Тема любви в творчестве Булгакова
Что такое истинная любовь? Во имя любви совершали подвиги. Этому прекрасному чувству поэты посвящали свои стихи. Кажется истинная любовь это взаимная любовь. На деле это же совсем не так. В основе подлинных чувств лежит бескорыстно уметь жертвовать всем во имя любимого человека. К этой мысли меня привел роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В романе писатель показал большое и светлое чувство – Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в критические моменты жизни Маргарита была для Мастера, прежде всего другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще более счастлив тот, кто нашел дружбу в любви.
Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. "Словом... она была счастлива? - задается вопросом писатель. - Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги". Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.
Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.
Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.
Что же такое "верная любовь"? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.
"Вечной" любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. "Я буду беречь твой сон", - говорит она.
Одним из достоинств романа М. Шолохова «Поднятая целина» как художественного произведения является замечательный юмор. Талант Шолохова проявляется в том, что при всей своей трагедийности, суровом драматизме изображаемые писателем полотна народной жизни несут могучий заряд юмора, жизнерадостности.
Многочисленные массовые сцены в романе до предела наполнены простонародным юмором. Это юмор «положительный», с жизнелюбивым, оптимистическим, здоровым началом. Острословие в крови шолоховских героев. Смех присутствует во многих конфликтных, напряженных сценах «Поднятой целины».
Так, смех побеждает хитрую игру богомольного кулака Лапшинова, развязывая сложную ситуацию в момент раскулачивания. Лапшинов пытался разжалобить казачек своей лживой речью о «божественном». Люди почти пожалели вчерашнего хуторского ростовщика, но тут раздался хохот из-за неловкости Ушакова. Именно он вернул народ к реальности: все поняли наигранные слезы кулака. Смех будто возвращает силу людям.
Смех же мирит хуторян с Давыдовым после бабьего бунта. С шуткой выступает председатель перед гремяченцами, хотя губы его разбиты в кровь, а многие из тех, кто избивал его днем, сидят сейчас в зале, - и люди на добро отзываются добром. Смех, который возникает в ответ на веселую давыдовскую речь, Шолохов называет «облегчающим». В финале этой сцены кто-то сказал растроганно: « Любушка Давыдов!..Народ тут волнуется…и глаза некуда девать, совесть зазревает…А ить нам вместе жить…Давай, Давыдов, так: кто старое помянет – тому глаз вон! А?»
Наиболее комическая фигура в романе – дед Щукарь. Он воплощает одну большую «чудинку» собирательного хуторского единства. Автор с любовью относится к этому герою, потому что в тревожные годы он сохранил в душе доверчивое отношение к жизни и к людям. Где бы ни появился этот чудаковатый старик, в какую бы напряженную ситуацию ни вторгся, как правило, сейчас же вокруг раздается смех, светлеют лица, людям словно легче дышится. Рядом с этим неказистым, вечно промахивающимся чудаком любой герой чувствует себя остряком и молодцом.
Кажется, шутки Щукаря людям нужнее, чем его практическая польза в колхозе. И когда дед без особой нужды заворачивает на бригадный стан к Дубцову, заметивший его издалека колхозник радостно кричит: «Агитбригада едет: дедушка Щукарь…». А в конце романа, замечая, как дед стал слабеть, Разметнов с искренней болью говорит: «Ей, богу, наделает он нам горя! Привыкли к нему, старому чудаку, и без него вроде пустое место в хуторе останется…»
В образе Щукаря Шолохов показыват облеченный в юмористическую форму конфликт между передовым идеалом и чертами отсталости. Щукарь называет себя «страдальцем за советскую власть», «героем», решительным, вспыльчивым человеком, который в минуту гнева может «жизни р-решить» не только кобеля, разорвавшего ему шубу, но и «Титка и Титкову бабу». Щукарь хотел бы быть таким, как Давыдов, Нагульнов. Он хотел бы подражать дельным людям. Но этот герой жил в другое время. Сложилось так, что Щукарь стал хуторским сказочником, хвастуном, пустым человеком. Почему так сложилось? Щукарь всю жизнь был неудачником, бедняком. Но он не пропал, не спился, как другие, а нашел защиту от несчастий в своей безобидной болтовне. Перед хуторским сходом или вечером где-нибудь у плетня старик развлекал казаков шутками. Щукарь, сам того не осознавая, во внимании, в благодарном смехе слушателей возвращал уважение к самому себе. Таким образом, писатель, рассказав о жизни Щукаря, дает понять, что юмор – не пустое. Юмор иной раз может спасти жизнь, изменить судьбу.
Следует добавить, что «чудинка» в Щукаре свидетельствует не об ущербности души, а о его доброте и душевном здоровье. В сценах со Щукарем смех встряхивает человека, позволяет реально смотреть на многие вещи.
Иронией пронизаны и взаимоотношения главных героев с женщинами. В этом плане и у Давыдова, и у Нагульнова, и у Разметнова есть что-то «щукаревское». Так, Давыдов воровато озирается по сторонам, когда они идут с Лушкой, и та в конце концов обзывает его трусом, бабой и предлагает надеть свою юбку; Разметнов щеголяет в галифе первого мужа Марины, которое с него стаскивают бабы во время бунта.
Таким образом, смех—это неотъемлемая часть народной жизни, а значит, и романа «Поднятая целина». Смех помогает героям в трудных ситуациях, делает жизнь более понятной. Шолохов сумел совместить трагическое во многом повествование с жизненным юмором, и в этом заслуга гениального писателя.
