Вопрос 5. Рецепция идеи гуманизм в ренесанской мысли. Культура как другая природа

Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв.Возрождение по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европейских странах идет процесс первоначального накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и территорий. Важные изменения происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма.

В узком смысле слова гуманизм определяется как культурное течение, светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью, свободное от религиозных догм.

В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.

В широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия.

Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти, Л. Вала, Пико дела Мирандола, Э. Роттердамский, М. Монтень.

В эпоху Возрождения формируется новый взгляд на человека, по-новому решается проблема "человек и бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.

Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.

Гуманистическое, творческое начало ярко проявляло себя и в искусстве эпохи Возрождения. Интерес к человеческой личности, ее духовному миру приводит к развитию жанров портрета и автопортрета. На смену безымянному искусству средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство.

В формировании гуманистической культуры Возрождения огромную роль сыграло античное наследие. Возрождением стали называть эпоху сами итальянские гуманисты, имея ввиду Возрождение античной культуры. Впервые этот термин был введен Д. Вазари в XVI веке.

Возрождается:

1. интерес к человеку;

2. античный идеал человека, совершенного физически и духовно;

3. античное понимание красоты как гармонии и меры

4. реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического языка искусства средневековья.

5. сюжеты из античной мифологии и истории;

6. древние языки (древнегреческий, латинский);

7. интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.

В эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсальная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность.

Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, А. Дюрер.

Долгое время господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Однако исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре. Ренессансная культура основана на двух источниках — античное классическое наследие и наследие столь презиравшихся гуманистами “темных веков” средневековья.

Фундаментальным здесь является антропоцентризм как структурообразующий принцип новой системы культуры. На первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе. В центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек.

Три специфические черты этого учения:

1)“реабилитация” природы, а вместе с ней и через нее природы самого человека, что в итоге привело у обожествлению природы и признанию человека гармоническим единством телесного и духовного начал;

2) выдвижение на первый план личного и деятельного основания категорий “достоинство” и “добродетель”;

3) радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами, всеми способностями, гармония разума и страстей.

Подчеркивали идею — о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не родовом и сословном, а сугубо личном, т.е. потенциально идею о равной важности каждого индивидуального существования.

Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на “омолаживание” и регенерацию времени. Распространенное чувство юности, молодости, начала. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением. Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм.

Наши рекомендации