Охарактеризовать выразительность «активных и пассивных» цветов
Активные и пассивные цвета представлены группами оттенков, которые действуют соответствующим образом на психику человека. Например, красные, оранжевые, зеленые цвета действуют на человека возбуждающе, заряжают его энергией. Синие же и фиолетовые цвета, напротив, считаются пассивными, так как действуют успокаивающе и способствуют скорее расслаблению и чувству покоя.
Особенность восприятия человеком окружающей среды, как выяснили психологи, заключается в том, что какие либо явления, вещи или предметы, воспринимаются не по отдельно взятым свойствами или чертам, а по совокупности всех признаков вместе взятых. Мы видим не только общую цветовую гамму предмета или вещи, его оттенок или определенный тон, а воспринимаем всю картину в общем многообразии форм, величин, месторасположения.
Хотя и сам по себе цвет, может влиять на внутренне состояние человека, вызывая различные чувства и ощущения. Такое чувственное или эмоциональное ощущение, вызванное цветом или цветовой гаммой, называют эмоциональным тоном.
На разных людей одни и те же цвета действуют не всегда одинаково или с одинаковой силой. Сила воздействия зависит от многих субъективных факторов: настроения, восприимчивости, характера или даже воспитания человека. Хотя существует определенное единство восприятия цвета или цветовой гаммы. Одни и те же цвета и цветосочетания вызывают у разных людей одинаковые или похожие эмоции и ощущения. Этот факт объясняется общностью психологической сущности людей.
Различные цвета воздействуют по-разному, одни действуют угнетающе, другие наоборот возбуждают. По психофизиологическому воздействию цвета на состояние человека ученые выделили две группы, активные и пассивные цвета:
· Активные цвета, а это в первую очередь цвета красно-оранжевой гаммы, влияют возбуждающе на нервную систему человека, помогая улучшить его самочувствие.
· Пассивные цвета – это цвета сине-фиолетовой гаммы, они, напротив, действуют успокаивающее и угнетающе.
Все возможные ассоциативные мышления и побуждающие чувства, которые могут возникнуть у человека, в результате многочисленных исследований были поделены на следующие:
· На больших ровных поверхностях глубокий и светлый красный цвет действует на нервную систему человека возбуждающе, учащая сердцебиение и повышая интенсивность дыхания, приводит мышечную систему в готовность к действиям. Является выражением активности, энергии и страсти, провоцирует веселье и оживление. Человек воспринимает этот цвет как теплый и сухой, олицетворяющий волю и жизнеутверждение. Самый подходящий цвет для акцентирования внимания. Если его воздействие на людей длится довольно долго, то в их понимании он становится утомительным, кричаще-громким, чересчур возбуждающим и в итоге вызывает депрессивное состояние и повышенную раздражительность. Кроваво-красные оттенки начинают вызывать неподдельное чувство надвигающейся опасности. Яркий красный цвет с выраженным оранжевым оттенком напоминает пламя, тепло и уют домашнего очага, это один из активнейших цветов спектра.
· Фиолетово-красный (пурпурный) цвет напоминает о монументальном величии и предвещает торжественность. Это сама претенциозность и изысканность, но если он сочетается с темными цветами – черным или темно-серым – его действие оказывается устрашающим и вызывает состояние угнетения. Переходя в коричневый, красные цвета теряют свою активность, а смягченные розовым прекращают оказывать раздражающее воздействие.
· Переходным между красным и желтым цветами является оранжевый – несущий в себе качества и того, и другого. Его активность несколько слабее, нежели у красного, но остается способность привлекать к себе пристальное внимание. Вызывает ощущение тепла и сухости. Сочетаясь с желтым, способен радовать и создавать ощущение праздника. Но на больших пространствах кажется довольно назойливым.
· Чистый желтый цвет, обладающий средней насыщенностью, возбуждает лишь слегка, но не оказывает раздражающего воздействия. Немного выступает, но создает легкое, светлое настроение, вызывает ощущение тепла и сухости. Бодрый и веселящий, добрый и праздничный. Придает обаяние и частичку веселости, создавая впечатление скромности и ясности ума. Символ лучезарного солнечного света и тепла. Не терпит снижения насыщенности или затемнения, меняющего его эмоциональный тон.
