Что такое прослушивание

Дюпре Вероника

Как стать

актером

Ростов-на-Дону

«Феникс»

Дюпре Вероника

Д 96 Как стать актером / Дюпре В. — Ростов н/Д.:

Феникс, 2007. — 192 с. — (Золотой фонд).

Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы и аплодисменты благодарных зрителей? Тогда эта книга для вас! Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для поступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослушиванию, какие именно принципы актерского мастерства являются основополагающими, как надо работать над собой, чтобы стать настоящим актером. Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!

ISBN 978-5-222-07258-5 УДК 792

ББК 85.33

© Дюпре В., 2007

© Оформление: изд-во «Феникс», 2007

Введение

Весь мир театр, люди в нем — актеры!

Я Шекспир

Ну что ж, вы взяли в руки эту книгу. Пролистали, посмот­рели оглавление, открыли на первой странице и решили не­много почитать. Вопрос в том, что же вас побудило это сде­лать? Простое любопытство отметаем сразу — ТАКИЕ книги не привлекают внимания обычных читателей, бродящих по книжным магазинам и ищущих, чего бы почитать.

Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы, указания режиссера и аплодисменты благодарных зри­телей? Тогда эта книга для вас! Однако будьте готовы к тому, что вам придется долго и упорно трудиться. Вопреки расхожему мнению, в ремесле актера (кстати, не стоит бояться сло­ва «ремесло» — в давние времена оно не случайно выступало синонимом к слову «мастерство»), кроме таланта, присутству­ют еще и такие составляющие, как труд, терпение и настойчи­вость в достижении поставленной цели.

Что значит «быть хорошим актером»? В первую очередь — это владение своим голосом и телом, умение правильно говорить и правильно двигаться. Как ни странно, данный свы­ше талант не может заменить этого умения. Он накладывается сверху и превращает просто хорошего актера в актера, поко­ряющего тысячи сердец. Однако обладать талантом — это еще не все. Нужно еще уметь им правильно распорядиться.

Но если вы действительно мечтаете стать актером, если вы чувствуете, что именно в этом ваше призвание, — дерзай­те! У вас хватит сил и энергии на все тренировки и упражне­ния, у вас получится очаровать комиссию на вступительных экзаменах в театральный вуз. И, может быть, через много лет, прижимая к груди только что полученный «Оскар» или «Золотую ветвь», вы вспомните эту книгу с благодарностью, потому что именно она помогла вам сделать первые шаги на этом славном пути.

Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для по­ступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослу­шиванию, что именно является основополагающими принци­пами актерского мастерства и как работать над собой, чтобы стать настоящим актером.

Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!

Глава 1. Как и куда поступать

ЧТО НУЖНО

Прежде чем окончательно сделать выбор, подумайте, дей­ствительно ли вы готовы ко всем трудностям, которые пред­стоят вам на пути становления актером. Конкурс в театраль­ные вузы один из самых высоких — более 200 .человек на место. Если же вы уверены, что именно профессия актера является вашим призванием, попробуйте оценить свои силы:

❖ Что вы можете на данный момент?

❖ Приходилось ли вам ставить семейные (и не только) спектакли?

❖ Вы хоть раз были на площадке, где снимается фильм, или за кулисами театра?

❖ Вы точно представляете, что ожидает вас впереди?

Если хотя бы на два пункта из четырех вы дали положи­тельный ответ, стоит продолжать.

Если же вы еще учитесь в школе, вам необходимо зани­маться постановками под руководством наставников, записаться в театральные кружки вашего города. Это полезный опыт и он непременно поможет вам при поступлении.

Для того чтобы поступить в театральный вуз, нужно полу­чить обязательное среднее образование.

Документы, которые вам понадобятся:

❖ аттестат;

❖ паспорт;

❖ справка из поликлиники о диспансеризации (специаль­ная форма для поступления в учебные заведения);

❖ 2—4 фотографии размером 3x4 см.

Внимательно подойдите к выбору вуза, в который собира­етесь поступать. Не распыляйтесь на мелочи, определитесь только с городом и подавайте заявление сразу во все вузы этого города (если их несколько). Сведения о существовании

учебного заведения такого профиля в ближайшем к вам горо­де можно отыскать в Интернете.

