Раздел третий. Учебный литературно-музыкальный салон - новая форма эстетического воспитания студентов технического вуза
(на примере РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина)
Развитие отечественной культуры в ХХ веке происходило как на фоне глубоких социальных катаклизмов, так и в условиях быстрого научно-технического прогресса. Это определило высокую динамичность историко-культурных процессов.
На протяжении семидесяти лет в общегосударственном масштабе проходил эксперимент по созданию нового, более высокого типа культуры, предусматривавший формирование нового типа человеческой личности. Оценки этой культуры, как и социального развития в целом в тот период, не должны быть однозначными. На счету культуры советского периода как свои плюсы, так и минусы, любая односторонность в оценках здесь чревата упрощениями, связанными, в том числе и с новым политическим заказом.
Однако можно констатировать, что на определенном этапе культурного развития нашей страны была прервана, что называется «связь времен». В том числе это коснулось и салонной культуры. Как и все относящееся к дворянству, она была объявлена чуждой пролетарской культуре (следует отметить, что в связи с революционными потрясениями, исчезновением самого носителя этой культуры аристократические дворянские салоны прекратили свое существование). О салонах на долгое время забыли.
Конечно, попытка сохранить преемственность культуры с прежней традицией, предпринималась в культуре русского зарубежья, но оторванная от той почвы, где она изначально формировалась, она постепенно обретала черты своеобразия, давая место уже новой ветви культуры.
Но Россию ждали новые испытания, связанные с новым поворотом ее истории в конце ХХ века.
В условиях ускоренного переструктирования социокультурного пространства, когда резко обрываются старые социальные связи, изменяются статусы, роли, привычные жизненные ниши, механизмы социализации и образ жизни в целом, возникают особые социокультурные характеристики «промежуточного» общества, которые культурологи называют «кризисом идентичности». Это - признаки раскола общества на «старое» и «новое», и, как очевидное следствие данной ситуации, начинается поиск новой идентичности, сущность которого заключается в восстановлении распавшейся социальной ткани.
Это было и в октябре 1917 года, и в годы перестройки. В ходе последней вновь прерывается связь времен. Все прежнее подвергается реформированию, причем подчас из старого отвергается буквально все, в том числе и то, что было положительного.
Вместе прежней, советской системы образования, стала формироваться новая, соответствующая рыночному хозяйству и рыночным отношениям. Изменился подход и к гуманитарному образованию, на которое особенно в технических вузах стали смотреть как на нечто второстепенное, постепенно сокращая часы и урезая программы. Стремление получить узко профилированного специалиста затмило идею формирования всесторонне развитой личности.
Вместе с тем современные реалии приводят к необходимости пересмотра системы гуманитарного образования в высшей технической школе, что вполне адекватно стремлению к общему возрождению культуры. Бурный рост естествознания и техники требует сегодня от специалистов не только глубоких узкоспециальных знаний, но и методологической подготовки, знания не только точных, но и гуманитарных и общественных наук, что делает деление высшего образования на гуманитарное, естественно-научное, техническое в известной мере условным, а узкую специализацию в ряде случаев - неприемлемой, особенно в отраслях с высокими темпами научно-технического развития.
На важность гуманитарного образования указывает тот факт, что в центре гуманитарной парадигмы всегда находится индивид, личность, индивидуальность, социокультурная экзистенция, которая в своей деятельности ориентируется на культурные предметы и культурные объекты, культурные артефакты и социокультурную морфологизацию, поведенческие паттерны. Гуманитарное образование, таким образом, формирует личность с определенными культурными характеристиками.
