Под руководством преподавателя

Основными видами учебных занятий по дисциплине «Риторика» являются лекции, семинарские и практические занятия, индивидуальные консультации.

В ходе лекций дается общая характеристика отдельных видов красноречия, рассматриваются основные этапы истории развития риторики как науки, влияние на современную теорию и практику речевой коммуникации и др. Лекции являются основой для самостоятельной работы студентов.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям студентам следует:

· изучить рекомендованную литературу;

· дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара (темы – см. Приложения 2, 5.4). Форма отчетности – написание реферата (объем 10-15 печатных листов) и публичное выступление («защита») по выбранной теме.

Вопросы, не рассмотренные на занятиях, изучаются студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством устного опроса или тестирования, а также проверкой письменных домашних заданий. В течение семестра студенты выполняют контрольную работу.

В ходе изучения дисциплины «Риторика» каждый студент должен обязательно несколько раз публично выступить. Виды публичных выступлений: стихотворный текст, басня (на этапе риторической разминки); научный доклад, защита реферата, эссе по афоризму, диалог (на этапе ораторики); риторический анализ судебной речи или речи, изменившей ход истории (на этапе опроса).

Одним из творческих заданий студентов является эссе по афоризму (по сути, так рождаются притчи). Для начала – два великолепных образца: классический и … студенческий.

1. Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их.

Однажды к яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего просить, а спросил: «Тебе-то, Счастье, чего хочется?». «Выбраться отсюда», – ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье последовало за ним. С тех пор они неразлучны. – Не только горе может ходить по пятам!

2. Пляж... Вечереет... Оранжево-уставший диск солнца медленно опускается за горизонт, окрашивая своими прощальными лучами теплое и спокойное море, старые, величавые деревья. На берегу никого, кроме нее. Она часто приезжает сюда, на эти золотисто-белые пески, чтобы отдохнуть, убежать от своих проблем.

Солнце, песок, деревья, ласковый южный бриз – все наполняет ее энергией и спокойствием, превращает ее внутренний мир в прекрасную гармонию. Она любит эту идиллию, потому что лишь здесь ей можно быть самой собой. Она живет этим местом, этим солнцем, ласковым ветром и шелестом прибрежных волн. Она живет этой гармонией и оттого счастлива. Она – единственный беззаботный и радостный человек на всей планете, ведь каждый такой день дает ей самый драгоценный подарок – возможность стать самым прекрасным днем в ее жизни. Приходя на этот безлюдный пляж, она загадывает лишь одно желание: всем людям найти свое тихую гавань, свой маленький мир личного счастья. И, кажется, на всем свете лишь она одна знает секрет счастливой жизни – Нет (!) пути к счастью. сам путь и есть счастье!!!

Другим творческим заданием является организация разных видов диалога. Тематический диалог – строится в форме вопросов и ответов (интервью с ритором, взаимный опрос коммуникантов, экспертная оценка докладчиков); риторический диалог – представляет собой цепь взаимосвязанных речей (конференция по риторическим проблемам, доклады); эвристический диалог – имеет место в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений (спор о проблемах современной риторики, дискуссия о правилах поведения слушателей, диспут о свободе слова).

Итоговой формой контроля является зачет, хотя справедливо заметить: «зачет» по риторике мы сдаем в процессе любого речевого общения.

Нет необходимости убеждать будущего юриста в важности занятий риторикой. Вместе с тем получить хорошую риторическую подготовку значит иметь хорошую эрудицию, знания по теории риторики, умения работать с текстом публичной речи и обладать ораторским мастерством, овладение которым сопряжено зачастую с преодолением самого себя. Иными словами, нужно уметь учить самого себя. Для этого студентам настоятельно рекомендуется следующее:

ü Заведите тетрадь.

ü Учитесь работать с зеркалом.

ü Учитесь видеть себя со стороны:

· своими глазами – для самоанализа,

· глазами собеседника,

· глазами аудитории.