После того, как вы выбрали вуз, позвоните туда. Что вам нужно узнать:

❖ сроки подачи заявления;

❖ экзамены, которые вам предстоит сдавать (они могут

отличаться);

❖ кто набирает курс (что это за человек, представителем какой «школы» он является, что ему нравится, а что нет).

ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый конкурс, который вам предстоит пройти, называет­ся прослушивание. Только после того, как вы его успешно пройдете, вы получите право подавать документы на поступ­ление в вуз. Многие ошибочно полагают, что прослушивание — это и есть вступительный экзамен в театральный вуз. На самом деле это только отбор, который необходим для отсеи­вания сотен абитуриентов.

На прослушивании вам нужно будет прочесть наизусть сти­хотворение, басню и отрывок из прозаического произведения перед представителями театрального института. На основании того, что они услышат, они будут оценивать уровень вашего таланта.

В разных вузах прослушивание может состоять из разного количества туров. Стандартный набор:

❖ отборочная консультация (в некоторых вузах — 1-й тур);

❖ 1-й тур;

❖ 2-й тур;

❖ 3-й тур;

❖ конкурс.

После каждого тура отсеивается определенное количество поступающих, а следовательно, условия становятся жестче.

Задания на турах также могут отличаться в разных вузах. К примеру, в некоторых вузах пластика и вокал проверяются на третьем туре вместе с программой (о том, что такое программа, мы поговорим чуть ниже), в других программа идет после проверки вокальных данных, в третьих это вообще прин­ципиального значения не имеет.

В день, когда будет назначен первый тур, приходите в вуз пораньше — вам необходимо будет записаться в список оче­реди. Будьте готовы к тому, что, кроме вас, там будет огром­ная толпа поступающих, так что вполне возможно, что вам придется провести в вузе целый день. После того как запиши­тесь, постарайтесь расслабиться и спокойно ожидать своей очереди. Она может подойти не раньше, чем часа через два или даже позже, но не стоит уходить далеко, потому что пе­риодически будут называть имена пяти десяти человек, кото­рым следует приготовиться к прослушиванию.

После того как назовут и вашу фамилию, вас и остальных введут в комнату, где проходит прослушивание, усадят на сту­лья и попросят представиться и рассказать немного о себе. От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и си­дящей комиссии. Если вы уже занимались когда-либо теат­ром, Не признавайтесь в этом. По неизвестной причине это вызывает резкую негативную реакцию практически во всех вузах.

В составе комиссии могут быть как будущий мастер наби­раемого курса, так и другие педагоги. Как правило, в таком составе комиссия присутствует на первых турах.

После представления вы начинаете читать свою програм­му. Не волнуйтесь, не обращайте внимания на выражения лиц и поведение членов комиссии. Не стоит во время чтения про­граммы стараться следить за всеми, кто вас слушает, и лихо­радочно отмечать про себя, кто делает пометки, кто нет. Не забывайте, что если вы присутствуете на прослушивании в первый раз, то для комиссии это рутинная, надоевшая до смерти работа. Только представьте, скольких человек им приходится выслушивать каждый день во время вступительных экзаме­нов, и помножьте на количество лет, которое каждый из них уже работает в сфере театрального образования. Так что вы для них (пока что) всего лишь один из многих, и их реакция ровным счетом ничего не говорит о том, хорошо вы читаете или нет.

После того как все, кто находится вместе с вами в комнате для прослушивания, прочитают свои программы, вы уходите и спокойно ожидаете объявления того, кто прошел в следую­щий тур. Все. Как видите, ничего страшного.

После третьего тура следует конкурс — самый напряжен­ный и строгий экзамен. На нем происходит последний отсев среди всех, кто до него добрался. После конкурса (как прави­ло) следует сочинение и коллоквиум. На коллоквиуме прове­ряется ваша общая эрудированность, знание истории театра и видных театральных деятелей (Станиславский, Михаил Чехов, Мейерхольд и др.), общее знание литературы, в частности драматургии, и истории. Это уже не так страшно, как все, что было до этого, однако подготовиться все-таки стоит.