Формирование культуры в контексте гуманизации имплицируется с культурой преподавания, общей высокой культурой сферы образования в целом. В конечном итоге, само наследование высоких образцов культуры во многом связано с развитием именно гуманитарного образования. Именно через гуманитарные науки обобщаются знания о мире, социуме, культуре, человеке, искусстве в русле усвоения систем, моделей, норм, максим, традиций, ритуалов, культуры нации, ее национального менталитета. Ведь только собственно гуманитарное образование стимулирует возникновение и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Образование в инженерно-техническом вузе должно помогать человеку вырабатывать гуманитарно направленную культуру, адекватно-личностную философию и индивидуальную структуру ценностей в связи с кризисом социокультурной парадигмы нашего общества, когда культурные феномены обесцениваются и ослабевают культурные нормы, изживают себя и, говоря языком О. Шпенглера, «завершают свою экзистенцию»; чтобы преодолеть вульгаризацию культуры и ее дегуманизацию. В обществе, в котором усиливаются социальные аномалии, должна преодолеваться пассивная форма приспособления людей к социальным отношениям, чтобы человек перестал быть марионеткой игрушкой - средством в руках других людей и государства.
Именно технократизм как односторонность, узость мышления во многом играет негативную роль как в процессах формирования личности, так и развития общества. Руководство наиболее продвинутых технических вузов уже давно осознало все опасности однобокой подготовки специалистов.
Так, 7 июня 2001 г. на расширенном заседании Ученого совета в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина была принята «Концепция гуманитарного образования в техническом вузе»[342]. Концепция базируется на следующих принципах:
- гуманитаризация образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной, системной деятельности всех структур вуза;
- гуманитаризация образования может быть достигнута преподаванием широкого и постоянно обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социально-гуманитарным наукам;
- гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, обязательно учитывающих профиль вуза.
Создающиеся метод и система гуманитаризации образования призваны способствовать достижению следующих целей:
- овладение будущими инженерами гуманитарной культуры, преодоление узости и однобокости технократического мышления;
- формирование специалиста, гармонично сочетающего в себе современный высочайший уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами, базирующимися на принципах гражданственности и нравственности;
- развитие у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.
Гуманитарная подготовка специалистов в техническом вузе направлена, в первую очередь, на то, чтобы сформировать у них определенные мировоззренческие ориентиры.
Ситуация в России сегодня характеризуется глубочайшим мировоззренческим кризисом. Перед российским обществом, дважды испытавшим в ХХ веке «распад связи времен», встали проблемы смысла жизни, переоценки и создания новых ценностных систем и т.п. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в приобщении к общечеловеческим культурным ценностям, в формировании мировоззренческой ориентации, направленной на создание гуманистической системы ценностей.
Сегодня становится все более очевидным, что сформировавшаяся в стране за последние годы модель образования уже не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к образованию. Во всем мире идет поиск новых методов образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных с позиций интересов общества. В конечном счете, речь идет об образования как личностно-значимой ценности.
Необходимость создания новой методики и технологии гуманитарного образования не сводится только к пересмотру спектра и содержания учебных дисциплин. На первый план выдвигается формирование определенной микросреды вуза, так называемой гуманитарной среды.
Главной целью высшего технического образования является подготовка высокопрофессиональных специалистов. Только специалисты высокого уровня могут способствовать как восстановлению стабильности в развитии топливно-энергетического комплекса страны, так и выявлению наиболее перспективных направлений и путей его развития. В связи с этим, на технические вузы России ложится ответственность в подготовке таких специалистов. Но этого недостаточно. В соответствии с предлагаемой концепцией образование в техническом вузе может считаться гуманитарно сформировавшимся, только если оно направлено на подготовку как высокопрофессиональных специалистов, так и нравственно и духовно состоятельных инженеров, ориентированных в своей профессиональной деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности.
Гуманитарной средой вуза является совокупность образовательно-воспитательных, культурно-нравственных условий, подкрепленных комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих обретение единой гуманитарной культуры и направленных на формирование и развитие личности, которая осознает смысл своей деятельности, свое предназначение, обладает активной жизненной позицией.
При построении гуманитарной среды технического вуза следует выделить четыре наиболее существенных для технического образования сферы:
1. среда гуманитарного обучения;
2. языковая среда;
3. внеучебная среда;
4. среда взаимовлияния технического вуза и социума.
Деятельность всех составляющих гуманитарной среды является по своей сути программой гуманитаризации вуза.
