Культурно-историческое значение, сущность конфессиональной культуры. Разнообразие культов, предметов поклонения и принципов обожествления мира в религиозных культурных традициях

Э.Дюркгейм понятие «сакральное» употреблял не только в отношении религиозных форм деятельности, но и в значении нерелигиозной практики и основу человеческого бытия..

По мнению А.Этциони, без сакральных переживаний не может существовать общественная мораль

В современном варианте православная трактовка религии звучит как «исконно присущая человеку потребность в общении с Богом».

Можно привести несколько определений религии.

«Религия — это не то, что вера, или исповедание, или благочестие; это — таинственная цепь, «связывающая» (religans) нас с чем-то выше нас, в чем бы оно не заключалось» (Ф.Ф.Зелинский).

«Религия есть совокупная молитва всех живущих, вызванная страданием и смертью, молитва о возвращению жизни всем умершим, исполнение которой есть долг и дело самих молящихся, а в этом исполнении заключается и истина, и благо, и красота, или благолепие нетления» Н. Федоров.

«Религия чем-то напоминает братство без отечества» Хомяков.

«Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения» (Р.Белла).

«…под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения» (Э.Фромм).

«Религия — единственное, что объединяет людей на основе общих ценностей и целей» (Дюркгейм).

«Религия — единственное, что узаконивает существование любого общества, санкционируя действующие в нем нормы» (Т.Парсонс).

«Религия — субстанциональное самоутверждение личности в вечности» — А.Ф.Лосев.

Мартин Хайдеггер сравнивал религию с «хождением по воде», показывая, что ее суть состоит в стремлении выйти за обыденное понимание вещей, в невозможную и невообразимую реальность, в сверхъестественное и трансцендентальное.

Религию можно рассматривать как идеал, как конечную цель всех человеческих устремлений Его невозможно достичь, но к нему у человека есть вечное стремление.

Религия — это культурный феномен, в основе которого лежит некое учение, верование, придающее смысл человеческому существованию. Она представлена догматическая обрядовой системой, отражающей мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей.

Религия, понимаемая как социокультурный институт, может быть представлена как система, имеющая структуру. Основными компонентами этой системы являются религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозные организации.

Религиозное сознание включает в себя конкретные верования, чувства и настроения людей, называемые религиозной психологией и религиозную идеологию, систематизированное вероучение, теологию, обосновывающую конкретные представления, обряды и нормы жизни. Идеология разрабатывается богословами или жрецами, т.е. профессионально.

Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его «Я».

Религиозные действия (обряды и культ) имеют своей целью оказать влияние на сверхъестественный мир.

Религиозные организации представляют собой объединения верующих на базе общности их верования для совместного осуществления культовых действий.

Человек может и не разделять какие-либо религиозные взгляды. Однако, если он считает себя верующим, то и его мировоззрение и его поведение имеют особенности как в его взглядах на происходящие события, так и в его поведении. Принадлежность человека к той или иной конфессии может проявлять себя и при коммуникации с другими людьми, оказывать существенное влияние на исход бизнес-контактов. Поэтому важно не только знать к какой конфессии принадлежат ваши клиенты или партнеры, но и понимать, что ваше отношение к происходящему может оцениваться вами с позиций вашего вероисповедения.

Сознание тесно связано с понятием «картина мира». Понятие «картина мира» достаточно сложное и являющееся значительно более широким, нежели понятие «мировоззрение». Картина мира всегда связана с конкретной формой отношения человека к окружающему и внутреннему миру. Можно различать естественнонаучную картину мира, религиозную картину мира, художественную, и др. Особое место среди аифологическая картина, являющаяся интегрированной по сути, так как сочетает в себе научную, художественную и религиозную стороны бытия. Американский этнограф Д.Бринтон подчеркивал тесную связь мифологии и религии, считая, что сама мифология по существу религиозна. По его мнению, не религия происходит из мифологии, а мифология из религии.

По мнению У.Джеймса именно эмоциональная сфера является определяющим звеном религиозной веры. Религиозные чувства имеют приоритет перед рациональной доктриной религиозного учения.

Основу содержания любой религиозной системы составляет вероучение.

Верования или вероучения— устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах.

Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

Основные проблемы вероучения:

· Мир, его возникновение или вечное существование

· законы изменения и обновления, преемственности и т.д.;

· человек и его место в жизни, смысл существования;

· законы человеческой жизни, нравственность;

· происхождение социального расслоения и царской власти и т.д.

Религиозная вера обусловлена идеей Бога. Бог – это то, во что, прежде всего верит верующий человек. Сама по себе эта идея в разных религиозных системах реализуется по-разному. Например, Бог в западных религиях (иудаизм, ислам, зороастризм) представляется как непроявленное, невидимое, неслышимое, но дающее о себе знать верующему человеку через символику или образы вещей. Время понимается как линейное, а пространство как разделенное на воспринимаемое и невоспринимаемое.

В религиях Востока Бог имманентен. Его человек окрывает для себя через познаваемое и воспринимаемое как реальность. В такой форме Бог есть символ. Символика Бога может принимать виды: солярных знаков, лунарных, акватических (водных), литических (символика скал), растительных знаков, и т.д. Откровение Бога для человека раскрывается в таких системах через природу. Здесь понимание Бога связано с цикличностью времени и целостностью пространства и единством мира.

В первом случае Бог дает свое откровение, которое познается человеком, во втором – как вчувствование, со-переживание мира.

Христианство отличается тем, что его Бог – и трансцендентен и имманентен одновременно. Он присутствует в мире и находится вне его одноврменно. Эта двойственность проявилась в образе Иисуса Христа – бого-человеке.

Вторая идея, лежащая в основании веры – идея Истины. Истина в буддизме, конфуцианстве и зороастризме дана как приходящее знание к человеку. Христос – это сама Истина, явившаяся всему человечеству в человеческом облике. В отличие от восточных религий истина в христианстве предполагает коренное духовное преобразование, а не просто «просветление».

В основе религиозных систем Востока (индуизм, конфуцианство, даосизм и др.) лежит знание истины. В основе западных религий (иудаизм, ислам) больше веры в божественное начало.

Наши рекомендации