Что такое прослушивание
Дюпре Вероника
Как стать
актером
Ростов-на-Дону
«Феникс»
Дюпре Вероника
Д 96 Как стать актером / Дюпре В. — Ростов н/Д.:
Феникс, 2007. — 192 с. — (Золотой фонд).
Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы и аплодисменты благодарных зрителей? Тогда эта книга для вас! Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для поступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослушиванию, какие именно принципы актерского мастерства являются основополагающими, как надо работать над собой, чтобы стать настоящим актером. Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!
ISBN 978-5-222-07258-5 УДК 792
ББК 85.33
© Дюпре В., 2007
© Оформление: изд-во «Феникс», 2007
Введение
Весь мир театр, люди в нем — актеры!
Я Шекспир
Ну что ж, вы взяли в руки эту книгу. Пролистали, посмотрели оглавление, открыли на первой странице и решили немного почитать. Вопрос в том, что же вас побудило это сделать? Простое любопытство отметаем сразу — ТАКИЕ книги не привлекают внимания обычных читателей, бродящих по книжным магазинам и ищущих, чего бы почитать.
Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы, указания режиссера и аплодисменты благодарных зрителей? Тогда эта книга для вас! Однако будьте готовы к тому, что вам придется долго и упорно трудиться. Вопреки расхожему мнению, в ремесле актера (кстати, не стоит бояться слова «ремесло» — в давние времена оно не случайно выступало синонимом к слову «мастерство»), кроме таланта, присутствуют еще и такие составляющие, как труд, терпение и настойчивость в достижении поставленной цели.
Что значит «быть хорошим актером»? В первую очередь — это владение своим голосом и телом, умение правильно говорить и правильно двигаться. Как ни странно, данный свыше талант не может заменить этого умения. Он накладывается сверху и превращает просто хорошего актера в актера, покоряющего тысячи сердец. Однако обладать талантом — это еще не все. Нужно еще уметь им правильно распорядиться.
Но если вы действительно мечтаете стать актером, если вы чувствуете, что именно в этом ваше призвание, — дерзайте! У вас хватит сил и энергии на все тренировки и упражнения, у вас получится очаровать комиссию на вступительных экзаменах в театральный вуз. И, может быть, через много лет, прижимая к груди только что полученный «Оскар» или «Золотую ветвь», вы вспомните эту книгу с благодарностью, потому что именно она помогла вам сделать первые шаги на этом славном пути.
Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для поступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослушиванию, что именно является основополагающими принципами актерского мастерства и как работать над собой, чтобы стать настоящим актером.
Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!
Глава 1. Как и куда поступать
ЧТО НУЖНО
Прежде чем окончательно сделать выбор, подумайте, действительно ли вы готовы ко всем трудностям, которые предстоят вам на пути становления актером. Конкурс в театральные вузы один из самых высоких — более 200 .человек на место. Если же вы уверены, что именно профессия актера является вашим призванием, попробуйте оценить свои силы:
❖ Что вы можете на данный момент?
❖ Приходилось ли вам ставить семейные (и не только) спектакли?
❖ Вы хоть раз были на площадке, где снимается фильм, или за кулисами театра?
❖ Вы точно представляете, что ожидает вас впереди?
Если хотя бы на два пункта из четырех вы дали положительный ответ, стоит продолжать.
Если же вы еще учитесь в школе, вам необходимо заниматься постановками под руководством наставников, записаться в театральные кружки вашего города. Это полезный опыт и он непременно поможет вам при поступлении.
Для того чтобы поступить в театральный вуз, нужно получить обязательное среднее образование.
Документы, которые вам понадобятся:
❖ аттестат;
❖ паспорт;
❖ справка из поликлиники о диспансеризации (специальная форма для поступления в учебные заведения);
❖ 2—4 фотографии размером 3x4 см.