Среда гуманитарного обучения в техническом вузе представлена, прежде всего, определенным набором гуманитарных дисциплин и имеет свою специфику. Спецификой среды гуманитарного обучения в техническом вузе, в отличие от гуманитарных, является то, что в качестве особой ценности здесь предстает межличностное общение, личностное взаимообогащение и развитие. Данная специфика, прежде всего, связана с задачей раскрытия смысла существования человека в мире техники, общества и природы. «Совмещение в процессе образования различных пластов знания - технологического и гуманитарного - это не ведомственная проблема, требующая лишь формального пересмотра набора образовательных дисциплин и структуры образования. Это также не является поиском некоторого консенсуса, но представляет собой решительный поворот к поиску утраченного единства образования, культуры, воспитания, что, по сути дела, означает восстановление общего культурного контекста образования и воспитания, которое осуществимо лишь на путях выявления взаимосвязей образования и воспитания, понимаемых как феномены культуры»[343].
Содержанием гуманитарного образования должны быть охвачены три основных блока:
1. Человек: часть программы и методов обучения направлены на понимание студентами человеческой жизни как самоценности, такое обучение дает высшему образованию гуманистическую личностную ориентацию;
2. Общество: глобальная общность, Родина, ее история, гуманизм, демократические ценности, узаконенная государственность, семья, труд и гражданская ответственность - основные понятия, раскрываемые в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла;
3. Природа: экологическая культура, ответственность перед будущими поколениями. Этот блок имеет особое значение для формирования экологической культуры будущих инженеров.
4. Культура: глобальные и этнические культуры, диалог культур, история отечественной культуры. Не менее значимый блок для формирования общей культуры личности.
Гуманитарное образование в техническом вузе представлено как набором обязательных дисциплин (отечественная история, социальная психология и педагогика, культурология, философия, экономика, политология, социология, правоведение, физическое воспитание, иностранный язык, русский язык и культура речи), так и обязательным введением широкого спектра элективных курсов. Последние наиболее полно могут удовлетворять потребностям современного технического образования, поскольку не ограничены жесткой программой, как правило, быстро устаревающей, или объемом часов, а зависят от самостоятельного выбора и возможностей самого вуза.
Значимость преподаваемых гуманитарных дисциплин для развития личности студента огромна. Особо велика роль отечественной истории в данном процессе. Историческое мышление универсально, имманентно человеку в его историческом поле. Другой основы идентификации человека в мире нет. Все современные концепции наук опираются на историческую ретроспективу, и любой эксклюзивный проект исходит из обзора предыдущего, т.е. из истории. На историческом материале формируются лучшие качества личности. Каждая эпоха под влиянием различных социальных и политических сил переписывает историю. Отсюда постоянной задачей преподавания истории является формирование у студенчества объективных и правдивых представлений о прошлом и настоящем.
Главное назначение преподавания истории в вузе состоит в формировании научного мировосприятия, представления об историческом процессе, понимания места и роли своего Отечества в разные периоды жизни человеческого общества.
Конкретно-исторические знания истории Отечества призваны вызвать интерес студентов к проблемам своей страны и желание преодолеть возникающие трудности, способствовать творческому освоению истории, важнейших социально-политических событий и поиску вариантов решений проблем. Без освоения основ исторического знания невозможно определить свое собственное место в мире, понять преемственность поколений в деле служения Родине.
Смена эпох и социально-политических и экономических целей требует особого внимания к выработке научных основ курса, пересмотра части представлений общества о своей истории, отказа от многих стереотипов прошлого, а также от фальсификаций и невежественных концепций последних лет, которые сопровождают смену ориентиров общества и отражают растерянность идеологов. Это ставит задачу особого внимания к достоверности, объективности и научности содержания изучаемого курса.
Учитывая специфику преподавания истории Отечества в техническом вузе, необходимо проводить занятия, посвященные истории вуза, его ученым и т.п.
Не менее важную роль играет и изучение культурологии. Человек является единственным носителем культурного сознания. Вне единства с культурной памятью и духовной традицией нет и не может быть полноценной человеческой личности.