· Тепло-зеленый цвет пассивен и успокаивает.
Голубой – прохладный, тихий, легкий, спокойный и влажный. Холодными цветами являются синий, зелено-голубой, голубой. Они также действуют успокаивающе, так как иллюзорно располагаются дальше в пространстве, чем на самом деле. Слишком насыщенный синий цвет может подавлять.
· Средней насыщенности и светлоты фиолетовый очаровывает, вызывает меланхолию, слабость и впечатление терпкого запаха.
Но, как известно, человек обращает внимание не только на цвет в интерьере. Обычно воспринимается вся сложная цветовая среда, то есть на человека действуют цветовые сочетания, а не только отдельные цвета. С учетом влияния друг на друга сочетаемых цветов, такие цветовые сочетания создаются. Степень их воздействия зависит от контраста между сочетаемыми цветами, соотношения цветов по различным характеристикам, от степени пассивности и активности каждого из цветов, и от многих других факторов.
Кроме этого, степень воздействия, если правильнее, восприятия различных цветов и их сочетаний зависит от развития у вас чувства цвета, ваших возрастных предпочтений, свойств характера, цветовой восприимчивости и даже настроения в данную минуту. Помимо этого, большую роль играет необычность и новизна впечатления.
Вот некоторые рекомендации и особенности сочетания различных цветов:
· Очень действенными являются большие цветовые контрасты, за счет их психологической полярности по всем свойствам. Они вызывают ощущение четкости, большой цветовой энергии и определенности. Контрасты усиливают характеристики сочетаемых цветов. Особенно важно правильно найти меру противопоставления цветов, потому что существует опасность крикливости, пестроты или резкости сочетаний.
Более заметными являются теплые сочетания, они лучше фиксируются в памяти человека. Они действуют возбуждающе, так как являются более значительными и активными, чем холодные сочетания цветов.
· Различия в цвете не должны быть слишком сильными, но и не стоит добиваться такого сходства, когда теряется разнообразие.
В случае дополнения зеленым пурпурно-красного создается праздничная торжественная атмосфера с оттенком монументальности. Если оранжевый дополнить голубым, то можно добиться впечатления активности и жизнерадостности, а если в этом сочетании голубой заменить на синий, это создаст дополнительную живость. Светло-зеленый в сочетании с синим дают ощущения холода и пассивности, а красный и желтый – радость. Чтобы добиться торжественности, можно скомбинировать красный цвет с золотым, а добавление к красному фиолетового может усиливать ощущение беспокойства. Красный и желто-зеленый – это сочетание активности, а желто-зеленый и желтый создают ощущение свежести, комбинация сине-зеленого с желтым успокаивает.
· Сочетание различных цветов одной насыщенности стоит разграничить белым или черным контуром, который усиливает такие сочетания и помогает выявить форму цветового пятна.
Если сочетать красный и черный цвета, это может восприниматься как нечто мрачное, угнетающее и угрожающее, а замена черного на серый вызывает ощущение строгости. Красный в сочетании с белым создают дисгармонию. Слишком броско выглядят черный с желтым, а желтый с белым, наоборот, вяло. Черный с синим – это ощущение мертвенности, а синий с белым – чистоты и прохлады, синего и серого – строгости.
· Если используется более двух цветов, то один из них должен быть доминантой, а вспомогательная группа должна объединять оставшиеся цвета. Так, если доминирует красный, а вспомогательная группа состоит из светло-синего и желто-зеленого, она будет приравниваться к зеленому по общему воздействию.
К тому же, воздействие цвета сильно зависит от его расположения, например, снизу или сверху, и насколько дальше или ближе он находится.
Насыщенный чистый цвет более эффектен при соседстве с тусклым или ахроматическим. Холодный цвет рядом с теплым делает его визуально еще теплее, а в сочетании с более холодным теплеет сам, и наоборот, станет холодней, если рядом будет менее холодный оттенок. Тяжелый цвет должен быть уравновешен, так как с более легким он обретет дополнительную тяжесть, если такой цвет располагается под легким, создается ощущение устойчивости, и, наоборот, неуравновешенности, если он находится над легким.