Внимательно подойдите к выбору вуза, в который собираетесь поступать. Не распыляйтесь на мелочи, определитесь только с городом и подавайте заявление сразу во все вузы этого города (если их несколько). Сведения о существовании
учебного заведения такого профиля в ближайшем к вам городе можно отыскать в Интернете.
После того, как вы выбрали вуз, позвоните туда. Что вам нужно узнать:
❖ сроки подачи заявления;
❖ экзамены, которые вам предстоит сдавать (они могут
отличаться);
❖ кто набирает курс (что это за человек, представителем какой «школы» он является, что ему нравится, а что нет).
ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ
Первый конкурс, который вам предстоит пройти, называется прослушивание. Только после того, как вы его успешно пройдете, вы получите право подавать документы на поступление в вуз. Многие ошибочно полагают, что прослушивание — это и есть вступительный экзамен в театральный вуз. На самом деле это только отбор, который необходим для отсеивания сотен абитуриентов.
На прослушивании вам нужно будет прочесть наизусть стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения перед представителями театрального института. На основании того, что они услышат, они будут оценивать уровень вашего таланта.
В разных вузах прослушивание может состоять из разного количества туров. Стандартный набор:
❖ отборочная консультация (в некоторых вузах — 1-й тур);
❖ 1-й тур;
❖ 2-й тур;
❖ 3-й тур;
❖ конкурс.
После каждого тура отсеивается определенное количество поступающих, а следовательно, условия становятся жестче.
Задания на турах также могут отличаться в разных вузах. К примеру, в некоторых вузах пластика и вокал проверяются на третьем туре вместе с программой (о том, что такое программа, мы поговорим чуть ниже), в других программа идет после проверки вокальных данных, в третьих это вообще принципиального значения не имеет.
В день, когда будет назначен первый тур, приходите в вуз пораньше — вам необходимо будет записаться в список очереди. Будьте готовы к тому, что, кроме вас, там будет огромная толпа поступающих, так что вполне возможно, что вам придется провести в вузе целый день. После того как запишитесь, постарайтесь расслабиться и спокойно ожидать своей очереди. Она может подойти не раньше, чем часа через два или даже позже, но не стоит уходить далеко, потому что периодически будут называть имена пяти десяти человек, которым следует приготовиться к прослушиванию.
После того как назовут и вашу фамилию, вас и остальных введут в комнату, где проходит прослушивание, усадят на стулья и попросят представиться и рассказать немного о себе. От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии. Если вы уже занимались когда-либо театром, Не признавайтесь в этом. По неизвестной причине это вызывает резкую негативную реакцию практически во всех вузах.
В составе комиссии могут быть как будущий мастер набираемого курса, так и другие педагоги. Как правило, в таком составе комиссия присутствует на первых турах.
После представления вы начинаете читать свою программу. Не волнуйтесь, не обращайте внимания на выражения лиц и поведение членов комиссии. Не стоит во время чтения программы стараться следить за всеми, кто вас слушает, и лихорадочно отмечать про себя, кто делает пометки, кто нет. Не забывайте, что если вы присутствуете на прослушивании в первый раз, то для комиссии это рутинная, надоевшая до смерти работа. Только представьте, скольких человек им приходится выслушивать каждый день во время вступительных экзаменов, и помножьте на количество лет, которое каждый из них уже работает в сфере театрального образования. Так что вы для них (пока что) всего лишь один из многих, и их реакция ровным счетом ничего не говорит о том, хорошо вы читаете или нет.
После того как все, кто находится вместе с вами в комнате для прослушивания, прочитают свои программы, вы уходите и спокойно ожидаете объявления того, кто прошел в следующий тур. Все. Как видите, ничего страшного.
После третьего тура следует конкурс — самый напряженный и строгий экзамен. На нем происходит последний отсев среди всех, кто до него добрался. После конкурса (как правило) следует сочинение и коллоквиум. На коллоквиуме проверяется ваша общая эрудированность, знание истории театра и видных театральных деятелей (Станиславский, Михаил Чехов, Мейерхольд и др.), общее знание литературы, в частности драматургии, и истории. Это уже не так страшно, как все, что было до этого, однако подготовиться все-таки стоит.
