Тема 5. мораль и нравственность в системе культуры
Лекция 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МОРАЛИ.
Раскрывая специфические особенности морали, изучая нравственную проблематику, этика демонстрирует ее место и роль в человеческой культуре, показывает, что мораль существует не просто в качестве относительно самостоятельной сферы общественной жизни человека, а пронизывает гуманистическим содержанием все сферы духовной культуры. На этом основании великий гуманист ХХ в. А. Швейцер сказал, что «культура есть этика».
Этика (от греч. – обычай, нрав, характер) возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная, теоретическая деятельность отделилась от непосредственно практического нравственного сознания. Но в связи с тем, что главные задачи этики были направлены на решение тех же практических проблем нравственного бытия человека – что хорошо и что плохо, в чем заключается правильность тех или иных решений и почему; что необходимо, чтобы сохранить достоинство – первоначально этика рассматривалась как «практическая философия», дающая понятие человеку о добродетельной жизни. Таким образом, этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека – как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться.
Этика – это наука о нравственности, о законах разумной нравственной деятельности человека, нравственном совершенстве и счастье. Имя этой науке дал Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), автор первого специального этического труда «Этика к Никомаху». Главной целью этики древнегреческий философ считал помощь человеку в осознании основной цели своей жизнедеятельности и в решении вопроса о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она наряду с политикой является очень важной наукой. По Аристотелю, источник морали нужно искать в государственных отношениях.
Этика не просто учение о морали, но и моральное учение (В.А. Кондрашов). Некоторые ученые определяют этику как самосознающий моральный опыт, то есть как теоретическую рефлексию морального сознания о самом себе. Мораль (от лат. – нравственный) – система этических ценностей, которые признаются человеком. К сфере морали относятся весьма разнородные явления: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, поведение людей.
Что есть добро, зло, справедливость, благо, ответственность, человечность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека и его нравственный долг, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой? В зависимости от того, как решаются эти важнейшие вопросы человеческого бытия, человек строят свою жизнь в других сферах жизни – в политике, экономике, повседневном быту. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует, обосновывает одни и опровергает другие. В развитом виде этика состоит из теоретической части – учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях и практической – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.
Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант, автор многочисленных трудов по этике – «Основы метафизики нравственности» (1785), «Метафизика нравов» (1797) и др., был убежден, что философия способна указать человеку его место в мире и научить, каким надо быть, чтобы быть человеком. Моральность в его понимании присуща человеку изначально, и лишь потому что он морален, человек также верит в Бога. Поэтому Кант перевернул традиционное утверждение о том, что человек морален в силу своей веры в Бога.
Стремление человека к удовольствию и счастью не может сделать человека нравственным, а чаще влечет его к эгоистическим поступкам. Быть добродетельным, достойным человеком и быть благополучным и преуспевающим – на эту проблему разные точки зрения у Канта. Поэтому, мораль и счастье исключают друг друга. По Канту, человек может стать моральным лишь в том случае, если будет подавлять в себе природное начало, поступать вопреки ему, принуждая себя и следуя только голосу долга. Отсюда, мораль – это не то, что есть, не нечто естественное, а вечно сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, вменяет ему в обязанность следование каким-то нормам, требует соблюдения неких правил.
Нравственность – это долженствование, обращенное к человеку, а вовсе не заложенное в нем от природы. В человеке постоянно разворачивается борьба чувственных склонностей и долга, стремлений к удовольствию и счастью и требований добродетели, и чем активнее он подавляет первые, тем более нравственной личностью является.
Центральная категория кантовской этики – долг. Моральным является такой поступок, который совершен исключительно из уважения к долгу, нравственному закону внутри нас. В то же время, это же самое доброе действие, но совершенное из страха наказания, в расчете на поощрение, будет легальным, но не собственно моральным поступком. Поэтому хвалить добрые поступки следует, если есть признаки, что они совершены из уважения к долгу, а не по расчету. Кант подчеркнул специфическое свойство морали быть глубоко внутренним регулятором поведения, ценность которого, прежде всего, зависит от субъективного отношения человека к своему долгу и, в целом, к нравственным требованиям.
Впервые категорический императив поведения, сформулированный в отрицательной форме Конфуцием – «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе» – положительную тональность приобрела в сочинениях Канта.
Формальный идеал морали Кант изложил в требованиях категорического императива: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» и «Относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда как к средству». Кантовская этика – это наука не о том, что конкретно должен делать человек, а о том, чему он должен следовать в качестве морального субъекта – не знанию, не науке, не вере, а только велениям практического разума, то есть нравственности.
Степанов Ю.С. в своей книге «Константы: словарь русской культуры», анализируя категорический императив Канта, приходит к выводу, что под этим словосочетанием было теоретически определено основное содержательное ядро нравственного закона, а рядом с ним, в виде как бы его окружения, наличие других «волений» (по Канту – «гипотетических императивов»), связанных с желаниями и целями практических действий человека. Гипотетические императивы могут не противоречить категорическому императиву, быть совместимыми с ним, но лишь в практическом («чувственно постигаемом») мире. Это понимание позволяло как бы «передвигать рамку», представленную определением-дефиницией, на различные комплексы представлений о нравственности, на различные «морали» разных групп общества, показывая единство этих моралей в ядре – в основном нравственном законе и их возможное различие в присоединяемых к нему дополнительных нравственных положениях, принципах, свойственных той или иной морали.
Главную черту кантовской этики – его идею об абсолютной автономии морали попытался переосмыслить Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.). Моральность и нравственность он рассматривает в «Философии права» как этапы становления объективного духа. Гегель различал понятия – мораль и нравственность. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, он попытался синтезировать обе этические традиции.
В учении о морали Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Он указывает на проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».
Учение о нравственности. Нравственность, считает Гегель, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, по сути дела, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству.
Этическая максима Гегеля – «Все действительное разумно, все разумное действительно». Немецкий поэт Гейне утверждал, что Гегель однажды переформулировал это положение: «Все, что разумно, должно быть».