Ю.П. Любимов: «политический, поэтический, метафорический» Театр драмы и комедии на Таганке
Биографические сведения.
Создание театра. Учебный спектакль Театрального училища им. Щукина «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964). Возврат к эстетике условного театра (Вс.Э. Мейерхольд) в брехтовском варианте эпического театра. Сплав интеллектуализма и эмоциональности в игре молодых актеров.
Поэтический театр Таганки. «Антимиры» А. Вознесенского (1965), «Десять дней, который потрясли мир» по Дж. Риду (1965), поэтическое представление «Павшие и живые» (1965), «Послушайте!» по В. Маяковскому ( 1967), «Пугачев» по С. Есенину (1967) в режиссуре Ю. Любимова.
Актеры, определившие лицо театра. Художник Давид Боровский.
Главные спектакли последующих лет: «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву (1971), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1979).
Перенесение на сцену проблемной прозы.
Борьба театра с официозом за свободу обсуждения жизни, как она есть, участие в подготовке «перестройки». «Борис Годунов» А. Пушкина (1982), запрещение спектакля. Отъезд Ю. Любимова за границу.
Возвращение Ю.П. Любимова (1991). Раскол театра (1992): Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки»).
Любимов в новой реальности – победы и поражения.
Вопрос 16
Театр «Современник». Новый тип актера в спектаклях 60-70-х годов.
Олег Николаевич Ефремов (1927-2000). Биографические сведения.
Создание театра «Современник» (1956). Организационная структура и творческая программа «коллектива единомышленников». Демократические принципы внутренней жизни коллектива.
Публицистический пафос, обнажение гражданской позиции. Исповедальность актерской манеры. Естественность, органичность актерского существования.. Спектакли «Вечно живые» В. Розова (1956), «Голый король» Е. Шварца (1960), «Старшая сестра» А. Володина (1962), «Назначение» Володина (1963), «Обыкновенная история» по А. Гончарову (1966), «Традиционный сбор» В. Розова.
Расширение эстетического диапазона. «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в постановке Питера Джеймса (1975). Современная западная пьеса. Кризис театра. «Чайка» А. Чехова (1970).
Уход О. Ефремова в МХТ. Галина Волчек во главе «Современника».
Первые спектакли Валерия Фокина. Новая драматургия на сцене «Современника»: «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1977). Пьесы Л. Петрушевской и Н. Коляды.
«Эшелон» М. Рощина в постановке Г. Волчек (1975).
«Бесы» в постановке Анжея Вайтды.
Гастроли в Америке и Париже. Открытие Малой сцены. Актеры и современный репертуар.
Вопрос 17
Советская драматургия 60-70-х: В.С. Розов, А.Н. Арбузов, А.М. Володин, А.В. Вампилов и другие (на примере творчества одного драматурга).
Первые пьесы В.С. Розова(1913-2004) «В добрый час!» (1955), «В писках радости» (1957). Интерес к молодому герою. Проблема нравственного выбора. Восстановление утраченных нравственных критериев как главной ценности человеческой жизни. Кризис озовского варианта молодежной темы. Переход к новой проблематике и стилистике в рамках традиционной драматургической структуры. «В день свадьбы» (1964)
А.Н. Арбузов (1908-1986). «Таня» (1947, новая редакция), «Годы странствий» (1954), «Город на заре» (1957, новая редакция). Центральная тема: здоровое, рациональное и позитивное общество неотвратимо усредняет необычных людей. «Мой бедный Марат» (1964).
А.М. Володин(1919-2001).«Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1956), «Назначение» (1961) . Проблема верности собственной человеческой природе.
А.В. Вампилов(1937-1972).«Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1967) – пьесы о советском «потерянном поколении» 70-х. Разрушение традиционной назидательной модели оптимистической советской пьесы
Вопрос 18
История Новосибирского государственного театра «Красный факел»
Рождение театра.
Роль В.П. Редлих в становлении театра (1932-1960). Развитие традиций русского театра, влияние МХАТа.
Пьесы и актеры театра 1960-80 годов (Е.С.Лемешонок, В.Е. Бирюков, А.Я. Покидченко).
Репертуар, режиссеры и актеры Красного факела рубежа 20 и 21 века (А. Серов, О.Рыбкин, А.Зыков, Т.Кулябин). Спектакли и роли. (Разбор одного из спектаклей)
Вопрос 19
История Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»
Роль Ленинградского ТЮЗа в создании Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей (1930 г.). Первое творческое десятилетие театра, режиссура Н.Ф.Михайлова. Актеры театра Е.Г. Агаронова, З.Ф. Булгакова, В.И. Макаров и др.
ТЮЗ в 60-70-ые годы 20 века. Репертуар, режиссеры и актеры (В.В.Кузьмин, В.С. Орлов, А.Я. Мовчан и др.)
Рождение и расцвет «Глобуса». 1991-2001 гг. Новые художественные направления в театре, руководимом Г.Я. Гоберником и М.Е. Ревякиной Репертуар, режиссура и актеры этого периода.
Репертуар, режиссура и актеры первого десятилетия 21 века. (Разбор одного из спектаклей).
Вопрос 20
«Новая драма - 2» в российском театре рубежа ХХ – XXI веков: направления, литературные особенности, театральное воплощение.
1. Драматургические школы в российской «новой драме-2»:
- «Новая драма-2» в Москве (Театр.doc, Театр «Практика», Фестиваль «Новая драма»),
- «Новая драма-2» в Екатеринбурге («Коляда-театр», драматургический конкурс «Евразия»),
- «Новая драма-2» в Тольятти (Центр «Голосова-20», Литературно-театральный фестиваль «Майские чтения»).
2. Особенности поэтики «новой драмы - 2» (документальность, социальная направленность, разрушение, деконструкция – текста, персонажа, коммуникации героев).
3. Первые спектакли по «новой драме-2» в России (Спектакль «Пластилин», Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, режиссер К. Серебренников. Рецензия на спектакль «Пластилин» В. Вульфа «Им удалось иное рвение»).
Б. Вопросы по истории зарубежного театра
1. Театральная культура Древней Греции в классический период (V в. До н.э.)
2. Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).
3. Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.
4. Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».
5. Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.
6. Национальные театральные системы востока: Но и Кабуки.
7. «Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).
8. Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).
9. Актер рубежа XIX – XX вв.: модерн в игре Сары Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.
10. «Новая драма» в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).
11. Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана).
12. Символистская модель театра.
13. Экзистенциальная драма в режиссерском театре первой половины XX века («Мухи» Сартра в постановке Ш. Дюллена).
14. Эпический театр Бертольта Брехта.
15. Модель театра Абсурда: С. Беккет «В ожидании Годо», Ионеско «Лысая певица» – первые постановки.
16. «Бедный театр» Ежи Гротовского.
17. Американская модель театра: театры Бродвея и офф-бродвейские театры.
18. Театральные традиции пантомимы в искусстве драматического актера XX века: деятельность Ж.-Л. Барро.
19. П. Брук: новое прочтение Шекспира в театре XX века.
20. «Новая драма» в театре начала XXI века: М. Равенхилл «Откровенные полароидные снимки» (постановка театра им. Пушкина, реж. К. Серебреников); М. МакДонах «Красавица из Линэна» (постановка театра «У моста», реж. С. Федотов) – на выбор.