Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это чужая речь, переданная без изменения формы и содержания, дословно воспроизведенная и включенная в авторский текст: Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь уже не хозяин.

Предложения с прямой речью - это особая синтаксическая структура, в составе которой можно выделить две части: прямую речь и слова автора. Обе части грамматически являются самостоятельными предложениями, связанными по смыслу и функции. Способы оформления прямой речи:

1. Авторская речь: «Прямая речь!?...».

Кирила Петрович, обратись к своим людям, сказал: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу не струсил!»

2. «Прямая речь,!?...» - авторская речь.

«Это кто?» - спросил хозяин.

3. «Прямая речь, - авторская речь, - прямая речь?!...».

«Вы все изволите шутить, батюшка, Кирила Петрович, - пробормотал с улыбкою Антон Пафнутьич, - а мы, ей-богу, разорились».

4. «Прямая речь,?!. - авторская речь. - Прямая речь?!...».

«И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был сам Дубровский? - спросил Кирила Петрович. - Очень же ты ошиблась».

5. «Прямая речь,?! - авторская речь и авторская речь: - Прямая речь!?...».

«Нет! - твердо произнес он, подумал и повторил: - Нет, нет и нет!»

6. При передаче диалога каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире: «Скажи-ка мне, красавица, -спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье».

7. В художественной литературе более распространен построчный способ передачи диалога:

- Сколько ты времени провел здесь всего? - спросил Аркадий.

- Года два сряду; потом мы наезжали...

- А дом этот давно стоит?

- Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.

Косвенная речь – это речь, передающая основное содержание чужой речи. Косвенная речь не может, в отличие от прямой речи, в полной мере сохранять лексическое и интонационное своеобразие чужой речи. Прямую речь вроде «Да как вы обращаетесь с магистром!» - воскликнула Наталья очень сложно перевести в косвенную. Внимание! При переводе прямой речи в косвенную возникает новая синтаксическая конструкция, при формировании которой нужно учитывать отношения между субъектом и его речью: «Мне не стоило возвращаться на вокзал» - сказал Месяцев. Месяцев сказал, что ему не стоило возвращаться на вокзал.

Упражнение 47.Оформите прямую речь.

А) Этот знак препинания П/писал К.С. Станиславский Т/точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения неоконченной фразы Б) Пушкин стремился создать один язык для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут П/писал В.Г. Белинский. В) Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней П/писал М.Горький И/именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие - оттачивать его Г) Какой троп использует А.П. Чехов в предложении Я/я глядел в спину архивариуса, и мне казалось, что эта спина не плачет только потому, что боится нарушить общую тишину Д) Высказывание В/вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего Я/является софизмом Е) Лукавое око телевизора Ч/Читаем в статье Ю. Нагибина В/все уверенней превращает читателей в зрителей, а это плохо, очень плохо, ибо поп-культура никогда не заменит истинной культуры, носителем которой является книга Ж) Ю. Сафонова отмечает Я/язык политиков дестабилизирует общество, мешает консолидации людей, мешает взаимопониманию З) В семье должен царить культ родного языка П/писал И. Ильин В/все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски И) Да и пожрем же мы сейчас, братцы М/мечтал вслух именинник С/страсть как пожрем! Женка пирог приготовила.

Упражнение 48.Переведите прямую речь в косвенную, где это возможно.

«Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? – спросил Гаев. «Завод уже достиг и пре­взошел уровень производства, намеченный квартальным планом, - ответил директор. – Но мы не планируем на этом останавливаться». «Веселые старты прошли очень успешно, - сказал учительница и, немного подумав, призналась: Правда, отдельные учени­ки не приняли участие в школьных соревнованиях». «Ты не любишь своей матери!» – воскликнула Ирина Викторовна. «Новый подход может найти много противников,» - предположил профессор. «Бога не трожь!» – разгневался лысый. С гордостью Замаев сказал: - «Ответ по моему заяв­лению отправлен своевременно». «Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение, - поднявшись на трибуну, сказал Миронов. – И мы, простые рабочие люди Советского союза, не станем мириться с этим!» «Мы готовы выполнить работу в срок,» - снова заверил заказчика представитель строительной организации. «Кто ты такой?» – возмутился Витек. Марина с горечью в голосе сказала: - «Митька осужден на пять лет».

Упражнение 49.Найдите речевые ошибки в предложениях с косвенной речью.

Классик русской литературы писал, что я люблю Россию до боли сердечной. Водитель маршрутного такси сказал, что оплатите проезд. Один мудрец сказал, что он знает, что я ничего не знаю, а они не знают и этого. Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее. В своей назидательной отповеди Онегин говорит Татьяне, что я вас люблю любовью бра­та. Николай спросил у княжи Марьи, согласна ли она выйти за меня замуж. Городничий говорит собравшимся, что к нам едет ревизор. Раскольникова мучит проблема, что тварь ли он дрожащая или я право имею. М. Ю. Лермонтов пишет, что и ненавидим мы, и любим мы случайно. Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.

Наши рекомендации