Единое глобальное коммуникативное пространство
Современный мир стал таким, какой он есть, во многом благодаря развитию и интенсификации средств коммуникации и информационных технологий, поэтому особое внимание при анализе современных процессов мы обратим на проблему коммуникации и проблемы, связанные с компьютеризацией и Интернетом, который также, по сути, выполняет роль средства массовой коммуникации. Глобальные изменения, носящие подчас катастрофический характер, во многом стимулируются именно развитием коммуникационных возможностей и освоением виртуального пространства.
Коммуникация — это общение, связь, отношение. Она возможна лишь тогда, когда есть передаточный механизм, средство коммуникации. Даже в непосредственном общении, которое может рассматриваться как коммуникация, мы можем выделить несколько составляющих коммуникативного процесса — это индивиды, которые беседуют, например, по дороге на работу, и язык как средство коммуникации, способное доносить до собеседника то, что другой собеседник желает сказать. Понятно, что средство коммуникации, в данном случае язык, должно быть соответствующим коммуницируемым субъектам, т.е. понятным как говорящему, так и слушающему, и способным осуществить перенос, курсирование коммуникативного содержания, объекта коммуникации. Объектом коммуникативного процесса может стать все, что угодно: от товаров и услуг до моральных ценностей и мыслей. В этом отношении человеческая жизнь — постоянный процесс коммуникации. Она происходит даже тогда, когда человек, находясь в одиночестве, меньше всего думает об этом. Дело в том, что любой акт, жест, любое действие
430 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
432 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
щественными ценностями западного демократического стандарта жизни. Демократия есть не только равенство прав, но и равенство в доступе к информации, которая должна быть поэтому открытой для массового потребителя. Массовость информации позволяет говорить о так называемых средствах массовой информации (СМИ), ориентированных на массовое потребление. Средство массовой информации определяется как средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации. К средствам массовой информации, как правило, относят:
— прессу, радио, телевидение;
— кинематограф, средства звукозаписи и видеозаписи;
— видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
— домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные и др. линии связи;
— средства компьютерных технологий и Интернет. Компьютер и Интернет пытаются соединить в себе все виды
информационных потоков, не только замещая их, но и выступая своеобразным универсальным транслятором.
Следующее направление стало возможным благодаря своеобразной унификации видов информации — это совмещение в едином устройстве многих функций и обработка различных видов информационных потоков. Переведенная в цифровой вид информация может быть переработана, передана и воспроизведена единым устройством. В данном отношении компьютер постепенно заменяет все средства коммуникации. Таким образом, в сфере информационной коммуникации единым средством коммуникации становится то «общее пространство», которое сформировано мировой паутиной, миром Интернета.
Интернет и компьютер
Обращение к проблемам, связанным с Интернет-технологиями и массовой компьютеризацией, в
учебнике культурологии не случайно. Интернет и компьютер занимают все большее место в нашей жизни, вытесняя на задний план традиционные формы коммуникации (письмо, непосредственное общение) и посягая на святая святых предшествующих культур — книгу, заменяя все новой — в чем-то виртуальной, а в чем-то реальной — реальностью. Именно бурное развитие электроники ускоряет многие процессы, которые не просто убыстряются, но выходят на новые горизонты развития. Однако мы не
17.3. Культура и глобальные проблемы современности 433
Контрольные вопросы
1. Что такое европоцентризм и в чем заключается его несостоятельность?
2. В чем состоит смысл переходного периода в социокультурном развитии?
3. Что такое культурная универсализация?
4. Чем различаются Понятия «универсалистская тенденция европейской культуры» и «культурная универсализация»?
5. Почему в развитии культуры неизбежны переходные эпохи?
6. Какие причины кризиса европейской культуры указываются в современной культурологии?
7. Какова особенность современного кризиса в культуре?
8. Какова роль европейской культурной традиции в современном мире?
9. Каково значение техники и технологии в современном мире?
10. Что такое глобализм?
11. Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новых информационных технологий и Интернета?
440 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
Литература
1. Гидденс А. Постмодерн //Философия истории: антология. М., 1994.
2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век. Антология. М., 1994.
3. Зиммель Г. Кризис культуры //Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М., 1996.
4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001.
5. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. М., 1998.
6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989. № 2.
7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // X. Ортега-и-Гассет. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993.
8. Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.