Орнаментальные обрамления
1. Ленточная плетенка. В создании сложных ленточных плетений византийских мастеров вдохновляли восточные мотивы. Ленточные плетения, образующие звезды и другие геометрические фигуры. С X – XI вв. распространились в орнаментике Ирана, Малой Азии, Закавказья, Средней Азии, Египта, Сицилии. Через Византию этот мотив проникает во многие страны, вплоть до Франции.
2. Круговое плетение.
3. Архитектурный мотив несущих аркаду двойных колонн особенно распространен в константинопольских рукописях второй половины XI – XII вв., стеатитовых иконах, чеканнах складах и др. Ни на Кавказе, ни на Руси он не встречается.
Мотивы и сюжеты
1. «Дигенис и Евдокия»– аналогию см. В античном искусстве – «Давид и Мелодия». От античной композиции византийского мастера отличает определенный элемент средневековой условности, пришедший на смену неоклассицизму.
2. Поединки всадников.
3. Георгий-воин. В IX – X вв. в обстановке войн с арабами и тюркскими кочевниками усиливается культ святых воинов. Особенно популярен был св. мученник Георгий, по традиции почитаемый как доблестный покровитель воинства и самого императора. С X в. господствует иконографический тип Георгия-воина, вытеснивший тип Георгия-мученика. Существует несколько вариантов:
а) святой в доспехах, стоит во весь рост, опираясь на копье и щит;
б) сидит с мечом в руках;
в) едет на коне;
г) поражает дракона.
Наиболее распространенными были изображения Георгия в виде пешего воина либо всадника.
4. Поединки пеших воинов. Мотив единоборства двух воинов был распространен в константинопольских ларцах X – XII вв., украшенных накладками из слоновой кости.
5. Победитель льва. В средневековой иконографии распространены сцены борьбы со львом Геракла, Самсона и Давида. Христианские толкователи видели в них символические прообразы торжества Христа над силами князя тьмы.
6. Полет Александра Македонского. В Византиии фигура Александра Македонского была лишена церковной окраски. В Средние века в искусстве был особенно популярен эпизод (фантастический) полета Александра Македонского на небо. Существовало два варианта:
а) Александр возносится на небо, сидя на огромной птице;
б) два грифона возносят царя.
Первый вариант вознесения очень редок (монеты, бронзовая пластина на византийском ларце из слоновой кости XII в.). Он неизвестен на Западе. Мотив полета героя на гигантской птице отразился в живописи художественном ремесле мусульманской Персии. Гаруда несет на груди маленькую фигурку человека. Птица распластана в геральдической позе.
7. Придворное празднество. Пир царя или вельможи в окружении слуг и музыкантов – традиционная тема в придворном искусстве Востока (керамика, торевшика, миниатюры).
8. Музыка, танцоры, акробаты. Изображается двор византийского императора.
9. Мотивы звериного стиля. В XI– XII вв. в искусстве европейских стран получили небывалое рампространение «зверинные» мотивы. В это время символизм, особенно «зоологический», был очень популярен в мировоззрении эпохи в силу отсутствия естествознания как науки. Для человека XII в. не было существенной разницы между реальной и фантастической фауной, так как ее представители в основном вызывали интерес как воплощение отвлеченных идей. Множественность смысловых оттенков сопровождалась причудливым разнообразием форм (кентавры, сирены и другие мифологические существа).
Реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает «реализм». Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических элементов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органично соединены. Декоративное оформление фигур зверей и птиц очень умеренное.
В отличие от романской теологии (мистика, демонизм), в искусстве Византии и Балкан звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства и имели охранительное, заклинательное значение.
Образы львов, барсов, грифонов, сирен были чужды официальному и церковному искусству, но получили распространение в книжной иллюстрации и художественном ремесле, менее зависимых от традиций, канонов. Идеалом военно-феодальной знати отвечают избранные образы свирепых хищников, которые становились геральдическими эмблемами (шелковые ткани, печати вождей). В искусстве феодальной знати преобладали изображения тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов.
Так, лев был гиперболическим образом мощи героя, воплощением идеи сильной власти. Высшие военные чины империи носили одежды с белыми львами. Это была излюбленная геральдическая эмблема феодальных правителей.
Грифон (лев с орлом) – в христианской иконографии – воплощение сатаны. Византийцы унаследовали античное представление о грифоне как неусыпном бдительном страже.
Грифона считали существом высшей сили и боеспособности. В высших кругах военной аристократии грифон олицетворял знатность происхождения и власть.
Излюбленными образами византийского «зверинца» были также барсы (леопарды), волки, лисицы, зайцы и птицы.
Изображения птиц в византийском искусстве количественно преобладали над «зверинными» мотивами. Они были распространены на шелковых тканях, поливной керамике, миниатюрах.
Павлины, как и на Востоке, в визвнтийском искусстве олицетворяли роскошь и царственное достоинство. Как эмблему высших сил павлинов в фас изображали на царских и кесарских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов – «райских» культовых птиц – иногда окружают нимбом. В церковной скульптуре – это традиционный символ воскресения и бессмертия.
Для искусства Ближнего Востока и Закавказья павлины, изображенные в фас, нехарактерны.
В византийской орнаментике профильных павлинов группировали по сторонам древа жизни.
Излюбленными были также охотничьи сцены (звериный гон), пришедшие из искусства Ближнего и Среднего Восток, мотивы разнообразных масок, имеющих эмблематическое значение.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
В свою очередь заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности на русское искусство.