участвовать в гонениях христиан, за что был колесован, а потом и казнен через отрубание головы. Георгий – символ победы христианства над язычеством, над «драконом» греха и страстей в человеческом сердце.
Лоза – символ Евангелийского учения и символ Грузинской Церкви. Это символ Евхаристической Чаши с Кровью Спасителя и чаши мученичества, наполненной кровью святых.
Пальмовая ветвь – символ победы. ЕЕ вручил архангел Гавриил Марии перед ее Успением.
Ноев Ковчег – олицетворение человеческого языка и разума (Ной – Ноо), а Арарат не та гора, а гора Арафат (ошибка переписчика?), что по-арабски – «знание» (версия Вашкевич Н.Н.).
Чаша Грааля –один из символов, используемых в тайных христианских католических орденах в средние века, связанных с таинством евхаристии, якобы из которой пили кровь ученики Иисуса (грааль – дословно кровь бога).
Церковная организация
Церковь в христианстве трактуется как одно из воплощений Бога на земле. Апостол Павел называл ее «телом Христа».
Начало формирования христианской церкви (как организации) можно отнести ко 2 в. До этого существовали лишь отдельные, слабо связанные между собой христианские общины, большие значение для которых сыграли так называемые апостолы и пророки, устно и письменно наставлявшие верующих.
Во 2-3 вв. идет процесс образования Клира (священнослужителей), который противопоставляется мирянам (простым верующим). К клиру первоначально относились дьяконы, пресвитеры и епископы (надзиратели), где последние обычно занимались имуществом и деньгами общины.
В 3 веке появляются митрополиты—руководители отдельных церквей, а в 4-5 вв. — патриархи — руководители церковных объединений, которых в последствии стали называть «папами». Объединение отдельных общин в епископства, митрополии и патриархии происходил в основном по территориальному признаку и в соответствии с административным делением Римской империи.
В 4 в. зарождается монашество. Очагами монашества становятся Египетские пустыни, Нитрийские горы, Фиваида.
В 325 г. на Никейском соборе состоялась первая официальная формулировка христианского вероучения, которая составила т.н. символ веры. В 381 г. на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых догматов и составил 12 основных положений.
С течением времени церкви требовалось все более сложная организация служителей. Церковь практически одновременно со своим возникновением трактуется как особое объединение верующих, тесно связанных между собой и представляющее единое тело. Именно в ее стенах, и окружении происходит истинное общение с Богом. Церковь способствует утверждению принципа единоличия (священник может совершать евхаристию в присутствии всего одного человека). Согласно преданию Иисус обетовал свое покровительство апостолу Павлу (его имя означает «камень») со словами: «На этом камне я возведу свою церковь». Церковь—от греч. «Божий дом». Петр заменяет Иисуса на земле, епископ—после Петра. Священники принимают на себя обязанность святости и возможность быть наставниками для верующих.
Основными функциями церкви становятся три: евангелизация, совершение литургий и мессианская деятельность. В основе этих действий лежит принцип подражания Иисусу.