Златоустовская гравюра на стали
Особое место в истории искусства Урала занимает украшение холодного оружия. В начале Х1Х века на Оружейной фабрике Златоустовского завода (основано в 1754г.) было освоено уникальное производство различных клинков и охотничьих ножей. Этому в определенной мере способствовало создание отечественной булатной стали Горным начальником и директором Оружейной фабрики генерал-майора Павлом Петровичем Аносовым (1799-1851). Он первым в России положил начало научной разработке проблем, связанных с созданием новых способов производства и термической обработки стали. Распространенное в старанах Ближнего Востока булатное оружие представляло собой образец высокого качества. И секрет его изготовления тщательно хранился. Тщательное изучение П.П.Аносовым различных типов булата позволили создать уникальные отечественные образцы, сочетавшие в себе такие качества, как:
-звон – чем чище, тем выше качество стали;
-отрота кромки – при испытании кромки булат должен рассекать на лету шелкоый газовый платок;
-стойкость лезвия – при разрубании железного прута булат не должен получать зазубрин;
-упругость – сгибание не должно давать излом и остаточной деформации[1,с.31].
Идея привлечения на завод оружейников высокой квалификации из Золингена (Германия) принадлежала главному управляющему Златоустовскими заводами Александру-Гергарту Эверсману – бывшему прусскому военному и горному советнику: немецкие мастера считались у себя не родине непревзойденными умельцами.
Первый контракт на переезд с темя оружейниками – кузнецом по клинкам, мастерами по нанесению позолоты и по эфесам – был подписан 1 января 1814 года. По нему было записано, что они не могут покинуть фабрику прежде, чем не обучат хотя бы одного русского таким образом, что он будет способен занять место мастера. Спустя некоторое время еще 35 специалистов с семьями прибыли на Урал. Немецкие мастера принесли с собой не только лучшие традиции европейского искусства в изготовлении и украшении холодного оружия, но заложили основу новой, более совершенной технологии. В 1815 году первые 12 образцов украшенных клинков были отправлены в Петербург, где получили высокую оценку. В качестве элементов декора золингеновские мастера использовали гирлянды и отдельные, по смыслу не связанные между собой рисунки с изображением отдельных фигур или групп людей [2,184-185].
Для изделий Оружейной фабрики Златоуста было типично влияние Золингена. И это не удивительно: опыт и мастерство одного из опытных художников-оружейников по вытравке и позолоте Вильгельма Шафа со своими сыновьями преобладало над уральскими учениками. Однако, спустя некоторое время и они овладели секретами художественного ремесла, хотя ощущалось усвоение и подражание немецкому искусству гравюры на стали, которая выполнялась иглой, на предварительно загрунтованной плоскости киноварью. Затем клинок опускали в кислоту, которая вытравляла рисунок, оставляя фон нетронутым. В завершении плоскость клинка очищалась от киновари и рисунок золотился. Позже технологический процесс был усовершенствован. В отличии от немцев мастера Златоуста использовали приемы нанесения рисунка кистью на плоскость клинка. В это случае после вытравления фона рисунок, закрытый киноварью и не подвергшийся действию кислоты, становился рельефным и сохранял блеск полированной стали, а фон приобретал матовый оттенок. В практике применялись плоская, возвышенная и высокая позолота. “Плоская”получалась в том случае, когда рисунок выполнялся иглой технике гравировки и сверху золотился по контуру. “Возвышенная” подразумевала вытравку фона и тогда рисунок проявлял себя золоченым рельефом. Сильное углубление фона и густое наложение позолоты создавало видимость “высокого” рельефа. Благодаря П.П.Аносову на фабрике был внедрен гальванически й метод золочения изделий, что во много раз облегчило тяжелый и опасный для здоровья мастеров труд.
В искусстве горнозаводского Урала первой половины Х1Х века появилось новое направление в украшении холодного оружия, с характерной композиционной выразительностью и тематической направленностью декора. Преобладавший в этот период в России стили ампир и классицизм способствовали появлению на клинках аллегорических и мифологических сцен. Афина Паллада, греческая богиня войны и победы, изображенная на златоустовском оружии в боевом шлеме, с копьем и щитом в руках, воспринималась как покровительница русских воинов, только что одержавших победу над Наполеоном. Родоначальники тематической направленности Иван Бушуев и Иван Бояршинов украшали оружие многофигурными сценами батальными сценами из Отечественной войны 1812 года, включал темы с поэтизацией труда и охоты. Летящий на крыльях конь – особая деталь многих гравюр на стали Ивана Бушуева, Отсюда и прозвище мастера – Иванко-Крылатко, который использовал в своих сказах уральский писатель П.П.Бажов. В качестве элементов декоративного украшения использовались реалистические изображения цветов и плодов. Поистине уникальным творением мастера стали стальные рыцарские доспехи, изготовленные в 1820-1830-х годах (фонды Златоустовского краеведческого музея). Для декоративного оформления были использованы аллегорическая символика на темы Благородства, Добродетели, Разума, Мудрости и т.д.[3,с.24].
В 1830-х годах на фабрике кроме оружия начинают украшать бытовые изделия – различные фигурные шкатулок, подносы, столовые приборы, портсигары, сувенирные топорики и другую декоративную пластику.
В конце Х1Х-начале ХХ веков влияние стиля модерн сказался и на златоустовскую гравюру на стали. Художники, используя несколько элементов декора, составляли узор, который должен был символизировать все многообразие какого-либо народа. Так появились “турецкий”, “русский”, “французский” стили, несколько усложненные и противоречивые. Поиски стилевых и художественных направлений шли параллельно с поисками новой тематической направленности в декоративно-прикладном искусстве, постоянно совершенствовались техники глубокого травления, воронения (синения), золочения, тауширования и резьбы по металлу. Выделение такими способами деталей рисунка способствовало созданию четких контуров изображения с мягкими световыми переходами. А сочетание золотого орнамента и холодного вороненого фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности клинка придавало изделию особую привлекательность. Эфесы сабель, шпаг, охотничьих ножей представляли в сочетании с клинками подлинные шедевры декоративной пластики и включали в себя поделочные камни, бронзу, дерево, кость. Распространенные их формы – головки львов, орлов, медуз, драконов.
Изделия из булатной стали демонстрировались на отечественных и зарубежных выставках и везде вызывали общее восхищение. Известно, что на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород, 1896г.) Златоустовский горный округ представил композицию в виде двуглавого орла – государственного герба России – из образцов холодного оружия – шпаг, сабель, ятаганов, ножей и прочего..В настоящее время одна из лучших коллекций изделий из булатной стали хранится в фондах Златоустовского краеведческого музея.
Примечание:
1.Богачев И.Н. Секрет булата. – Свердловск:Урало-Сибирское отд.машгиза,1957.-92с.
2.Куликовских С.Н. Златоустовская гравюра настали//Россия и Западная Европа: Взаимодействие индустриальных культур.1700-1950. -Екатеринбург: Банк культурной информации,1996. –226с.
3.Павловский Б.В. Художественный металл Урала ХУШ-Х1Х веков. – Свердловск:Средне-Урал.кн.изд-во,1982. –206с.