Сочините торжественную речь, посвященную (на Ваш выбор)
- окончанию университета;
- юбилею Вашего коллеги;
- «юбилею» любимой книги (передачи, фильма и т.п.)
Вопросы к зачету:
- Риторический идеал и его эволюция от Древней Греции до наших дней.
- Схема риторического процесса и ее роль в подготовке выступления.
- Этапы подготовки устного выступления
- Основные критерии оценки устного выступления
- Техника речи как важнейшая составляющая сторона ораторского мастерства. Основные составляющие техники речи
- Речевая культура оратора (нормативный, коммуникативный и этический аспекты)
- Психологическая культура общения
- Логический аспект выступления. Логические ошибки и уловки. Виды аргументации.
- Спор как одна из основных форм коммуникации. Виды спора
- Дискуссия как высшая форма спора
- Корректные и некорректные приемы ведения дискуссии или интервью.
Литература
а) основная литература:
1. Введенская, Л. А. Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов н / Д.: Феникс, 2010. – 544с.
2. Голуб, И.Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво. - М. Омега-Л, 2010. - 408с.
3. Михальская, А.К. Руссий язык. Риторика. 10-11 классы. - М. Дрофа, 2010, 496с.
4. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике.
/Кудряшова, В. В. и др.; СПбГГИ.- СПб, 2006, 1 часть -176 с., 2 часть - 139с.
5. Ивин, А. А. «Риторика: искусство убеждать». - М., 2002. - 304с.
6. Свидинская, Н. Т. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; Под ред. Н. Т. Свидинской. – СПб. – СПГУТД, 2009. – 329 с.
б) дополнительная литература
1. Аннушкин, В. И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие.-М.: Флинта: Наука, 2008. - 224с.
2. Введенская, Л. А. Павлова, Л. Г. Деловая риторика. - Ростов н / Д.: Феникс, 2010. – 496с.
3. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М:Просвещение, 1991. - 128с.
4. Граудина, Л. К., Кочеткова, Г. И. Русская риторика. - М.:ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001. - 669с.
5. Поварнин, С. И. Искусство спора: О теории и практике спора. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, СПб.: Северо-Запад, 2009. - 192с.
6. Русский язык и культура речи:Учеб. для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников, и др.; Под ред.. В. Д. Черняк. - М.: «Высшая школа», 2002.- 509 с.
7. Таранов, П. С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 576с.
Приложение
Материалы для развития техники речи
Прочитайте скороговорки. Отработайте четкую дикцию и выразительную интонацию.
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Что не скажешь: бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа, что Карл у Клары украл кораллы, что летел орел, что орел - король, что король - орел, что от топота копыт пыль по полю летит… Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Маланья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговорить не перевыскороговорить. Язык мой - враг мой.
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв,то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: 33 корабля лавировали- лавировали, да не вылавировали, у нас на дворе-подворье погода размоеропогодилась, а на дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора, сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать , перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
Прочитайте отрывок из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Следите за паузами, за выразительной интонацией.
А.С.Грибоедов "Горе от ума"
Монолог Чацкого, явление 14
Чацкий (после некоторого молчания)
Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - *
Высокий идеал московских всех мужей. -
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, -
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Прочитайте стихотворения. Следите за паузами, темпом, интонацией.
Ф.И.Тютчев
Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!.
К. Д. Бальмонт
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
Безглагольность.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, –
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, –
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
В. Маяковский
Лиличка!
Вместо письма.
Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде
Вспомни –
за этим окном
впервые руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще –
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай хоть в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят –
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он любимую на деньги и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг. 26 мая 1916г. Петроград
М. Цветаева.