В то же самое время культура представляет собой основную форму и условие не только индивидуального, но и общественного бытия. Иными словами, культура есть инструмент взаимодействия индивида и социума, механизм их взаимопонимания. «Если образцы наследия не осваиваются как феномены культуры, не разрабатываются соответствующие программы образования и воспитания на памятниках прошлого, о сохранении культурного наследия говорить невозможно, как о его использовании. И здесь требуется историческое исследование процессов изменения образцов наследия в ходе эволюции, а значит - выделение эпох, культурно-исторических типов и т.п.»[344]
В гуманитарной дисциплине «История мировой культуры» автором введен элективный курс «Литературная и музыкальная жизнь России XIX века»[345].
Актуальность данной программы определяется тем, что в настоящее время возникла необходимость углубить представления студенчества о сущности культурно-исторических процессов в общественной жизни России прошлого века для понимания будущего. Воспитание через искусство представляет собой особые свойства непосредственной выразительности и смысловой образности.
В программе курса четыре блока. Весь материал курса располагается следующим образом:
- в первом блоке изучается материал, связанный с феноменом русского салона в отечественной культуре;
- во втором блоке изучаются пути русской поэзии, а также народного творчества и романсового творчества русских композиторов XIX века;
- в третьем блоке изучаются исторические особенности отечественной прозы, а также симфонической и камерно-инструментальной музыки XIX века;
- в четвертом блоке изучаются развитие драматургии и оперного наследия русских авторов в связи с развитием русского театра.
В каждом блоке курса две лекции, семинар и салон.
Лекция - традиционный способ передачи и усвоения знаний, и поэтому не требует пояснений. Внутри II-III блоков курса применяется хронологический принцип распределения материала: в первой лекции каждого блока рекомендуется излагать материал по первой половине века, а во второй лекции - по второй.
Семинар в данном курсе должен носить черты особого педагогического жанра - эвристической беседы, в котором главной целью является пробуждение интеллектуальной активности студента. При этом он должен строится на материале лекций и закреплять в памяти студентов полученные на них знания. На семинаре студенты закрепляют знания, полученные на лекциях, а также излагают проработанный ими теоретический и фактологический материал.
Исследованием установлено, что салон - это традиционная для России высшая форма интеллектуального и художественного общения на основе постижения философии, литературы, музыки, живописи в непосредственном контакте участников встречи. В технических и иных вузах XIX века салон рассматривался как форма внеучебной работы. В данном случае речь идет о салоне в рамках учебной работы.
Именно в учебном салоне развиваются такие необходимые для наших выпускников качества, как широта мышления, художественная чуткость и эрудиция, гибкость и острота интеллекта, умение мыслить и излагать свои мысли, слушать, дискутировать, наконец, умение вести себя, т.е. знание этикета. В учебном салоне студенты должны встречаться с выдающимися профессиональными музыкантами, поэтами, литераторами, философами, с деятелями науки и общественными деятелями, а также принимать непосредственное участие как собеседники, исполнители и слушатели.
В учебных литературно-музыкальных салонах эстетическое воспитание осуществляется через познание искусства России XIX века (литература и музыка), а также знакомство с шедеврами мирового искусства, и является всеохватывающим творческим процессом.
Следует учесть, что в учебном салоне может быть привлечена для ознакомления поэзия, проза, музыка, драматургия иного времени (в т.ч. и современная) и других стран.
Программа каждого учебного салона фиксируется в календарном плане учебной работы исходя из особенностей студенческой аудитории, возможностей приглашения в салон выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, политики.
Для студентов первого курса посещение учебных салонов является введением в учебный курс «Литературная и музыкальная жизнь России XIX века».
На последнем занятии проводится зачет. На зачете преподаватель подводит краткий итог учебной работы каждого студента, особенно отмечает активность тех студентов, которые регулярно участвовали в творческой деятельности семинаров и салонов. Для успешного проведения курса всячески поощряется кружковая музыкально-литературная деятельность самих студентов.
