Цветовая гамма для дизайна
Основные колористические схемы:
1) Монохроматическая гамма, когда один цвет варьируется по светосиле или в оттенках.
2) Ахроматическая гамма, когда варьируются « бесцветные» оттенки от черного до белого.
Монохроматическая гамма активно применялась и применяется в декоративно-прикладном искусстве. Английский художник Уильям Моррис в конце девятнадцатого века разрабатывал орнаменты ,применяя монохроматическую гамму.
Уильям Моррис. Орнаменты
Существуют два международных стандарта, определяющих цветовую гамму в дизайне. Есть профессиональная система « Пантон» (Pantone). SCOTDIC (Standard Color of Textile Dictionaire Internationale de la Coleur)
(Цветовой стандарт текстиля Международный словарь цветов). Подобная система применяется в дизайне текстиля, моды.
Система «Пантон» включает около 1900 оттенков, расположенных по определенным колористическим группам. Каждый имеет определенный номер.
. Уже давно принято деление цветов на «теплые» и «холодные». К теплым относят цвета одной части спектра - красный, желтый, оранжевый, в свою очередь, к холодным относят- синий, зеленый, фиолетовый. Термины эти дают слишком небольшую информацию относительно цветов и оттенков. Существует даже термин « цветовая температура».
Красный с синеватым оттенком и голубовато-желтый воспринимаются как холодные цвета, а синий с желтоватым оттенком и желто-зеленый воспринимаются как теплые цвета.
Зеленый цвет, как смесь желтого цвета и синего, находится ближе к холодным. Красный с синеватым оттенком воспринимается теплее, чем голубовато-красный. Уравновешенность двух цветов в одной смеси неустойчива. В определенной ситуации, особенно при цветовых сочетаниях, оранжевый цвет будет выглядеть как красный или же, как желтый цвет. Пурпурный цвет буде выглядеть или как голубовато- красный, то есть холодный, или же как красно-синий, то есть теплый цвет. Помимо этого восприятие цветовой « температуры» может зависеть даже от яркости и насыщенности.
Теплая гамма
Холодная гамма и тональная шкала.
Дополнительные цвета
Дополняющие друг друга цвета представляют собой сочетания цветов , которые, если они суммируются и дают совершенно черный цвет и совершенно белый цвет если они вычитаются. Дополнительные цвета располагаются на цветовом круге друг напротив друга. Они образуют своеобразные пары, причем цвета выявляют интенсивность и остроту восприятия друг друга. Такие пары образуют: зеленый и оранжево- красный, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти пары называют комплиментарными, а эффект их взаимодействия - эффектом одновременного зрительного контраста. В комплиментарные пары вступают цвета либо первого и второго уровня или два производных цвета третьего уровня. Еще одна особенность состоит в том, что в этих парах один цвет будет холодный, а второй теплый.
Нюанс (nuance фр.) – оттенок, тонкое различие, едва заметный переход одного цветового тона в другой. Этой характеристикой обладают все цвета, однако у полноцветных оттенков иногда сложно определить нюанс.
Пигменты
Пигмент представляет собой мельчайшие частицы красящего вещества. Пигменты обладают различными свойствами, одни светостойки,
Другие способны к выцветанию, одни обладают прозрачностью, другие не прозрачны, Некоторые обладают глубиной цвета. Пименты существуют органические и неорганические. Неорганические пигменты- это нерастворимые химические соединения оксидов металлов и солей. К таким соединениям относятся природные пигменты: сиена, умбра, охра, кобальты, ультромарин, белые пигменты и ряд других.
Цвет в архитектуре (
Цвет в архитектуре не ставится на второй план. Цвет опирается на конструктивность, используется динамика цвета и его психологическое восприятие. Мы имеем множество примеров монохромной архитектуры. Наиболее выразительно в таком случае начинает действовать светотень.
Грановитая палата Крыльцо трапезной Борисоглебского монастыря.
Такие примеры есть и в русской архитектуре, в тех произведениях, где единственный цвет - белый. Существуют сторонники такой одноцветной архитектуры. Однако есть архитектура и полихромная. Такая архитектура должна быть хорошо продумана, в основе должен лежать метод обработки объема под цвет. Необходимо помнить, что цвет воздействует не сам по себе, а в конкретных сочетаниях. А в архитектуре цвет еще непосредственно связан с объемом, светотенью и с восприятием цвета, в зависимости от объема, которому он принадлежит. Причем холодные цвета вызывают эффект удаления, а теплые, напротив, эффект приближения. В связи с этим, углубление, выкрашенное в холодный синий цвет, произведет совсем другое впечатление, чем тоже углубление, но выкрашенное в теплый, например, желтый цвет.