Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(секция боевых искусств для учащихся 1-4 классов)

«Это правда, что в каждом человеке

постоянно борются два дракона,

чёрный и белый, злой и добрый?» -

спросил внук у своего деда.

«Правда» - ответил дед.

«А какой в итоге побеждает?»

«Тот, которого ты кормишь»

(Философская притча)

Пояснительная записка

В практике боевых искусств имеет место такое негативное проявление как агрессия. Она возникает как в поединке, так и в парной работе по отработке приемов. Будучи направленной против партнера, рассматриваемого как соперника, конкурента за победу и медаль, агрессия легко дает корни и, проникая в сознание, заставляет относиться ко всем окружающим как к конкурентам и даже врагам. Человек, не осознающий происходящее с ним, не имея альтернативы, позволяет агрессии перейти из разряда эмоционального состояния в программу подсознания, деформируя его личность. Эта тенденция особенно опасна при работе с ранимой детской психикой. В этой связи при преподавании боевых искусств детям необходимо искать альтернативу традиционному принципу состязательности. Данная программа предлагает возможность занятия боевыми искусствами по альтернативному варианту.

Издревле боевое искусство являлось одним из путей формирования гуманистических качеств личности. Боевое искусство, прежде всего, служило развитию и поддержанию человеческого достоинства, а приобретаемое в ходе занятий боевое мастерство всегда являлось второстепенным. Ведь сильный, подготовленный человек с высоты своих достоинств и мастерства способен увидеть то, что нуждается в защите.

Боевые искусства во многом являются отражением социальных отношений, их моделью. При грамотно организованных занятиях у учеников развивается почтение к старшим ученикам и учителям, уважение к партнёру и всем окружающим. Высокоразвитые физические способности, такие как сила, выдержка, молниеносная реакция в сочетании с развитыми душевными свойствами позволяют человеку подняться выше мелочных склок и стычек, стать недосягаемым для зависти и злобы. Образ жизни и образ мышления такого человека меняется, он придерживается другой шкалы жизненных ценностей: ценность материального отступает на второй план, уступая ценностям духовного порядка.

Данные положения и легли в основу настоящей программы.

Решение задач нравственного развития юного единоборца достигается благодаря включению в тренировочный процесс механизмов воспитания. Так, педагог способствует изменению целеполагания учеников с желания побыстрей выучить коронный прием, с помощью которого добиться превосходства над другим человеком, фактически унизив его достоинство, на осознание ценностей и радостей самого процесса обучения, открывая в себе все новые и новые качества. Ежедневно, многократно и усердно отрабатывая приемы с партнером, ученик концентрируется на самом упражнении, на взаимодействии с партнером как с помощником, не соревнуясь с ним, не подавляя его своей победой, а развиваясь благодаря ему, уважая его. Фактически, он получает опыт ценностно-окрашенного социального действия, благодаря которому в дальнейшем станет возможным проявление таких качеств как сострадание и любовь к ближнему, милосердие и всепрощение, ответственность за себя и другого.

Воспитание школьников, а особенно гуманистическое воспитание, необходимо начинать с первого школьного дня, поскольку именно в начальной школе, до начала «переходного возраста», можно и должно сформировать гуманистическую систему ценностей. Поэтому данная программа решает воспитательные задачи, направленные на детей младшего школьного возраста (1-4 классов).

Помимо задач воспитательного характера, программа предполагает и решение оздоровительных задач. Оздоровительный эффект от занятий боевыми искусствами достигается не столько за счет выполнения специальных упражнений, сколько за счет следования грамотно выстроенной системе подготовки, которая гармонично задействует физическую, психическую и ментальную сферы человека. Это достигается:

- адекватной постановкой целей на самосовершенствование и духовно-нравственное развитие личности в отличие от традиционной направленности на достижение спортивной победы без учета возможностей и индивидуальных особенностей ученика;

- формированием комфортной психологической атмосферы и уважительно-товарищеских взаимоотношений между участниками воспитательного процесса;

- следованием принципам минимального с точки зрения энергозатрат и эффективного с позиций биомеханики выполнения различных двигательных действий; от простейших (ходьбы, бега с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения при передвижениях в стойках и т.д.) до сложнокоординированных и выполняемых в режиме высокой травмоопасности поединка (оптимальность траекторий, максимальная мышечная и психическая расслабленность, совершенство межмышечной и внутримышечной координации);

- осуществление постоянного самоконтроля, психической саморегуляции и управления дыханием при всех видах тренинга (поддержание гармоничного состояния в течение всего занятия).

Помимо этого, оздоровительный эффект достигается тренингом дыхательной системы, самомассажем, суставной гимнастикой, релаксационными упражнениями.

Итак, цельреализациипрограммы – способствовать гармоничному развитию школьников и формированию у них таких фундаментальных гуманистических качеств личности как сопричастность, сострадание, любовь, милосердие, чувство ответственности за поступки.

Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем – 102 часа.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчета – 3 часа в неделю (2 занятия по 1,5 часа).

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.

2. Тематическое планирование

№   Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
Вводное занятие  
2. Культурно- воспитательный и духовно-нравственный раздел боевых искусств  
3. Оздоровительный раздел боевых искусств
4. Психологическая подготовка
5. Физическая подготовка  
5.1. Развитие координации движений  
5.2. Развитие силовых качеств  
5.3. Развитие вестибулярной устойчивости  
5.4. Развитие гибкости  
5.5. Развитие скоростных качеств  
6.   Технико-тактическая подготовка
6.1.Формирование культуры движения в стойках  
6.2. Базовая техника: удары руками и блоки, удары ногами  
6.3. Парные упражнения на отработку защитно-атакующих действий
6.4. Поединки на отработку изученной техники
6.5. Техника борьбы  
6.6. Связки и технические комплексы  
6.7. Самооборона против вооружённого противника
7. Контрольные испытания и коллективные мероприятия
7.1. Аттестация  
7.2. Турнир «Уважение – основа боевого искусства»
7.3. Семейная гостиная  
7.4. Фестиваль единоборств «Все флаги – в гости к нам!»
  Всего

Содержание деятельности

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Техника безопасности и гигиена участников занятий. Постановка целей и задач, определение актуальности занятий боевыми искусствами. Определение «внешних» и «внутренних» источников опасности.

Наши рекомендации