ü Учитесь слышать себя со стороны:

· для самоанализа,

· чтобы понять, как вас слышит и понимает собеседник или аудитория.

Хорошо бы для занятий риторикой дома использовать диктофон и (или) видеокамеру, тогда отработка дикции, дыхания, голоса, интонирования текста (то есть интонации и пауз) будет более продуктивной.

В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:

o результаты анализа, выводы,

o памятки,

o цитаты,

o вопросы.

Например:

Задание 1: Массовая информация не предполагает реального диалога с получателем: ведь нельзя же, например, в диалоговом режиме задать вопрос диктору, читающему новости. Таким образом, воздействие текста носит не индивидуальный, даже не сегментный, а статистический характер.

Тем не менее, и при такой форме коммуникации существуют непреложные риторические правила. Какие? Сделайте анализ нескольких последних телевизионных сообщений, обращая внимание на характерные риторические ошибки. Попробуйте исправить их. Что, по вашему мнению, изменится при этом: содержание или форма речи? Станет ли другим восприятие речи массовой аудиторией?

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Задание 2: Что значат эти замечания известных людей по отношению к оратору и его речи? Согласны ли вы принять их в качестве советов и рекомендаций?

Попробуйте вывести для себя риторическое правило подготовки текста речи (оформите в тетради как «памятную страницу»).

1) «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести» (Скилеф). 2) «Можно, должно все говорить, когда умеешь все сказать» (А. Франс). 3) «Отличайте слова, в которых суть, от других. Движение без направления немыслимо» (С.М. Волконский). 4) «Великое правило: если твое немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его по крайней мере оригинально» (Г. Лихтенберг).

Задание 3: Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте себе памятку, чтобы суметь избежать их на практике.

Задание 4: Современный известный ритор А.А. Волков в своем учебном пособии приводит ряд рекомендаций по произнесению ораторской речи. Последуйте его советам и, чтобы не забыть их, оформите как памятку и проделывайте эти упражнения каждый раз во время репетиций.

«Многие, в том числе и опытные ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

Однако слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, следует непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания: не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем.

Если это не помогает, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног».[17]

Задание 5: С.Н. Паркинсон предлагает начинающим ораторам изучить видеозапись их выступления:

«Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальца. Какой из этих жестов был необходим? Какое впечатление производят все остальные, кроме того, что человек не может сидеть спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы вы раскрыть именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?» [18]

Задание 6: Наполеон I не раз подчеркивал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Как вы считаете, это касается карьерного роста вообще или продвижения по конкретной служебной лестнице?

[Занесите в «цитатник»: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Наполеон I (подчеркивал не раз)].

Вопрос:

Оптимальный темп русской речи?

Когда находите ответ: «Оптимальный темп русской речи (для носителей русского языка) составляет 110-120 слов в минуту, однако для публичной речи, например лекции, лучше всего произносить в минуту не более 70 слов»[19], оформите в тетради как памятку.

Как известно, «встречают по одежке…». Поэтому перед зеркалом внимательно оглядите себя и соотнесите свой внешний облик с ситуацией, к которой вы готовитесь. Учитесь видеть в зеркале «говорящие» штрихи к вашему портрету, когда вы берете на себя функцию говорящего. Причем, не только своими глазами, но и глазами собеседника или целой аудитории. Учтите, что внешний облик, манеры, позу, мимику и жесты говорящего слушатель оценивает в первую очередь.

При освоении секретами речевой практики следует обратить внимание на ее дискуссионные формы: спор, состязание сторон в судебном заседании и др. Именно в процессе отстаивания своей точки зрения говорящий применяет полемические приемы, демонстрирует умение нейтрализовать софизмы или уличить демагога. (Задания и упражнения для самостоятельной работы – см. Приложение 4).

Работайте, веря в успех. И не стесняйтесь спрашивать у преподавателя и сокурсников, как у вас получается.

Наши рекомендации