Нравы буржуазной прессы в романе Ги де Мопассана «Милый друг»

Работая с критической литературой, важно уяснить, что роман «Милый друг» — ключ к пониманию всего творчества писателя. Следует четко представлять идейно-художественный замысел романа, показать типичные стороны жизни Третьей республики, вскрывая прежде всего свойственную ей атмосферу всеобщей продажности.

Цель сочинения — не пересказывая сюжета романа, охарактеризовать социально-педологический тип французского буржуа (политического деятеля, газетного репортера, республиканца-оппортуниста и т.д.), порожденный условиями современной Мопассану эпохи.

Во вступлении к сочинению скажите о времени создания романа, идейно-художественном замысле произведения, объясните смысл его заглавия.

Раскрывая тему сочинения, в основной части, необходимо кратко охарактеризовать главного героя романа, объяснить, почему аморальный, циничный, беспринципный герой Добивается блестящего положения в обществе. Кто помогает Ж. Дюруа? Приведите социально-нравственные характеристики наиболее ярких представителей буржуазного общества.

В основной части сочинения нужно также раскрыть типичные черты буржуазного общества, его представителей. Покажите, как Форестье уничтожающе характеризует публику театра (ч.I, гл.I), как Дюруа иронично наблюдает прогулку представителей парижского света в Булонском лесу (ч. I, гл.VI). Почему первостепенное внимание уделено миру газетной проституции? Что символизирует название газет, господина Вальтера и почему автор сравнивает ее со слоеным пирогом?

Охарактеризуйте типичных представителей газетного мира (Вальтер, Форестье, Сен-Потен, Жак Риваль, Норбер де Варен). Отметьте мелкое взяточничество репортера Сен-Потена и крупные закулисные операции «независимой печати». Более подробней расскажите о танжерской операции (ч. II, гл.V-VI).

Как раскрывает Мопассан механизм обогащения буржуа, истинное лицо политических деятелей, участвующих в грязных биржевых аферах (Ларош-Матье)? Благодаря, чему и как газета «Французская жизнь» превращается в признанный орган правительства? Обратите внимание на используемые Мопассаном художественные приемы (ирония, характерная, психологически точная деталь и др.).

Подумайте, почему Ж. Дюруа и Ларош-Матье внешне похожи, особенно усами. Докажите, что усы становятся олицетворением этих людей, ибо иными достоинствами они не обладают.

Завершая основную часть сочинения, проанализируйте финальную сцену романа. Обратите внимание на то, что финал построен целиком на приеме нагнетания скрытой иронии. Объясните, почему господин Вальтер дает согласие на брак Дюруа с его дочерью. Что привлекает миллионера в столь ничтожном человеке?

В заключительной части сочинения раскройте идейно-художественное значение романа.

Литература:

1. Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. – М.: Высш. шк., 1962. – (В помощь студенту-филологу).

2. Данилин Ю.И. Жизнь и творчество Мопассана. – 2-е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1968.

3. Мениаль Эд. Ги де Мопассан – Р-н/Д.: Феникс, 1999. – (След в истории).

Трагедия «Среднего» американца (по роману Т. Драйзера «Американская трагедия»)

Приступая к работе над сочинением, выясните, в какой исторический период создан роман. Что характерно для данного периода творчества Т. Драйзера?

Во вступительной части сочинения кратко охарактеризуйте историю создания романа, его основную проблему, раскройте смысл заглавия произведения, поясните, в чем заключается сущность лозунга «равных возможностей», выдвинутый идеологами американского империализма.

Основной идеей сочинения должна стать мысль о влиянии американской действительности, его эгоистической морали на формирование взглядов «среднего американца». Покажите, как, уверовав в теорию «равных возможностей», герой делает попытку претворить ее в жизнь.

Излагая историю жизни Клайда Грифитса, охарактеризуйте основные этапы пути героя; уделив особое внимание его типичной заурядности, слепому поклонению буржуазному успеху. Более подробно расскажите о юношеских надеждах, службе в отеле, о жизни в Ликурге. ,

Поработайте над вопросами:

Как индивидуалистическая психология героя раскрывается в его отношении к Р. Олден и С. Финчли?

Что роднит Клайда Грифитса с Робертой Олден?

Что побудило героя разработать план преступления на пустынном озере?

Каковы истинные причины осуждения Клайда?

Как типичность судьбы К. Грифитса подчеркивается в композиции романа? Почему начало и конец произведения аналогичны?

В заключение сочинения по возможности сравните К. Грифитса с героями предшествующих романов Т. Драйзера (Керри, Каупервуд, Витла). Раскройте значение созданного писателем образа героя.

Литература:

1. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: К 100-летию со дня рождения. – М.: Знание, 1971. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Литература).

2. Мендельсон М.О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. – М.: Худож. лит., 1971. – (Массовая ист.-лит. б-ка).

3. Мулярчик А. США: Век двадцатый. Грани литературного процесса. – М., 1994.

Наши рекомендации