С 1995 года по настоящее время автором ежемесячно проводятся учебные литературно-музыкальные салоны. В салонах принимает участие симфонический оркестр ЦДУ РАН им. А.П. Бородина, артисты московских музыкальных и драматических театров, студенты МГК им. П.И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, студенты Российского университета Дружбы народов и др. В рамках салонов происходит обучение музыке, сам автор диссертации исполняет фортепьянные концерты (И.С. Бах, Ф. Шопен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Ф. Шуберт, А. Вивальди и др.).
В салоне сформировался хор студентов факультета Разработки нефтяных и газовых месторождений, хормейстером которого является автор данного исследования. Хор принимал участие в праздновании 75-летнего юбилея РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, а также в тематических и литературно- музыкальных салонах. В музыкальном салоне «родился» гимн университета. Этот гимн студенческий хор (75 студентов) исполняет на торжественных праздниках университета. В репертуаре хора русские народные песни, песни русских и современных композиторов. Хор удостоен диплома на международном Пушкинском фестивале «С веком наравне…». Заслугой хора является исполнение указанного репертуара с симфоническим оркестром ЦДУ РАН им. А.П. Бородина.
К деятельности салона привлечены самодеятельные коллективы Дворца культуры РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (хоровой, вокальный и театральный, танцевальный коллектив «Бальный этикет», студия художественного слова). Совместно с творческой студенческой молодежью в литературно-музыкальных салонах принимали участие: артисты музыкальных и драматических театров; Академический ансамбль МВД под руководством народного артиста России Виктора Елисеева; студенты технических и гуманитарных вузов Москвы.
Таким образом, очевидно, что вышеизложенные принципы, подходы и методология проведения салонов в техническом вузе на примере РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина показывают: в учебном салоне развиваются такие необходимые для технической интеллигенции России качества как глубина мышление, умение думать и обсуждать, ясно излагать свои мысли, грамотно говорить, воспитывать в себе любовь к своей истории и культуре.
Учебный литературно-музыкальный салон является одним из способов трансляции культурного наследования - феномена русского салона XIX века. Прослеживаются основные функции в учебном салоне, которые актуальны в современном техническом вузе:
Образовательно-просветительская функция - это получение знаний о культуре и истории своей страны, знание о шедеврах отечественного и мирового искусства
Эстетическая функция салона связана с формированием эстетического вкуса, эстетических идеалов у студентов, кроме того, предполагается овладение тем или иным видом искусства, приобщение к высокому искусству. Эта функция, в свою очередь, раскрывается:
Театральная функция состоит в знакомстве с новыми театральными произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов. При этом исполнителями ролей являются студенты - участники салонов.
Литературная функция салона - знакомство с литературными произведениями отечественных и зарубежных поэтов и писателей. Чтение фрагментов этих произведений студентами в учебных литературных салонах.
Музыкальная функция салона - знакомство с музыкальными произведениями отечественных и зарубежных композиторов, фольклором, хоровым искусством. При проведении учебных салонов сформировался студенческий хор «Губкинец», который принимает участие не только в салонах, но и во всех торжествах университета.
Аксиологическая (ценностная)функция - учебный салон формирует у студентов ценностные потребности и ориентации. Нравственное и интеллектуальное содержание студента, как правило, выступает критерием соответствующей оценки посещаемых учебных литературно-музыкальных салонов.
Коммуникативная - среди наиболее привлекательных черт салона - камерность. В нем создана психологически комфортная атмосфера, способствующая раскрытию творческих возможностей личности, высокому интеллектуальному общению. Возрождение салонов представляет широкие возможности для формирования духовной элиты технической интеллигенции.
Перечислим основные типы и приведем примеры учебных литературно-музыкальных салонов, выполняющих перечисленные выше функции:
Литературные салоны
- «Одной любви музыка уступает... (А.С. Пушкин)»
- «Расти, душа, и насыщайся вволю (В. Шекспир, сонет № 146)»
- «…Чистейшей прелести чистейший образец (А.С. Пушкин)».