ПРОГРАММА
На прослушивании вам необходимо будет представить свою программу, т.е. стихотворение, басню или прозаический отрывок, выученные наизусть. К составлению программы необходимо подойти как можно более тщательно, ибо именно по ней комиссия будет составлять свое общее представление о вас. Кстати, не думайте, что вам хватит одного стихотворения или отрывка. Вас могут попросить почитать
что-нибудь еще, поэтому лучше подготовить несколько программ (как минимум три).
Абитуриенты, в особенности девушки, зачастую неверно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их слишком часто тянет в трагедию, и они полагают, что драматический, экспансивный отрывок в их исполнении и есть действительная демонстрация их таланта. Берите тот текст, тот материал, который вы способны осмыслить, не почувствовать расплывчато и хаотично, а именно понять каждое слово,
каждую запятую. Пусть это будет не монолог Гамлета, а детские стихи, но главное, чтобы это вам подходило. Чтобы текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление «понравиться» будут верным залогом того, что вас выгонят еще с первого тура.
Трезво оцените свое потенциальное театральное амплуа (типаж) — романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Если вы небольшого роста и не обладаете телосложением Дюймовочки, вам точно не стоит готовить монолог Джульетты. Может быть, лучше подготовить что-нибудь комическое или, наоборот, характерное? Представьте себя на месте режиссера и поразмыслите, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж — замечательно! Учите несколько отрывков разного стиля и предъявляйте все.
Не надейтесь на то, что вас будут слушать долгое время. Отрывок (в особенности прозаический) должен лаконично, немногословно и незамедлительно сообщать о вас и ваших способностях. Не рассчитывайте, что вам дадут дочитать до конца длиннющий отрывок, в самом конце которого вы припасли нечто такое, что должно будет потрясти комиссию до глубины души и сразу же убедить в ваших незаурядных способностях. Вас могут, не мудрствуя лукаво, не дослушать и прервать. Поэтому выбирайте отрывок сразу с того самого фрагмента, который вы намереваетесь прочесть. Нет никакой нужды читать весь текст автора, вы можете его сжато, вырезать отдельные предложения, абзацы. Главное, чтобы ваш отрывок имел логическое начало, развитие и какое-то завершение.
Многие считают, что, если они откопают отрывок, «который никто до них не читал», это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И тогда они учат наизусть Борхеса, Кафку или что-нибудь из новомодных авторов. Однако не считайте, что новинки литературы известны вам одному. Уж наверное, преподаватели театрального вуза являются, как
грамотными и образованными людьми. К тому же, отрывок стоит выбирать не по принципу оригинальности, а по принципу того, понимаете вы его, сможете ли вы передать все художественные особенности данного автора или же просто хотите похвастаться и предстать эдаким оригиналом.
СОВЕТЫ
◙ Для прослушивания лучше всего подойдет неброская, повседневная одежда. Девушкам необходимо приходить в юбке, причем не супер-мини и не до полу, а длиной чуть ниже колена, дабы и ноги показать (для девушек это вполне нормальная проверка внешних данных), и не проявлять чрезмерную сексуальность. Помните, что главное, что вы должны показать на прослушивании, это не ваши вторичные половые признаки, а ваш талант.
◙ Парням не следует выбирать нечто совсем уж «неформальное», лучше всего, если это будут джинсы или брюки, рубашка с галстуком или без, либо свитер сдержанной расцветки. Естественно, Одежда должна быть чистой, опрятной и без дырок. Также стоит тщательно выбриться, только если вы не считаете, что месячная щетина придает вам тот самый самобытный стиль, который вы стремитесь показать. То же самое касается волос — не допускайте засаленных лохм или экстремальных стрижек. Если длинные волосы и небритость действительно вам идут, приходите так. В крайнем случае, если комиссия оценит ваш талант, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.