ПРОГРАММА

На прослушивании вам необходимо будет представить свою программу, т.е. стихотворение, басню или прозаический от­рывок, выученные наизусть. К составлению программы не­обходимо подойти как можно более тщательно, ибо именно по ней комиссия будет составлять свое общее представле­ние о вас. Кстати, не думайте, что вам хватит одного стихо­творения или отрывка. Вас могут попросить почитать

что-нибудь еще, поэтому лучше подготовить несколько программ (как минимум три).

Абитуриенты, в особенности девушки, зачастую неверно оценивают свои внешние и внутренние психологические дан­ные. Их слишком часто тянет в трагедию, и они полагают, что драматический, экспансивный отрывок в их исполнении и есть действительная демонстрация их таланта. Берите тот текст, тот материал, который вы способны осмыслить, не почувство­вать расплывчато и хаотично, а именно понять каждое слово,

каждую запятую. Пусть это будет не монолог Гамлета, а дет­ские стихи, но главное, чтобы это вам подходило. Чтобы текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наи­грыш, стремление «понравиться» будут верным залогом того, что вас выгонят еще с первого тура.

Трезво оцените свое потенциальное театральное амплуа (типаж) — романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Если вы небольшого роста и не обладаете те­лосложением Дюймовочки, вам точно не стоит готовить моно­лог Джульетты. Может быть, лучше подготовить что-нибудь комическое или, наоборот, характерное? Представьте себя на месте режиссера и поразмыслите, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многопла­новый типаж — замечательно! Учите несколько отрывков раз­ного стиля и предъявляйте все.

Не надейтесь на то, что вас будут слушать долгое время. Отрывок (в особенности прозаический) должен лаконично, немногословно и незамедлительно сообщать о вас и ваших способностях. Не рассчитывайте, что вам дадут дочитать до конца длиннющий отрывок, в самом конце которого вы при­пасли нечто такое, что должно будет потрясти комиссию до глубины души и сразу же убедить в ваших незаурядных спо­собностях. Вас могут, не мудрствуя лукаво, не дослушать и прервать. Поэтому выбирайте отрывок сразу с того самого фрагмента, который вы намереваетесь прочесть. Нет никакой нужды читать весь текст автора, вы можете его сжато, выре­зать отдельные предложения, абзацы. Главное, чтобы ваш отрывок имел логическое начало, развитие и какое-то завершение.

Многие считают, что, если они откопают отрывок, «кото­рый никто до них не читал», это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И тогда они учат наизусть Борхе­са, Кафку или что-нибудь из новомодных авторов. Однако не считайте, что новинки литературы известны вам одному. Уж наверное, преподаватели театрального вуза являются, как

грамотными и образованными людьми. К тому же, отрывок стоит выбирать не по принципу ориги­нальности, а по принципу того, понимаете вы его, сможете ли вы передать все художественные особенности данного автора или же просто хотите похвастаться и предстать эда­ким оригиналом.

СОВЕТЫ

◙ Для прослушивания лучше всего подойдет неброская, повседневная одежда. Девушкам необходимо прихо­дить в юбке, причем не супер-мини и не до полу, а длиной чуть ниже колена, дабы и ноги показать (для девушек это вполне нормальная проверка внешних данных), и не проявлять чрезмерную сексуальность. Помните, что главное, что вы должны показать на про­слушивании, это не ваши вторичные половые призна­ки, а ваш талант.

◙ Парням не следует выбирать нечто совсем уж «неформальное», лучше всего, если это будут джинсы или брю­ки, рубашка с галстуком или без, либо свитер сдержан­ной расцветки. Естественно, Одежда должна быть чистой, опрятной и без дырок. Также стоит тщательно выбрить­ся, только если вы не считаете, что месячная щетина придает вам тот самый самобытный стиль, который вы стремитесь показать. То же самое касается волос — не допускайте засаленных лохм или экстремальных стрижек. Если длинные волосы и небритость действительно вам идут, приходите так. В крайнем случае, если комис­сия оценит ваш талант, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

◙ Стиль вашей одежды должен соответствовать характе­ру программы.

