Вскрытие идеи произведения и предварительная наметка

СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ

В предварительной работе режиссера над текстом автора-вскрытие идеи произведения должно занять очень много вре­мени. Режиссер должен подробно продумать ее содержание, концепцию построения действия, основные высказыва­ния персонажей пьесы, в которых он может усмотреть мыс­ли самого автора. Режиссеру необходимо отыскать в пьесе такие куски или сцены, в которых яснее всего выражена ос­новная идея автора. Он должен продумать эту идею и прове­рить, действительно ли она пронизывает все произведение. Он убеждается, что характеры действующих лиц изображены именно так, что они наилучшим образом разъясняют идею произведения и что выбранный драматургом сюжет ярче все­го может проявить ту идею, которую хочет довести автор-до сознания зрителя или читателя.

Для полной уверенности в том, что он не ошибся в выяв­лении идеи спектакля, режиссер должен ясно себе предста­вить, каковы контрдействия и кем они ведутся против

Стр. 60

основного действия, развивающегося как сквозное действие пьесы.

Как бы интересно ни был сыгран спектакль, как бы хо­рошо ни были разработаны роли, отсутствие в спектакле вер­но намеченной режиссером идеи значительно снизит качество сценического произведения.

Необходимо обратить внимание на следующее. Режиссер может хорошо изучить эпоху, прекрасно разобраться в от­дельных характерах, написанных автором, может сценически показать очень ярко все положения, данные драматургом, на­полнить подлинной жизнью все сцены, найти даже сквозное действие — перед зрителем пройдут картины жизни, которые очаруют его правдивостью, простотой, увлекательной лег­костью,— и все же в спектакле не будет самого главного, того, для чего автор писал свое произведение,—основной мысли произведения, идеи.

Так неоднократно бывало даже в лучших театрах при по­становке таких классических произведений, как «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Горе от ума» Грибоедова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, и при постановке мольеровских пьес. Известно, что основная идея «Женитьбы Фигаро» Бомар­ше выражена в третьем явлении пятого действия, в монологе Фигаро, где он рассказывает о трудном пути разночинца, или, вернее, мелкого буржуа, который твердыми шагами идет на смену своему хозяину—феодалу графу Альмавива.

Основным в пьесе является то обстоятельство, что Фига­ро, камердинер графа и управляющий замком, на глазах зри­телей своей находчивостью, умом, способностью к борьбе побеждает «испанского гранда». Все интриги Фигаро, весь сюжет «безумного дня» интересен тем, что показывает пре­восходство представителя нового класса над уходящим.

Эту идею Бомарше надлежит показать, замаскировав ее искусными сценическими приемами, чтобы она не была на­зойлива. Таков прием самого Бомарше. Он нигде не выпячи­вает в своей изумительной комедии главной мысли, из-за ко­торой написана воя пьеса, и тем не менее эта основная мысль его сквозит в каждом куске комедии.

Показать глупость, пошлость и пустоту той обществен­ной среды, в которой живут граф, графиня, Бартоло, Марсе-лина « прочие лица,— основная задача автора. Но все это сделано с необычайной легкостью, изяществом, сценической четкостью, умом и остротой таланта. Невольно вспоминаются слова Пушкина в «Моцарте и Сальери»:

...Бомарше

Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,

Как мысли черные тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Стр. 61

В сценической истории мольерожжих пьес был целый пе­риод, когда режиссеры ставили Мольера преимущественно как писателя, дававшегося на придворной сцене Людовика XIV. Изысканность манер, поклоны, танцевальные движения, цере­монии, пантомимы и балетные выходы — вся «театральность» театрального века усиленно подчеркивалась режиссерами.

Социальный смысл мольеровских пьес, их глубокий реа­лизм и острая ирония уходили в тень; на первый план выпи­рали художник, костюмер, бутафор, блеск постановки. Даже актерское исполнение тонуло в яркости постановочного оформ­ления. Между тем каждое произведение Мольера глубоко пронизано идеей, и режиссер должен прежде всего раскрыть

эту идею.

Например, как бы ни увлекали церемонии и балетные со­провождения в комедии «Мещанин во дворянстве», основное в произведении — это ирония Мольера над тем, как некоторые буржуа стараются во что бы то ни стало корчить из себя аристократов. Над ними смеется Мольер, им он не сочувству­ет, в манерности и ханжестве их он видит отрицательные сто­роны аристократического общества.

Даже в трагедиях Шекспира и в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» режиссеры увлекались разработ­кой характеров, вскрытием сценических положений, изобра­жением общей атмосферы, в которой протекало действие, изображением черт быта или эпох, не продумав идеи, кото­рая подчинила бы себе всю работу режиссера над спек­таклем.

Идея произведения, глубокое и выразительное ее раскрытие дает режиссеру в работе особую уверенность. Вот почему в этот предшествующий репетиционному периоду этап работы режиссера над текстом, когда он подготовляется к постанов­ке, так важно додумать до конца, в чем заключается идея произведения, как предполагает режиссер ее сценически трактовать и исходить из нее при определении сквозного действия спектакля.

Наши рекомендации