Нетиповые черты обучения исполнительству в искусстве балета
№ п.\п. | Типовой признак образовательного процесса по норме | Реализация признака образовательного процесса в практике АРБ | Примечание |
1. | З-н РФ «Об образовании» ст. 12 п. 4.: «К образовательным относятся учреждения следующих типов:…3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессиональногои послевузовского профессионального образования.» | Суть неразрывного и безальтернативного стержня образования по профессии «артист балета» в АРБ состоит в том, что это учреждение, реализующее только триаду: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. | Главное условие высокого качества обучения по профессии ²артист балета² в неразрушимой во времени триаде преемственных уровней профессионального обучения. |
2. | З-н РФ «Об образовании» ст. 9 п. 5.: «К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.» | Для АРБ в подготовке «артистов балета» для Мариинского театра исторически и традиционно существует одна жестко взаимосвязанная программа: от начального… до высшего (бакалавр), обеспечивающая качество обучения, признанное во всем мире | |
3. | З-н РФ «Об образовании» ст. 9 п. 7.: «Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственныхи муниципальных образовательныхучреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениямиоб образовательных учреждениях соответствующих типов и видовили соответствующим государственным образовательным стандартом.» | Обучение в АРБ по единому жестко связанному циклу: начальное – среднее – высшее (с попутным общим) осуществляетсяв сроки сжатые (ненормативные), но доступные лицам с выдающимися способностями,обучающимися в элитном учреждении. | В обучении артистов балета ГОСы и так во многом не ²типовые², и должны быть нетиповыми и по срокам. |
4. | З-н РФ «Об образовании» ст. 12 п. 4 «К образовательным относятся учреждения следующих типов:…9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.» | В АРБ ход и реализация учебного процесса специфичны по многим показателям (нетипичны), где интегрально и жестко сочетаются сразу более чем простое сложение учебных процессов учреждений нескольких типов | Да, это другое учреждение по п. 4. ст. 12 З-н РФ «Об образовании» следует, как и всегда ранее определятькак элитное учреждение (и в этом смысле другое) |
5. | З-н РФ «Об образовании» ст. 14 п. 1: «Содержание образования…должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» | Содержание образования вАРБориентированнокроме этогона формированиеинструмента артиста балета– тела. | Формирование тела является одной из самых выдающихся способностей обучаемого! |
6. | З-н РФ «Об образовании» ст. 14 п. 5.: «Содержание образованияв конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.» | В АРБ все это относится и к методике обучения, и к методике формирования тела будущего артиста балета(о теле в ГОСе речь пока не идет) | В балетном искусстве исторически сформировалсянаибольший из всех видов искусствсписок профессиональных требований к телу артиста конкретного вида искусства |
7. | З-н РФ «Об образовании» ст. 22 п. 1.: «Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников… на базе основного общего образования…может базироваться на среднем (полном) общем образовании.» | Историческая практика состоит в получении среднего профессионального образования на базе начального общего образования и выдающихся способностей обучаемых. | Да, артисты балета готовятся «нетипично». |
8. | З-н РФ «Об образовании» ст. 24.: Высшее профессиональное образование (по исполнительству до бакалавра несомненно на базе объема подготовки) | Историческая практика состоит в реализации строгой исключительно преемственной цепочки профессионального обучения от начального до высшего не в рамках расплывчатого «профиля», а по однозначному вектору специальности (направления) «артист балета» | Реализация обученияпо однозначному направлению профессии артист балета осуществляется в жесткий период времени,отпускаемый обучаемому единожды в жизни. |
9. | З-н РФ «Об образовании» ст.44 п.1, 2, 3, 4.: Не предполагают учета специфики обучения искусству балета. | Историческая практика качественного и полноценного обучения включает содержание обучающихся в интернате, специальные репетиционные залы, здравпункты, костюмерные и т.д. | Нетиповые структурные подразделения требуются для обслуживания выдающихся индивидуальных способностей обучаемых |
10. | З-н РФ «О высшем образовании» ст. 5 п. 1, 2 и 3.:«Общие требования к основным образовательным программам,требования к обязательному минимуму содержания программ…сроки их освоения и максимальный объем учебной нагрузки устанавливаются федеральными компонентами ГОСов.» | Историческая практика АРБ устанавливает большую рольавторских программподготовки выдающихся педагогов, не поддающихся сегодня учету в ГОСах и это тоже следует обязательно узаконить | Профессиональная индивидуальность педагогов неизбежно отражается на индивидуальных способностях каждого обучаемого в классе, исходя из конкретного потенциала личности обучаемого. |
Вопросы для самоконтроля: 1) Указать основные нетиповые особенности образования в искусстве в целом и в хореографии в частности. 2) Раскрыть причины возникновения нетиповых черт образования в искусстве. 3) Назвать основные этапы истории балетного образования. 4) Охарактеризовать современное состояние балетного образования. 5) Дать определение понятиям «балет», «танец», «хореографическое искусство».