Культура, природа, жизнь: проблема соотношения
Традиционные определения культуры коренятся в ее сопоставлениях с природой. Природа обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять особенности культуры. Действующие в природе силы рисуются лишенными меры, неуравновешенными, то и дело вступающими в конфликты. Человеку с его деятельностью необходимо укрепить свои позиции в этом мире неупорядоченных стихий. Придавая им согласованность и меру, формируя в растениях, животных и вещах полезные для себя свойства, вырабатывая все более изощренный инструментарий своей деятельности, сохраняя и передавая соответствующие способности и знания, человек создает культуру, особый мир вещей, инструментов, живых и действующих сил, наделенных связью, последовательностями и соответствиями.
Такое разделение мира на культурный и дикий, неупорядоченный переносится позже и на понимание человеческого сообщества. Наряду с культурными народами, живущими по закону, выделяются дикие народы, варвары, существующие как будто по природе, стихийно, без норм и законов.
35. Тенденции и перспективы культуры XXI века.
Главное противоречие — разные условия существования традиционной (этнической) культуры, классического искусства и техмасскультуры — это с одной стороны. Во вторых, мощное противостояние в самом культурном ресурсе разных культур: со знаком плюс (этническая культура, классическое искусство) и со знаком минус (техмасскультура, шоубизнес) без изучения и целенаправленной политики может закончиться неизвестно чем.
Коллектив академии уже разработал отдельные инновационные подходы в формировании Новой культуры и Нового искусства XXI века. Какие же это инновационные подходы? Их пока шесть.
Первый — Духовная составляющая в Новой культуре должна постоянно возрастать. Именно она должна стать основным индикатором при оценке культурной и творческой деятельности людей.
Второй — Новая культура и Новое искусство смогут развиваться при условии активного использования Науки о культуре и вообще науки.
Третий — развитие культуры и искусства невозможно без исследования и разработки Математики культуры, ибо она определяет главное — принцип гармонии. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно сослаться на исследование Д. Мельхиседека. В нем автор отмечает, что главный смысл и главная сущность принципа гармонии заложены в сакральной геометрии. Главная идея его исследования — появление абсолютно новой культуры, основанной на любви и гармонии, на использовании одновременно левого (мужское начало) и правого (женское начало) полушарий, что приведет человечество к появлению у него (человечества) более высокого уровня сознания, чем то, которое мы имеем сегодня.
Четвертый — использование Культуры и Искусства как Новых технологий психофизического оздоровления нации. Здесь можно сослаться на многие древние источники, которые помогут понять, что изначально культура и искусство возникли и развивались как способ выживания, собирания энергий. Так, хороводные танцы у всех народов мира преследовали именно эти цели, поскольку хоровод — это замкнутое энергетическое кольцо, с определенным порядком сочетания иньянь (мужской и женской) энергий, жестами и движениями, направленными на связь с энергией Земли и Неба.
Пятый — необходимо осознание того, что культура и искусство являются своеобразным мостом между Природой и Человеком. Именно через это можно выстраивать всевозможные варианты взаимодействия с Миром Земли и Природы.
Шестой — сохранение многообразия культур — есть основа формирования индивидуальностей, различий, которые в свою очередь являются фундаментом конкурентоспособности и конкуренции, без чего невозможно говорить об экономике вообще и развитии рынка в частности.
36. Деятельность национальных и международных организаций по защите и повышению степени доступности культурного наследия.
Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества. Ещё одним моментом в работе ЮНЕСКО в области культуры является сохранение культурных объектов в зоне вооружённых конфликтов, основу этого направления деятельности составляет Гаагская конвенция 1954 года.
Вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие.
· Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
· ИККРОМ (ICCROM) — Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей — межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям.
· ИКОМ (ICOM) — Международный совет музеев, инициатор создания информационной сети Всемирного наследия
· ИКОМОС (ICOMOS) — Международный совет по охране памятников и исторических мест.
· МСОП (IUCN) — Международный союз охраны природы и естественных богатств (осуществляет подготовку рекомендаций Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия, а также готовит отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов через международную сеть специалистов).
· ОГВН (OWHC) — Организация городов Всемирного наследия.
· Europa Nostra — всеевропейская федерация по сохранению культурного наследия, является представительной платформой для более 230 неправительственных организаций по сохранению наследия, активно работающих в 40 странах Европы
В России наряду с государственными и научными организациями важную роль в памятниковедении объектов природы играет Всероссийское общество охраны природы, которое в 2004 году отметило 80-летие. Наряду с отдельными памятниками природы в число особо охраняемых природных территорий включаются:
· Государственные природные заповедники
· Национальные парки
· Природные парки
· Государственные природные заказники
· Дендрологические парки и ботанические сады
· Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Памятниковедением объектов истории и культуры занят и актив Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
37. Понятия контркультуры и субкультуры.
Контркультура — понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.
Контркультура связана с разрушением ценностей норм и правил. Это выражено в вандализме (разрушение того, что наработано культурой).
1. Материальный вандализм: разрушение церквей и т.п.
2. Духовный вандализм: разрушение веры.
3. Системный вандализм: разрушение устоявшихся систем.
4. Физический вандализм: качки.
Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.
В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.
Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.
Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.
Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру.
Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача – сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.
В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.