Глава 10. культура и глобальные современные проблемы
Современная культура является результатом всего предшествующего развития человечества. На рубеже тысячелетий она столкнулась с глобальными проблемами. Проблемы названы глобальными в силу их масштабности и значимости для всего человечества. Их разрешение имеет жизненное значение для судьбы всей мировой цивилизации.
К наиболее важным глобальным проблемам относятся кризис рыночной экономики и рыночной модели хозяйствования, нарушения экологии, ограниченность природных ресурсов, кризис техногенной цивилизации, разрыв между богатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, духовный кризис мировой цивилизации, культурный раскол и столкновение цивилизаций.
Рыночная экономическая модель хозяйствования невозможна без роста капитала и прибыли. Это неизбежно требует новых и новых ресурсов. Рыночная модель хозяйствования, соответствующий ей характер производства и потребления, не являются устойчивыми.
Современные тенденции мирового развития ориентированы на принцип количественного роста. Это ведет человечество к катастрофическим последствиям. Кроме того, проблемы голода, отставания развивающихся стран не позволяют приостановить экономический рост, что требует увеличения потребления энергии и ресурсов.
Экологическая проблема связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на природу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем выше опасность полного разрушения остатков экологического равновесия. Страны «третьего мира», обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку. В этой роли оказалась современная Россия.
Процветающие же страны создают для себя комфортные условия жизни, отгораживаясь от экологических неприятностей и перекладывая экологический риск на других. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества. Кризис техногенной цивилизации связан с развитием самого же общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Современная промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны природных стихий и социальных катаклизмов.
Глобальные проблемы возникли как следствие следующих причин: возросшая экономическая мощь человечества, которое никогда не взимало с природы столько дани, как теперь; неравномерность экономического, политического и информационного развития разных стран и культур. Люди, потребляющие современную информацию, не просто живут в разных странах, а как бы обитают в разных культурных эпохах. Подобная неравномерность воспринимается людьми как несправедливость, что порождает, в свою очередь, такую актуальную проблему международного терроризма.
Наиболее значимые глобальные конфликты, по мнению С. Хантингтона, будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. «Линии разлома между цивилизациями это и есть линии будущих фронтов». Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что важнее всего, по религии. Военная конфронтация между Западом и исламским миром продолжается целое столетие, и нет намека на ее смягчение.
Следующая мировая война, полагает Хантингтон, если она разразится, будет войной между цивилизациями. Различия в масштабах власти и борьба за военную, экономическую и политическую власть являются, таким образом, одним из источников конфликта между Западом и иными цивилизациями. Другой источник конфликта – различия в культуре, в базовых ценностях и верованиях.
Слагаемые гипотезы С. Хантингтона таковы: противоречия между цивилизациями важны и реальны; цивилизационное самосознание возрастает; конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта; международные отношения, исторически являющиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше отходить от европейской модели и превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица.
Таким образом, триумфальное шествие современной техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроются различные глобальные проблемы. Выход из такой ситуации видится в усовершенствовании экологического образования и воспитания, в создании экологосообразных производств, в использовании альтернативных источников сырья и энергии. Но решающее значение имеют те изменения, которые должны произойти в самом человеке.