Политико-правовая мысль и практика государственного развития России
Условия существования и развития российского общества привели к тому, что авторитарная самодержавная власть надолго возобладала. Но была практика и традиции демократического общественно-политического строя в Киевской Руси до 13 в., так как это была цивилизация городского типа. Около 300 городов. Развивались, как западно-европейские. Основное население – купцы, ремесленники. Культурные и экономические связи с соседями и дальними странами. 11-13 вв. ученые характеризуют как время вечевой демократии.
Конкретно-исторические условия существования и развития российского общества: тенденции авторитарной единоличной самодержавной власти НО практика и традиции демократического строя имели место в Киевской Руси вплоть до XIII в.
Этот баланс нарушен с установлением монголо-татарского ига - возобладал институт великокняжеской власти
Исключение составили Новгород, Псков, Вятка, где сохранялась вечевая демократия.
Новгород и Псков – городские республики. Здесь сложилось разделение трех ветвей власти, оформилась правовая система, в которой были закреплены важные для становления гражданского общества элементы:
- презумпция невиновности (запрет применения силы и захвата имущества до решения суда),
- обязательное представительство интересов в суде,
- государственные гарантии невмешательства административных органов гражданский договор
Москва, поднявшаяся в условиях ига, заселенная людьми, никогда не знавшими вечевой демократии, но привыкшими склонять голову перед ханскими военачальниками и сборщиками податей, вместе с тем обманывать их и хитрить, одержала верх:
· окрепла власть князей
· новая цивилизация Московская Русь (аграрная, а не городская как Киевская)
· установление централизованной самодержавной власти
· укрепление позиций православного греко-римского духовенства
Вплоть до XVIII века русское общество было пропитано религиозным духом:
- сковывала инициативу русских людей и способствовала изоляции Московской Руси
- идеологическая стена между католичеством и православием
- монастыри – единственные центры образования до XVII века
- русские боялись нововведений с Запада, считая их злом
Иван Грозный хотел провести реформу суда и местного направления
Борис Годунов – попытки сближения с Европой
Лжедмитрий – открыто нападал на старые обычаи и косные нравы Руси
Междуцарствие, смута, гражданская война, война с поляками, шведами и казаками > народное ополчение Минина и Пожарского изгоняет интервентов в 1612 году > 1613 год Земский собор, царем провозглашен М. Романов
России необходимо было преодолеть экономическую отсталость, сбросить тяжесть старых обычаев и обратиться к Западу для приобретения всевозможных навыков (военное искусство, строительство кораблей и крепостей, прокладывание дорого, строительство городов, развитие ремесел и т.п.)
Алексей Михайлович, сын первого из Романовых, пригласил С.Полоцкого (монах, но образован – драматург, ученый, поэт) для воспитания своих детей. Полоцкий – просвещение русских людей. Старался расширить объем изучаемого материала, включив в школьный курс риторику, диалектику, поэтику, стремился приобщить школьников к достижениям европейской культуры. Вслед за ним - Ю. Крижанич
При Алексее Михайловиче сложились два направления, оказавших влияние на русских людей и создавших почву для реформирования общества:
- польско-католическое
- немецкое, протестантское
В рамках этих направлений развивалась гуманистическая мысль в России в XVII – XVIII вв., опираясь на античное наследие.
Петр I (1689-1725): сближение России с Европой – реформы. Разные оценки его деятельности
· признание значимости классической античной культуры и приобщение к ней русского общества
· стремление использовать античное культурное наследие и достижения европейской культуры для развития светского образования и просвещения
· эпоха гуманистических идей и ренессансной культуры
· Петр встретил сопротивление своим реформам в лице бояр, старого дворянства и крестьян.
· разорвал покров таинственности, окутывавшей персону царя – выступал как простой смертный
· заменил патриарха Синодом
· перенес столицу в СПб
· Россия – империя
· табель о рангах – общественное положение человека определяется его личными достоинствами
· Со смертью Петра в стране воцарилась полнейшая правительственная анархия
Елизавета Петровна (1741-1761) – возвращение к петровскому курсу:
- формирование просвещенного абсолютизма
- смягчение нравов
- растущее уважение к человеку
- развитие умственных интересов и расширение сфер применения умственного труда благодаря активизации петровской Академии наук
- становление русского литературного языка
- возникновение художественной литературы, поэзии, гуманитарных наук
Екатерина II (1762-1796)
· возвышение дворянства
· избирательные права буржуазии и крестьянам
· переход от феодальных методов судопроизводства к либерально-демократическим
Александр I (1801-1825): Негласный комитет – Чарторыйский, Кочубей, Строганов, Новосильцев
Реформы намечены:
· отмена крепостного права
· изменение формы правления
НО сопротивление дворянства, духовенства – роспуск комитета
Сперанский:
· обеспечение гражданских прав населения
· переход к конституционной монархии
· разделение властей (Дума – законодательный орган, Сенат – высший судебный, введение нормативно-правовой регламентации деятельности исполнительной власти)
· отмена крепостного права
· выборы в Думу на основе высокого имущественного ценза и по многоступенчатой системе
НО лишь малая часть реформ была реализована
Александр II (1855 – 1881)
· отмена законов, наиболее нарушавших права граждан России
· ликвидация крепостного прав (личная зависимость)
· независимый сословный суд
· местное выборное самоуправление: земское (сельское) и городское
· смягчение цензуры
НО старались не ущемить самодержавную власть и дворянскую аристократию
отсутствовала правовая база проведения реформ
спорные вопросы решались не на основе гражданского процесса, а в соответствии с административным положением
Продолжением его реформ 60-70х годов явились:
· финансовая реформа Витте 1897 года (введение единой системы обеспечения рубля золотом, его свободной конвертируемости, жесткого контроля за процессом эмиссии, развитие банковской системы и широкое привлечение в страну иностранного капитала)
· реформа демократизации политического строя, разработанная Витте и реализованная в Манифесте 17 октября 1905 года, который мог стать инструментом превращения России с парламентскую монархию, так как:
o - утверждение основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов
o - введение всеобщего избирательного права
o - наделение Государственной Думы функциями законодательного органа
Аграрная реформа Столыпина:
- разрушение крестьянской общины путем разрешения выхода из нее
- законодательное учреждение частной крестьянской собственности на землю с поощрением образования отрубного и хуторского хозяйства
- создание сильных частных крестьянских хозяйств с помощью государства на пустующих землях за Уралом
Недовольство правых (крупная землевладельческая аристократия) и левых (экстремистская оппозиция) этой реформой
Тоталитаризм
Переход к демократическому строю