Детей подготовительной группы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностированиемузыкальных способностей детей разработано доцентами кандидатами педагогических наук Комиссаровой Л.Н. и Радыновой О.П. и предложено РАО.
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ:
Выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития,эффективности педагогического воздействия)
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
· Выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка по следующим разделам:
а) Ладовое чувство;
б) Музыкально – слуховые представления;
в) Музыкально – ритмическое чувство;
· Проектирования индивидуальной коррекционной работы с детьми со средним и низким уровнем развития музыкальных способностей;
Коррекционная работа с детьми проводится в течение года.
Цель коррекционной работы:
а) Выявить уровень развития музыкальных способностей после проведения коррекционной работы;
б) Наметить пути дальнейшей коррекционной работы;
· Оценки эффекта педагогического воздействия.
Диагностика проводится отдельно с каждым ребенком или небольшой группой
детей (2-3 ребенка).
Выполнение детьми задания оценивается по системе:
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Результаты заносятся в таблицу и суммируются.
В зависимости от общего количества баллов определяется уровень музыкального развития ребенка.
Определение коэффициента и уровня в диагностике музыкальных способностей детей.
К < 0,5 – недопустимый уровень
0,51 < K < 0,64 – критический уровень
0,65 < K < 0,79 – допустимый уровень
0,8 < K < 1 – оптимальный уровень
Расчёт уровня каждого ребенка:
Например, Иванов Саша выполнил из 12 предложенных задач 8. Делим 8 на 12 (8:12=0,66) Смотрим, какому уровню соответствует коэффициент 0,66 – допустимый уровень. Заносим результат напротив фамилии ребёнка в крайний правый столбец.
Усвоение задач всей группой:
В группе 20 человек. С заданием № 1 справились – 15 человек.
Делим 15 на 20 (15:20=0,75) Смотрим, какому уровню соответствует коэффициент 0,75. Заносим вниз таблицы под заданием № 1.
Отмечаем на графике нужную точку. Число точек должно соответствовать кол-ву задач. Затем точки соединяем.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО:
1.Эмоциональный отклик на музыку
2. Внимание.
3. Определить характер музыкального произведения.
4. Определить жанр музыкального произведения.
5. Определить форму музыкального произведения.
6. Узнать знакомую мелодию по фрагменту.
7. Определить музыкальные средства выразительности.( темп, динамика, тембр, лад, звуковысотн.(б.5 – б.3))
8. Определить, закончилась ли мелодия.
9. Узнавать мелодию Гимна РФ (знать авторов).
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
1. Пение мелодии с музыкальным сопровождением.
2. Пение хорошо знакомой мелодии без музыкального сопровождения.
3. Выразительное исполнение песен.
4. Песенное творчество (формирование самостоятельности в нахождении звукоподражаний, песенных импровизаций и окончания
мелодии, начатой взрослым – на 2-3 звуках; Сочинение считалок, дразнилок; Импровизация звукоподражаний и простейших
попевок в соответствии с музыкальными средствами выразительности; Сочинение мелодии в различных жанрах)
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО:
1: Воспроизведение в хлопках, притопах, игре на детских муз.инструментах ритма музыки.
2: Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.
3: Соответствие ритма движений ритму музыки.
4: Творческие проявления в движениях под музыку.
а) самостоятельно подбирать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки;
б) использовать различные танцевальные жанры: полька, вальс, рус.нар.плясовая, хоровод)