Фрагмент росписи, так называемого, третьего стиля
Колорит Ренессанса
Возрождение или Ренессанс (фр.Renaissance, ит.Rinascimento) эпоха в истории культуры ряда европейских стран. Трудно точно определить ее временные границы, особенно когда речь идет о влияниях. В Италии XIV- XVI , в других странах –XV-XVI век, в некоторых только XVI век.
Теоретическое обоснование законов перспективы, законов пропорций, изучение анатомии и светотеневой моделировки стало характерным для искусства того периода.
В этот период появляются и новые пигменты, которые и сейчас применяются в красочных наборах.
Умбра - природный пигмент. Название свое получил по провинции Умбрия. Методом обжига можно получить жженую умбру. Краска «сиена» названа в честь города Сиена в области Тоскана. В его окрестностях природные месторождения органического пигмента - сиенской земли.
В период раннего Возрождения ультрамарин получали из полудрагоценного минерала лазурита, ляпис-лазури. Как сам минерал, так и его составляющие были хорошо известны в Китае, а в Европу его привез Марко Поло, из Афганистана. Название краски ультрамарин означает « заморский». Широкое применение в эпоху Возрождения находит и зеленая земля. В монументальной живописи первой половины XV века важное место занимает техника монохромной живописи “terra verde” « зеленая земля». Особенной экспрессии она достигает в работах Паоло Уччелло.
Беноццо Гоццоли Шествие волхвов (Фрагмент) фреска в капелле Медичи.
При декоративной изысканности колорит все же естественный. Тонкие оттенки вишневого и рубиново - красного и бледно-розового цвета. Мягкую гамму составляют сочетания золотисто-охристого, фисташково-зеленого, светло- лилового, прозрачного светло-синего цвета. Мастера эпохи Возрождения были прекрасными колористами и умели создавать в своих произведениях замечательные цветовые гармонии.
Как видно из представленной цветовой раскладки для ряда произведений Раннего Возрождения характерен спокойный, мягкий колорит, где дополнительные цвета расположены в местах основных композиционных акцентов. Колорит необычайно разнообразен по цвету, однако не нарушено ощущение целостности композиции.
Фрагмент композиции Паоло Уччелло «Баталия под Сан-Романо».
Сочетание темно- вишневых , красноватых, контраст с зеленым цветом. Наибоее выразительное сочетание дополнительных цветов, характерное для Раннего Возрождения. В своих более поздних произведениях Паоло Уччелло добивается наибольшей выразительности цветовых сочетаний. Вего произведениях условный цвет имеют и архитектурные сооружения, и даже лошади – красные, оранжевые, зеленые.
Мастера Ренессанса добились огромных успехов в создании колористической композиции, изобилующей изысканными цветосочетаниями.
В период позднего Возрождения колорит в изобразительном искусстве становится более реалистичным и, подчас теряет свою выразительность, уступая место скульптурности изображения.
Большое развитие в эпоху Возрождения получает и прикладное искусство- керамика, текстиль, ювелирное искусство.
Слово «фаянс» происходит от названия итальянского города Фаэнца, где в эпоху Возрождения возникло много керамических мастерских. В изделиях керамистов из города Урбино преобладает оранжевый цвет. Развивается техника майолики, с росписью по непрозрачной оловянной глазури несколькими яркими красками, главным образом синим кобальтом. Уже в начале пятнадцатого века делали скульптуры из терракоты. Покрытые белой глазурью, но Лука дела Роббиа впервые делает майолику многоцветной. Он добавляет к белому зеленый, желтый, лазурно-синий. Лука делла Роббиа Герб Бартолини-Салимбени.Майолика.
Возникают способы окраски тканей с помощью цветной набойки.
Ченнино Ченнини рекомендует набивать узоры черной краской по зеленой, красной, желтой или синей ткани. Детали же орнамента расписывать кистью от руки.
Представленная на иллюстрации ткань выразительна по рисунку орнамента и интересно лаконичное сочетание светлого охристого цвета с насыщенным вишневым цветом.
