I. культура западно-европейского возрождения. реформация и её культурно-историческое значение (xiv-xvi вв.)

1. Причины и предпосылки культуры эпохи Возрождения.

2. Образование, философия и теория культуры в эпоху Возрождения.

3. Основные положения и этапы эстетической теории Возрождения.

4. Период Высокого Ренессанса в Италии.

5. Возрождение в Венеции и позднее Возрождение.

6. Реформация как идеологическая культурная революция, её основные представители. Протестантская мораль и личность нового типа.

7. Северное Возрождение. Своеобразие художественной культуры.

8. Место Возрождения и Реформации в культурной жизни человечества.

Доклады:

1. Шедевры Французской архитектуры эпохи Возрождения.

2. Комплекс Испанского Возрождения – знаменитый дворец-монастырь Эскориал.

3. Великие реформаторы живописи XV в.

Методические указания

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному – это эпоха великих открытий.

Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? См. литературу: [10, с. 128].

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославле­ние прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Выясните, каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Возрождения? В чем конкретно проявлялось влияние Средневековья на культуру Возрождения? Воспользуйтесь следующей литературой: [1, с. 104-114; 3, с. 189-270] и другими источниками, приведёнными ниже.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время – наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства. [11, с.109].

Выясните связь науки и искусства обратитесь к литературе: [5, с. 231-267; 12, с. 345-374].

Своеобразный характер имело северное Возрождение. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм, который привёл к появлению пейзажа как самостоятельному жанру. [5, с. 248-267; 12, 302-326].

Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует выделить существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Выясните, к чему привёл Северный гуманизм. При подготовке можно использовать следующую литературу: [1, с. 298-306; 5, с. 296-323] и другие источники, приведённые ниже.

Глоссарий

Академизм – художественное направление в изобразительном искусстве XVI-XIX вв., выражающееся в следовании внешним формам классического искусства-античности и Возрождения.

Возрождение –эпоха в развитии западной культуры, начавшаяся после средневековья и характеризующаяся резким повышением интереса к античной культуре и философии. Различают раннее (XIV-XV вв.), высокое (XV-XVI вв.) и позднее (XVI-XVII вв.) Возрождение.

Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Инквизиция (лат. inqizisio – розыск) – в католической церкви XIII-XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью.

Кальвинизм – направление протестантизма, основано Жаном Кальвином.

Контрреформация (лат. сontr – напротив, геformatio – преобразование, т.е. противодействие преобразованию) – церковно-католическое движение в Европе середины XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Главное орудие контрреформации – инквизиция, монашеские ордена.

Лютеранство – крупнейшее направление протестантизма. Основано М.Лютером, одним из идеологов Реформации.

Маньеризм (итал. manierismo от maniera – манера, стиль) – направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерно утверждение неустойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Произведениям искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы.

Протестантизм (лат. ргоtestans – публично доказывающий) – одно из основных направлений в христианстве.

Ренессанс (франц. renaissancе) – Возрождение.

Реформация– эпоха в развитии католичества (XVI-XVII вв.), характеризующаяся стремлением изменить обряды и догмы католической церкви на базе протестантства.

Титанизм— качество возрожденческой личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.

Универсализация личности (лат. universalis – общий, всеобщий) –всесторонность развития природных способностей человека.

Список литературы

1. Астахов А.П. Самые знаменитые художники итальянского Возрождения. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Белый город, 2010. – 104 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. – М.: Высшая школа, 1977. – 254 с.

4. Горелов А.А. Культурология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

5. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. – М.: Медиа, 1924. – 121 с.

6. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

7. Культура эпохи Возрождения и Реформации / под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.

8. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

9. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

10. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.

11. Муратов П. Образы Италии. Полн. изд. в 3-х т. – М.: Галарт, Т. 1, 2009. – 384 с.

12. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986. – 648 с.

Вопросы для самопроверки

1. Какие причины привели к эпохе Реформации?

2. Что означает термин «Возрождение»? В чем отрицание и преемственность со средневековыми культурными традициями?

3. Что такое гуманизм и как он толкуется в эпоху возрожденческой культуры?

4. Что такое антропоцентризм и как он выразился в искусстве Возрождения?

5. Что такое титанизм, как титанизм эпохи Возрождения отличается от титанизма античности?

6. В чём отличие Северного Возрождения от итальянского?

7. В чем сходство и отличие основных направлений протестантизма?

8. Почему доминирующим направлением в искусстве Возрождения становится живопись?

9. Чем отличается индивидуализм Реформации от ренессанского?

10. В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?

11. Кого называют крупнейшим гуманистом эпохи ПозднегоВозрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всегочеловечества?

СЕМИНАР №8

Наши рекомендации