Архитектура Двуречья (IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э.)
Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города.
Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.
В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но - с закромами.
Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, б.и глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок - фашин того же тростника.
Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.
Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.
Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.
Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.
Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.
От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это б.и вентиляционные отверстия.
Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши - наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.
Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 - 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения б.и еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 - 10 м.
Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шил только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.
Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.
Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах - террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.
История архитектуры Др. Двуречья (Мес.) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.
Этими центрами б.и:
ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. - 2300 г. до н.э.)
Вавилон - централизованное рабовладельческое государство (2150 - 1000 гг, до н.э.)
Ассирия - огромная военная держава (1000 - 605 гг. до н э.)
Нововавилонская империя (625 - 539 гг. до н.э.) Архитектура Др. Мес. (междуречья)
Реки Тигр и Евфрат, изобретен гончарный круг, разделение часа, секунд, дней. Разливы рек, горы, перепады температур.
5 тыс. до н.э. Шумеры - на юге (азиатский народ), Аккады - на севере. 2 города - гос-ва.
Ср. 3 тыс. до н.э. - объединение Шумер и Аккад в Шумеро-аккадское гос-ва
2 тыс. - Вавилонская империя
1880 до н.э. пик рассвета и потом приходит в упадок
1 тыс. до н.э. - Ассирийцы
8-7 в. до н.э. - 612 погибает ассирическая империя, через 60 лет возникает новая Ново Вавилонская империя
5 в. до н.э. - Персы
Строительные материалы
Юг - глина, кирпич-сырец, дерево. Появляются 1-ые печи для обжига кирпича, научились делать обожженный, глазурованный кирпич.
Север - плюс камень. В горах - природный горный битум. Камни клали на растворе.
Конструктивная основа - стены многометровой толщины
Перекрытия - балки из дерева (мало использовали), из мелких камней, сводчатые перекрытия. Настоящие своды на растворе с 3 тыс.
Столб играет второстепенную роль.
Вся архитектура основана, рассчитана на оборону, композиционное сходство храмовых, дворцовых сооружений (близкое к квадрату в плане).
Гор кур - территория 1000*700 м, окруженная стенами, толщина стен 25, 32 м, оформлено зубцами, имело 1 улицу. Дворы не находились на 1 оси Главное культовое здание - Зиккурат - ступенчатое балинеобразное культовое сооружение из сплошных уменьшающихся объемов на верху сам храм. Внутри сплошная кладка из сырцов блоков толщиной 2,5 м. В плане Зиккурат прямоугольник 43 - 46 * 60 - 65 м. Внутри нет ничего. Зиккурат подставка под храм. Сохранился нижний ярус высотой 15 м. Вход с северо-восточной стороны - лестница. Рядом дворец квадратное в плане сооружение, не имевшее окон. Зиккурат красился - нижний - черный (битум), средний - красный, верхний - белый, храм - голубой (из глазурованного кирпича).
Для храма осирийцы использовали формы зиккурата. Основные элементы - сооружения дворцового типа. Дворовые сооружения показывали власть.
Дворец построил осирический царь Саргон 2. Город Дур-Шаррукин или Хорсабад 711 - 707 гг. до н.э. Территория 1780*1685 м. Город окружает стена высотой 18 м. В северо-восточной части в стену встроена резиденция - цитадель. Дворец расположен на насыпе на искуственом холме. Более 20 залов и 30 дворов. Стену украшены рельефами на военные темы. Высота ворот более 6,6 м, рельеф - быки - Шеду. 1 период 1800 г. д.н. начинает существование Вавилон, происходит объединение культур Шумер и древо вавилонян. Через 60 лет Ново вавилонская династия. 626 г. д.э. - Холдейская династия. Вавилон становится мировой столицей. Вавилон находится на 2 реках Тигр и Евфрат. Население 360 тыс. жителей на территории 20 км2 (Ярославль 17 км2).
Город - крепость из стен высотой 18 м, толщина 20 м, через каждые 20 м встроены башни. С северо-запада главные ворота богини Иштар. Стены облицованы глазированным кирпичом с орнаментом дракона, быка. Фигурки из желтого кирпича, ворота - синего.
Зиккурат - Этеменанки - Вавилонская башня. Высота 90 м, сторона основания квадрата 91,5 м. Внутри ядро из сырцового кирпича облицовано глазурованным кирпичом. 7 ступеней. Цветной - нижний - белый, 2 - черный, выше - красный, синий, красно-алый, серебристый, храм - голубой. В 538 г. до н.э. при царе Кире Вавилон повержен персами. Рел. персов - язычники, не имела такого значения, как Ег.ская. На востоке персы дошли до Индии, на Западе - до Ег..