◙ Стиль вашей одежды должен соответствовать характеру программы.
◙ Девушкам также стоит тщательнее отнестись к своему макияжу. Слишком большое количество пудры, теней и
туши загораживает ваше лицо и производит, мягко скажем, отталкивающее впечатление. Скромный, практически незаметный макияж, подчеркивающий вашу индивидуальность, — это как раз то, что необходимо.
◙ Начинать готовиться надо не за день и не за месяц до предполагаемой попытки, а уж точно за год, если не за два. Наспех выученный текст вряд ли понравится комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное. По примете профессиональных актеров, на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. А вам ведь еще до профессионала, прямо скажем, далековато.
◙ Готовиться к прослушиванию можно на подготовительных курсах, которые обычно есть при каждом театральном вузе. Как правило, продолжительность таких курсов разнится от месяца до трех, занятия проходят один-два раза в неделю. На таких курсах изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Туда тоже надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда не такой строгий, отсеивают людей, у которых нет вообще ни капли таланта.
◙ На курсах у вас есть возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году, познакомиться с преподавателями конкретного вуза и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.
◙ Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), истории театра и литературы. Актер должен знать историю своего ремесла.
◙ Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов, не расстраивайтесь особо. Вы
не раз слышали о звездах, вышедших из глухой провинции. Кстати, как раз в этом случае лежащая перед вами книга будет просто незаменимой поддержкой. Однако и на курсах она тоже может вам помочь.
❖ Помните, заниматься театром по графику нельзя. Этим либо занимаются постоянно, либо не занимаются вообще. То есть у вас в голове должны идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими.
❖ Освободитесь даже от малейших мыслей, что прослушивание для вас является судьбоносным событием. Удастся или не удастся — это еще не последнее слово. Время может изменить многое. Даже великие актеры очень часто поступали в театральные вузы не сразу. В принципе, также многие разочаровывались в этой профессии, поступив в вуз без особых затруднений. А вот легкость восприятия ситуации поможет вам по-настоящему раскрепоститься.
❖ Вы и ваши родные, близкие друзья доподлинно знаете сильные и слабые стороны вашей натуры. Попытайтесь выбрать наиболее оптимальные позиции для кастинга, чтобы показать себя в лучшем свете. Другими словами, если вы мечтаете о драматическом амплуа, а друзья считают вас непревзойденным комиком, выбрать для показа лучше комедию. Для начала надо попасть в профессию, а позже разобраться, в чем ваше настоящее призвание.
❖ Никого и ничего не страшитесь. На кастинге вас никто не собирается ни убивать, ни калечить.
❖ Не равняйтесь на других претендентов. Они вовсе не лучше и не хуже вас, они другие. А вот нервничают и сомневаются в своих силах абсолютно все.
❖ Всякую критику в ваш адрес воспринимайте конструктивно, рассматривайте ее как способ коррекции своих недостатков.
❖ Если вы сделаете ошибку, не стопоритесь, не плачьте и не убегайте, просто очаровательно улыбнитесь и продолжайте дальше. Все понимают ваше состояние, а вот умение с достоинством выходить из неурядиц обязательно обратит на себя внимание. Таких заминок в актерской профессии великое множество.
❖ Подготовьтесь основательно, но не до состояния торможения. Накануне ничего не репетируйте и не думайте о пробах. Погуляйте, отдохните, встретьтесь с друзьями и хорошенько выспитесь.
❖ Если вас не выбрали — не плачьте и не портите себе настроение. Это не значит, что вы неталантливы, это может значить, что вы не подходите тому, кто набирает курс. Помните, что руководитель курса набирает ребят в расчете на дипломный спектакль, ваша фактура (внешность) может просто не вписываться в ансамбль. При неудаче просто вынесите для себя урок, что и как не надо делать в следующий раз.