Идеи Ясперса- «осевое время» в культуре

1ый вариант изложения:
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О.Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан «истоками» и «целью» человеческого существования. Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет «ось» мировой истории и культуры. «Осевое время» культуры, по Ясперсу, - это своего рода «центр» истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества. Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».
Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конституитивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта».
Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности.Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. «Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.». Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации».
Третий период — осевое время. Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. Хронологически это приблизительно между 8 и 2 веками до н.э. Для всех культур этого типа типологически характерным является формирование самосознания человека, когда человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы и задумывается об освобождении и спасении. Именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества. Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. В этот переходный период получили развитие науки: астрономия, история, геометрия, философия. Формируются национальные религии. Др.Китай – даосизм, конфуцианство, которые объяснили цель жизни человека. В Др.Индии – индуизм, который дал представление о карме и реинкарнации, В Др.Иране – зороостризм, объяснявший и признававший существование в мире добра и зла. В др.Палестине сформировалась нац. Религия – иудаизм на основе которой возникло христианство. В этот период переформировалось мирровоззр-е ч-ка, он стал ощущать себя как личность. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.
Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.

Идеи Ясперса вариант 2ой изложения:

экзистенция, пограничная ситуация, забота, страдание, вина, всеобъемлющее, философская вера.

Философия К. Ясперса отличается от других разновидностей экзистенциальной философии. Критически оценивая позитивизм, называя его мировоззрением, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию и считает действительным только то, что может восприниматься в пространстве и во времени, К. Ясперс считал, что мир нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия.

Существование в мире - есть жизнь в толпе, следование общепринятым ценностям и стандартам. Унифицированность избавляет человека от необходимости принимать решения и нести полноту индивидуальной ответственности за них. Она избавляет от самого? бремени свободы? , которое, как говорил у Ф. Достоевского Великий Инквизитор, ложится на него тяжким грузом. Жизнь по формуле? Я как все? позволяет? разделить? ответственность за свои поступки со всеми, поступающими также.

Рассмотрение жизни человека в мире - это первый поверхностный уровень постижения человека. К этому уровню относятся такие аспекты человеческой жизни, как существование, сознание вообще, дух. Существование в мире - это человек как объект познания и опыта, подчиненный естественным и социальным силам, идеологии как квинтэссенции науки.

Ясперс рассматривает научное мировоззрение как попытку создать абстракцию? человека? вообще. Этот? усредненный человек? хорошо укладывается в рамки различных социологических и статистических обобщений, так как он уже обобщен предварительно, утратил в сциентистски ориентированном обществе свое индивидуальное лицо, стал? массовым? . Говоря о проблеме ориентирования в мире, Ясперс разделяет научно-исследовательский и философский пути. Наука принципиально важна для человеческой жизни и определяет философское ориентирование. Однако философское ориентирование необходимо как для науки, так и для практики, в силу того, что предупреждает превращение наукой какой-либо определенной картины мира в окончательную и абсолютную.

Человека надо понять как экзистенцию. Экзистенция есть такой? уровень? человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки, это не эмпирическое бытие человека, не? сознание вообще? и не? дух? .

Ясперс считал, что вопрос об экзистенции возникает тогда, когда появляется потребность поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Истинная философия, по Ясперсу, это процесс философствования, не ограниченный ни определенным предметом, ни выбором метода. Философия дает человеку ориентиры в мире. Она освещает экзистенцию, т. е. первооснову всего, и приближает сознание человека, его индивидуальную душу к трансценденции, к надличностному духу.

Экзистенция - есть сам человек, познающий себя в качестве независимого, и живущий, исходя из такой возможности. Ясперс писал: "не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии -возможная экзистенция.. . Экзистенция не знает смерти, а стоит лишь под знаком взлета и падения. Она неразрывно связана с "трансценденцией" (с богом) , нуждается в ней. Благодаря трансценденции экзистенция впервые выступает как независимый источник в мире, так как не создает самое себя. Наличное бытие эмпирически "здесь", а экзистенция налична только в качестве свободы" (Там же) .

Проясняя понятие - ?философия экзистенции? , -Ясперс предпринимал настойчивые попытки с разных сторон подступиться к нему. Вдумываясь в смысл слова "экзистенция", становится очевидным, что философ говорит нам о том, что истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда человек действует как свободное существо, когда не дает самому себе и другим людям превращать себя в объект манипулирования. Экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии.

Наши рекомендации