Ткань с узором « цветок граната»
Колорит классицизма
Классицизм – это художественный стиль в искусстве XVII- XIX веков. В России во второй половине XVIII и в XIX веке. Классицизму характерно стремление к упорядоченности, стремление к гармоничному соотношению элементов.
В архитектуре классицизма присутствует логичность планировки и геометричность форм. Многое воспринято от античности, многое от эпохи Возрождения. Живопись стиля классицизм почти целиком и полностью построена на рисунке, светотеневой моделировке. Практически всегда применяется сплавленная манера письма, применяются локальные заливки.
Колорит характерен мягкими, тонкими светлыми оттенками. Светло-синие, песочные, пастельные цвета сочетаются с крупными массами белого. В интерьерах стиля классицизм могло применяться такое цветовое решение: серебристо-зеленая окраска стен и потолка, зеленоватого оттенка золочение, люстра зеленого стекла, палевый цвет обивки мебели. Иногда серебристо- синяя гамма, с дополнением охристых цветов. Может быть и золотистая гамма, состоящая из различных оттенков светло- желтого, охры, сиены в естественном цвете дерева мебели и паркета, в сочетании бронзой различных элементов интерьера.
Архангельское. Интерьер 1780-е годы.
Колорит стиля модерн
Стиль «модерн» (англ. Modern- современный, фр. Art Nouveau- новое искусство, нем. Jugendstil-молодой стиль), стиль в искусстве конца XIX - начала XX века.
Выразительными средствами была орнаментация, экспрессивный ритм. Путем стилизации модерн воспринял в себе элементы культуры разных эпох. Проявилось стремление к внутренней экзальтации, утонченности форм и колорита. Модерн в изобразительном и декоративном искусстве иногда рассматривают как художественный аналог символизма в литературе, хотя это не совсем правильно. Множество исследовательских работ написано на тему стиля модерн, так что остановимся только на некоторых его проявлениях.
В период модерна целью художника, архитектора, становится создание эстетически цельного произведения. Характерен подход к искусству, как к синтетическому, объединяющему многие виды. В кружке мецената Мамонтова занимались и архитектурой, и прикладным искусством. Врубель, например, создавал мозаику, витраж, майолику, костюмы, архитектурные проекты.
Для колорита стиля модерн характерна тонко-нюансированная монохромия, присутствие крупных цветовых плоскостей, доминирование какого-либо одного цвета. Подобный пример представляет живописная композиция М.Врубеля «Сирень». Вся композиция выдержана в лилово-фиолетовой гамме, построена на очень тонких колористических соотношениях. Гармонично подобраны сложные соотношения. Примечателен и эскиз композиции, построенный на
Михаил Врубель Сирень. Эскиз
Михаил Врубель Сирень. 1900г
Государственная Третьяковская галерея
смелых, но гармоничных цветосочетаниях.
В произведении нет глубокого пространства, но присутствует тончайшая нюансировка цвета.
Испанский архитектор Антонио Гауди считал, что «архитектор не должен отказываться от красок, а напротив- использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет- это дополнение формы и самое яркое проявление жизни». Гауди называли поэтом и музыкантом камня. А.Гауди Каза Батло
Использование цветной плитки было выверено и явилось результатом глубоких размышлений о роли цвета в архитектуре.
В Каза Батло различные элементы фасада соединяются, сливаются, проникают друг в друга, создавая в итоге единый композиционный ритм.
А.Гауди применял чередование материалов. Цоколь делался из камня, облицовка стен из терракотовых плит и керамической плитки. Будучи сторонником орнамента и многоцветности в архитектуре, А.Гауди говорил:«Орнамент всегда был и будет цветным. Любой объект в природе окрашен: в растительном мире, в геологии и топографии, в царстве животных- везде есть более или менее явный контраст цветов.Именно поэтому любой архитектонический элемент должен быть окрашен».
А.Гауди Каза Батло