◙ Девушкам также стоит тщательнее отнестись к своему макияжу. Слишком большое количество пудры, теней и

туши загораживает ваше лицо и производит, мягко ска­жем, отталкивающее впечатление. Скромный, практи­чески незаметный макияж, подчеркивающий вашу инди­видуальность, — это как раз то, что необходимо.

◙ Начинать готовиться надо не за день и не за месяц до предполагаемой попытки, а уж точно за год, если не за два. Наспех выученный текст вряд ли понравится комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализи­ровать и визуализировать проанализированное. По примете профессиональных актеров, на усадку разоб­ранного текста в голове требуется не меньше 2 не­дель. А вам ведь еще до профессионала, прямо ска­жем, далековато.

◙ Готовиться к прослушиванию можно на подготовительных курсах, которые обычно есть при каждом театраль­ном вузе. Как правило, продолжительность таких кур­сов разнится от месяца до трех, занятия проходят один-два раза в неделю. На таких курсах изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Туда тоже надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда не такой строгий, отсеивают людей, у которых нет вообще ни капли та­ланта.

◙ На курсах у вас есть возможность узнать общий уро­вень тех, кто будет поступать в этом году, познакомить­ся с преподавателями конкретного вуза и с требовани­ями, которые предъявляются к абитуриентам.

◙ Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), истории театра и литературы. Актер должен знать историю своего ремесла.

◙ Если у вас нет возможности пользоваться услугами ре­петиторов и курсов, не расстраивайтесь особо. Вы

не раз слышали о звездах, вышедших из глухой провин­ции. Кстати, как раз в этом случае лежащая перед вами книга будет просто незаменимой поддержкой. Однако и на курсах она тоже может вам помочь.

❖ Помните, заниматься театром по графику нельзя. Этим либо занимаются постоянно, либо не занимаются вооб­ще. То есть у вас в голове должны идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими.

❖ Освободитесь даже от малейших мыслей, что прослу­шивание для вас является судьбоносным событием. Удастся или не удастся — это еще не последнее слово. Время может изменить многое. Даже великие актеры очень часто поступали в театральные вузы не сразу. В принципе, также многие разочаровывались в этой про­фессии, поступив в вуз без особых затруднений. А вот легкость восприятия ситуации поможет вам по-настоя­щему раскрепоститься.

❖ Вы и ваши родные, близкие друзья доподлинно знаете сильные и слабые стороны вашей натуры. Попытайтесь выбрать наиболее оптимальные позиции для кастинга, чтобы показать себя в лучшем свете. Другими словами, если вы мечтаете о драматическом амплуа, а друзья считают вас непревзойденным комиком, выбрать для показа лучше комедию. Для начала надо попасть в про­фессию, а позже разобраться, в чем ваше настоящее призвание.

❖ Никого и ничего не страшитесь. На кастинге вас никто не собирается ни убивать, ни калечить.

❖ Не равняйтесь на других претендентов. Они вовсе не лучше и не хуже вас, они другие. А вот нервничают и сомневаются в своих силах абсолютно все.

❖ Всякую критику в ваш адрес воспринимайте конструк­тивно, рассматривайте ее как способ коррекции своих недостатков.

❖ Если вы сделаете ошибку, не стопоритесь, не плачьте и не убегайте, просто очаровательно улыбнитесь и про­должайте дальше. Все понимают ваше состояние, а вот умение с достоинством выходить из неурядиц обяза­тельно обратит на себя внимание. Таких заминок в ак­терской профессии великое множество.

❖ Подготовьтесь основательно, но не до состояния тор­можения. Накануне ничего не репетируйте и не думайте о пробах. Погуляйте, отдохните, встретьтесь с друзья­ми и хорошенько выспитесь.

❖ Если вас не выбрали — не плачьте и не портите себе настроение. Это не значит, что вы неталантливы, это может значить, что вы не подходите тому, кто набирает курс. Помните, что руководитель курса набирает ребят в расчете на дипломный спектакль, ваша фактура (вне­шность) может просто не вписываться в ансамбль. При неудаче просто вынесите для себя урок, что и как не надо делать в следующий раз.

Наши рекомендации