Самый крупный дворцовый комплекс в междуречье новая резиденция царя Дарии Персеполь (территория нынешнего Ирака) (520 - 460 г. до н.э.) размер 450*300 м. Имеет 1 вход, окружен стеной, вход оформлен пропилеями. Создается тип гражданского многоканального зала для светских церемоний (приношения даров). Это тип залов - ападана. Пропорция колонн 1 к 12 (Ег. - 1 к 4,5). Платформа каменная, сторона квадрата 62,5 м. Шаг колонн 8,74 м, высота 20 м. Вмещал 10 000 человек. Платформа украшена рельефами. На колоннах лежали балки из кедра, дерево облицовано золотом, колонны из черного мрамора. Капитель высотой 5,5 м. Эпоха Ахиминида. Искусство Др. Мес.
Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.
В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из Др.ших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями б.и шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Мес. («Страна между реками»).
Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее б.и покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.
Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.
В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются рабовладельческие города-государства, соперничавшие между собой, среди которых наиболее значительными б.и Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна.
Их правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера б. пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Др. Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно б.о попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»).
Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата б.и связаны между собой лестницами.
В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.
В середине третьего тысячелетия произошло объединение городов-государств. Государства сменяли друг друга на территории Двуречья. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства. Во втором тысячелетии до н. э. возникает Вавилонская империя, которая достигает своего наивысшего расцвета около 1800 г. до н. э. и потом постепенно распадается. В первом тысячелетии до н. э. Месопотамию захватывают ассирийцы, возникает Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), ее столицей становится Ниневия.
В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Аз.. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Ир.. Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Аз. и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянные войны определили характерную ос-сть ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. Ее образцом служит раскопанный в середине XIX в. французским археологом Ботта город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II. Построенный по единому замыслу в 713— 707 гг. до н. э., он б. окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м. Над городом, на глинобитной террасе площадью 10 га, поднималась цитадель — грандиозный царский дворец, включавший 210 залов и 30 внутренних дворов. Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Др. Двуречья..
У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил. При взгляде на каменных исполинов в фас видны б.и только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.
Стены во дворцах ассирийских царей украшали бесконечные ряды рельефов, высеченных на тонких алебастровых плитах. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов.
В 612 г. до н. э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Др. Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом Др. мира.
Как показали раскопки, его площадь составляла 10 кв. км. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая, опоясывало Вавилон и его пригороды. Главные ворота города, носившие имя богини Иштар, б.и облицованы глазурованными кирпичами и украшены изображениями священных быков и драконов. От ворот «дорога процессий» вела в центральное святилище Эсагилу, где находились величественный храм бога Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Этеменанки (храм «связь земли и неба»)— семиступенчатая башня высотой 90 м, с которой связана библейская легенда о «вавилонском столпотворении». Писатели древности с восторгом отзывались о мосте через Евфрат длиной 115 м, соединявшем две половины Вавилона — Старый город и Новый город. К семи чудесам света причисляли «висячие сады», построенные царем Навуходоносором II для своей любимой супруги — индийской царевны Семирамиды.
В 538 г. до н. э. Вавилон б. завоеван войсками персидского царя Кира, и вся долина Двуречья вошла в состав огромной Персидской державы, которая унаследовала лучшие достижения духовной культуры цивилизаций Др. Двуречья, от Шумера и Аккада до Ассирии и Вавилона.
Влияние наследия Шумера в значительной степени сказалось в искусстве Ассирии и Вавилона, двух великих государств. Обзор архитектуры Мес. и Ассирии
В архитектуре Передней Аз. мы различаем три периода. Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны б.и городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего. На юге и в центре страны с Др.ших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона).
По-видимому, первые месопотамские жилища б. сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Мес. близко к тому, которое наблюдается в жилищах Др.ших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Мес. нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Мес., а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.
Характер и система построения здания во все периоды переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для Др.шего периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат— башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец сперва имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Мес. — почти наверное хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане б.и прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах б.и драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Аз.: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда иключительная монументальность.
Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымИр.ия шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Мес. и впоследствии.
Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Аз.. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Ег.. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.
В третий период архитектура Передней Аз. достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.
То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества б. проникнута большой утонченностью.
В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Мес. и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Др. Ег.. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Ег. культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Аз. дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в Ег.ских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Мес. почти полная ассиметрия. Ег.ский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.
Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Ег., в Передней Аз. одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.
Архитектура Мес. и Ассирии — характерная архитектура древневосточной деспотии.