VI. Ознакомление со сказкой
1.Словарно-лексическая работа.
БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье). ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК - приступка для выхода на печь. ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи. ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко. ПОСОБНИК — помощник в делах. ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой. СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.
2. Чтение сказки.
3. Беседа после чтения.
— Ваши впечатления от прочитанного?
VII. Итог урока
—С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?
—Что вы запомнили о нем?
Домашнее задание:перечитать сказку; подготовить выразительное, безошибочное чтение.
Ход урока 2
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. (П. Воронько)
—Прочитайте глазками.
—Прочитайте медленно.
—Прочитайте (с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой).
—Выучите стишок.
III. Работа над сказкой П.П. Бажова
1. Характеристика главных героев сказки.
—Назовите главных героев сказки.
—Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.
—Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
—Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из текста.
—Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение цитатами из текста.
—Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь текстом.
2. Беседа по содержанию сказки.
—Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Как они относились друг к другу? Почему вы так думаете?
—Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце — каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
—Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
IV. Физкультминутка
V. Чтение сказки по ролям
(По ходу чтения учитель меняет учащихся.)
VI. Работа с пословицами
— Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию
сказки?
Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Черствое сердце не знает благодарности. В благополучии человек сам себя забывает. Добра себе желаешь — делай добро. Каких только чудес не бывает на свете. (Дети выбирают, подтверждают цитатами из текста.)
VII. Итог урока
—Как автор относится к героям? А что думаете о них вы?
—Какими мыслями хотел поделиться со своими читателями П.П. Бажов?
Домашнее задание:прочитать другие сказки П.П. Бажова; подготовить пересказ понравившегося отрывка.
Уроки 40-42. СТ. Аксаков. «Аленький цветочек»
Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; начать работу над сказкой; обогащать словарный запас
учащихся; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить делить текст на части.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие сказки П.П. Бажова вы прочитали? Перескажите
наиболее понравившиеся отрывки из них.
III. Речевая разминка
За темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
—Прочитайте присказку медленно.
—Назовите имена существительные.
—Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
—Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
—Прочитайте скороговоркой.
—Прочитайте выразительно.
IV. Введение в тему
1. Вводная беседа.
—Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте ее название.
—Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)
—Кто написал эту сказку? Знаете ли вы полное имя писателя? Что вы о нем знаете?
2. Рассказ учителя о писателе.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против
новой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.
2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в свое заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребенку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван — так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность... отвращение от всего грязного... суровое пренебрежение ко всякому комфорту... правдивость... при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».
В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую умеренность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые темные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испы-
тующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмотря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.
Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.
У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.
V. Физкультминутка