Декоративная и художественная бронза

В начале Х1Х века в России заметно повысился интерес к декоративной и художественной бронзе, в связи с чем увеличилась потребность в различных изделиях. Этот фактор послужил толчком к новому расцвету искусства Урала. “Бронзовый век” был не долог и связан с конкретными историческими предпосылками: работавший в Петербурге в конце ХУШ века знаменитый французский академик орнаментальной скульптуры Пьер Ажи покинул Россию и возникла необходимость в срочной подготовке собственных мастеров-бронзолитейщиков.

Первым бронзолитейным центром стал Верх-Исетский завод. Здесь бронза использовалась в качестве моделей для различных художественных отливок из чугуна. Расцвет бронзолитейного производства достиг периода 1812-1820 годов. Во главе стал мастер Ларион Антонов, наладивший выпуск украшений к заказным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам, набалдашникам к тростям и другой декоративной пластики. Выполняли заказы Екатеринбургской гранильной фабрики на отливку декоративных украшений для ваз и шкатулок. Элементы декоративного украшения – розетки, венки, виноградные и оливковые ветки, акантовые листья, розетки, гирлянды – полностью отвечали принципам высокого классицизма. Освоено производство и мелкой декоративной пластики – “крылатые статуи”, “статуи с поджатыми руками”, “едущий на льве купидон”. Для архитектурных интерьеров создавались фигурные канделябры и подсвечники, вазочки и пепельницы. Изделия выполнялись по эскизам и рисункам, специально разрабатываемых Российской Академией художеств и присылаемых для этих целей из Петербурга. Известен и такой факт: в 1817 году Л.Антонов выполнил ряд художественных отливок на библейские сюжеты и изготовил портрет управляющего Верх-Исетского завода Г.Ф.Зотова. Особой популярностью среди местного населения пользовались бронзовые пресс-формы для выпечки печатных пряников с узорчатыми рисунками на них. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств хранится несколько бронзовых отливок Верх-Исетского завода: барельеф Л.Поша “Королева Пруссии Луиза” (1815г.), прессы “Шелудивый пес” (1825г.) и “Лежащий пес” (1827г.)(3,с.180).

В 1830-е годы искусство бронзолитейщиков проявило себя и в Нижнем Тагиле, на Выйском заводе Н.Н.Демидова(1773-1828), сыгравшему значительную роль в развитии различных художественных ремесел в этом горнозаводском поселке. Он оказал содействие многим талантливым крепостным умельцам в постижении профессионального художественного мастерства. Еще в 1801 году из Нижнего Тагила в обучение к Пьеру Ажи были направлены крепостные Андрей Баранов, Григорий Андреев, Иван Лепилов. И связано оно было с художественной обработкой камня. Для Екатеринбургской гранильной фабрики и Мраморского завода изготавливались бронзовые ручки, гирлянды, отдельные накладные элементы для ваз и памятников, чем обогащали произведения уральских камнерезов.

Яркий след в бронзолитейном искусстве Нижнего Тагила оставил Федор Филиппович Звездин (р.1801г.). После окончания Выйского заводского училища он в течение семи лет обучался искусству художественного литья во Франции. Возможно этому способствовали дружеские отношения заводчику Н.Н.Демидова с выдающимся мастером бронзолитейного дела Пьером-Филиппом Томиром (1751-1843) Ф.Ф.Звездин высоко оценил свою учебу и приобретенный опыт во Франции и в своем письме заводчику просил быть полезным ему и своему заводе. С 1831 года он был назначен бронзером меднолитейной фабрики с окладом 600 рублей в год. Прекрасное владение техникой литейного производства позволило ему создать поистине прекрасные шедевры скульптуры и декоративно-прикладного искусства: бюсты Шиллера, Гете, Наполеона, заводчика Н.Н.Демидова, вазы и канделябры. К числу лучших работ относятся скульптуры анималистического жанра “Лошадь” и “Бык” (1838г.) и копию греческой статуи Ш века до н.э. “Мальчик, вынимающий занозу” (1839г.), “Девочка в молитвенной позе” (1839г.), декоративная композиция “Сноп пшеницы” (1840г.). Ф.Ф.Звездин перенес в свое творчество метод мастерской П.-Ф.Томира, построенный на использовании и усвоении наследия античности и классицизма [1,с.52]. Ф.Ф.Звездину помогал в работе его ученик Иван Синицин (р.1821г.).

Третьим центром уральского бронзолитейного искусства в 1820-1840-е годы стал Златоустовский завод. Украшение гравюрой изготавливаемых здесь стальных клинков сочеталось с отливкой к ним бронзовых эфесов. Основой служили мотивы античного искусства, так называемый “звериный стиль” – одно из ведущих направлений в искусстве высокого классицизма Х1Х века. Среди мастеров заметно выделялись свои профессионализмом лепщики моделей С.Фетисов и Л.Лукин. Бронзовое литье Златоуста отличалось тонкостью и тщательностью проработки мельчайших деталей элементов декора.

Как и другие виды декоративно-прикладного искусства Урала художественная бронза отразила творческие искания талантливых мастеров первой половины Х1Х века.

Примечание

1.Трошина Т.М. Новые материалы об истоках бронзолитейного производства на Урале//Художественный металл Урала. – Свердловск:Внешторгиздат,1993.-168с.

Наши рекомендации