Сергей Львович Львов- выдающийся писатель и публицист 20 века. В своих произведениях он затрагивает важные проблемы, одна из них -роль искусства в жизни человека. И эта проблема раскрывается в тексте на примере истории из личной жизни автора.
Сначала автор повествует о том, что когда он поступил в университет, в свою среду его приняли студенты, которые были старше его на один курс. Его товарищи интересовались музыкой, а автор не понимал и мучился, пока друзья наслаждались.
Далее автор изображает переломный момент, когда он изменил свое мнение о музыке. Товарищи подарили ему билет на Д.Д. Шостаковича. И это послужило к большому повороту, ведь тогда музыка стала для него неотъемлемой частью его жизни.
Авторская позиция очевидна и не вызывает сомнения, я согласна с ней. Что искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы, раздумья, время и внимание.
Потверждении этой точки зрения можно найти и в других литературных произведениях. В романе В. Тендряков «Свидание с Нефертити», автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
А в заключении хочу привести одну историю. Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, и солнце светит... Я как будто выздоровела, за что огромное вам спасибо».
Солоухин Владимир Александрович – выдающийся русский писатель 20 века. В своих произведениях он затрагивает важные проблемы, одна из них –роль природы в жизни человека.
Сначала автор повествует о человеческом наблюдение. Что воздухом мы дорожим тогда, когда его начинает не хватать. Мы привыкли, что мир-зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, льем на траву бензин, мазут. Не всегда люди по достоинству ценят природу.
Далее писатель изображает арестанта, которому принесли книги. И в одной из них, он увидел семечко. И это маленькое зернышко он посадил в банку с землей. Когда семечко проросло, это очень обрадовало революционера. И после, в своих изданных воспоминаниях, утверждал, что в его жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника.
Авторская позиция очевидна и не вызывает сомнения, я согласна с ней. Что маленькая травка ласкает и смягчает нрав и приносит успокоение и отдых.
Потверждении этой точки зрения можно найти и в других литературных произведениях.
В стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Лирический герой наслаждается природой ее красотой и чувствует себя частью природы. Ощущая, что она производит на него неизгладимое влияние: «Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе».
Приведу еще один литературный пример. В романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» . Природа помогла Андрею Болконскому в полной мере оценить неправильность своих прежних целей и принципов. Ведь преображение дуба - это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Нужно беречь природу, ведь единение с природой дарит человеку счастье.
Передо мной лежит текст выдающегося современного российского прозаика Ивана Гонцова, в нем он рассматривает проблему - роль искусства в жизни общества.
Автор обращает наше внимание на современных эстрадных «звезд». Гонцова возмущает их поведение, ведь они перед миллионной публикой заявляют, как они плохо учились в школе. А подростки верят, что путь к известности лежит через детскую комнату полиции.
Иван утверждает, это всего лишь, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. Но та информация для подростков, становится основой для их жизненных путей. Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
Далее автор приводит в пример интервью известного ди-джея. Где молодой человек сам еще не осознал, для чего он выходит на сцену, и какая роль искусства в жизни общества.
А вот И. Гонцов утверждает, что искусство не должно тащить человека в «приятный полумрак», а должно вести к свету. Я полностью согласна с позицией автора. И в потверждение всего вышесказанного, хочу привести литературный аргумент.
Русский ученый и публицист Дмитрий Сергеевич Лихачев в своем произведении «Письма о добром» утверждал: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека». Эти слова еще раз потверждают важность искусства в жизни человека.
Кроме того, хочу привести в пример короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Его музыка изменила весь мир. Помогла забыть все беды и позитивно осветила будущее.
А в заключении хочу привести слова Ю.В. Бондарева: «Искусство признано сохранять человеческое в человеке».
Паустовский Константин Георгиевич- выдающийся русский писатель, мастер лирично-романтической прозы. В своих произведениях он затрагивает важные проблемы, и одна из них- роль писателя в жизни общества.
Поводом для рассуждения автора, является надпись на гранитном валуне, которая находится в рыбачьем поселке.
Сначала Паустовский воспринимает надпись, как эпитафию: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Но латышский писатель переубеждает его, что это очень мужественная надпись, потому что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать свое дело.
По мнению Константина Георгиевича, этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде. Потому что писатели не могут сдаться перед невзгодами, чтобы ни случилось, они должны непрерывно делать свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. В потверждение своих слов автор приводит слова Салтыкова-Щедрина: «Если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа».
Авторская позиция довольно ясна и не вызывает сомнения, я полностью согласна с ней. Литература играет важную роль, потому что поэты и писатели - голос и совесть своего народа. Именно они связывают настоящее, прошлое, будущее. И в потверждение всего вышесказанного, хочу привести литературный аргумент.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой - создает книгу, чтобы напомнить своим современникам, погрязшим в нравственных пороках, о непреложности общечеловеческих духовных ценностей, а его книги принесшая мастеру немало страданий, Воланд говорит: «Рукописи не горят». Такую же оценку можно дать роману «Мастер и Маргарита» связывающему прошлое с настоящим и будущим.
В заключение хочу привести слова Вадима Шефнера: «Поэт в России больше чем поэт». Размышляя над этими строками, понимаешь, что миссия людей творческих заключается в том, чтобы быть голосом, совестью своего народа.