Глава первая. Салонная культура как объект культурного наследования
Е.Н. Палий
Салон как феномен культуры России XIX века
Традиции и современность
Москва, 2008
ББК .7.1.+74.58
П14
Рецензенты:
С.А. Хмелевская – доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
П.Б. Ландо – кандидат искусствоведческих наук, профессор
Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
Палий Е.Н. Салон как феномен культуры XIX века. Традиции и современность: Монография. - М.: Изд-во «НЕФТЬ и ГАЗ», 2008. -320 с.
ISBN 5-7246-0436-1
Монография посвящена исследованию русской салонной культуры XIX века и поднимает одну их сложнейших проблем культурологии - проблему культурного наследования.
Дается анализ проблем культурного наследования, который может дать ответы на вопросы: как объективно оценить культурную значимость того или иного культурного феномена, насколько рассматриваемый феномен может обрести актуальную культурную ценность.
Актуальность исследования салонной культуры обусловлена необходимостью объективного изучения культурных феноменов прошлого в связи с задачами духовного возрождения России, поисками того ценного, что было создано в предыдущие годы.
Раскрываются сущностные характеристики культурного наследования, его объекты и механизмы, место и роль салонной культуры в процессах культурного наследования, анализируются специфические признаки русской салонной культуры XIX века. Особое внимание уделяется функциям, типам и видам русского дворянского салона в России XVIII- XIX вв., деятельности салонов первой и второй половины XIX века, дается характеристика русских провинциальных салонов.
Раскрываются специфические черты отечественного образования и просвещения, исследуются место и значение гуманитарного образования в высших учебных заведениях XIX века, выделяются и анализируются элементы салонной культуры в ряде технических вузов России того времени. Обосновывается высокая значимость учебного литературно-музыкального салона, как новой формы эстетического воспитания студентов технического вуза (на примере РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина).
Монография является серьезным культурологическим исследованием. Она будет полезна специалистам в области культурологи, преподавателям, аспирантам и студентам.
ISBN 5-7246-0436-1 © Е.Н. Палий, 2008.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..…5
Глава первая. Салонная культура как объект культурного наследования…………………………………………………………………....31
Раздел первый. Культурное наследование: сущность, объекты, механизм...31
Раздел второй. Сущностные черты салонной культуры, ее место и роль в культурном наследовании………………...…………………………………….51
Раздел третий. Русская салонная культура: развитие европейских традиций и отражение национальных особенностей.……………………………………73
Глава вторая. Русская салонная культура XIX века:функции и виды...90
Раздел первый. Функции русского дворянского салона……………………..90
Раздел второй. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. Салоны XVIII - первой половины XIX века…………………………………………………….107
Раздел третий. Русские провинциальные салоны…………………………...145
Глава третья. Развитие русской салонной культуры второй половины XIX века……………...........................................................................................161
Раздел первый. Изменения русской салонной культуры XIX века: причины, тенденции……………………………………………………………………….161
Раздел второй. Литературные салоны - одна из форм просветительской деятельности разночинцев……………………………………………………..175
Раздел третий. Судьбы салонной культуры в начале ХХ века…...………...188
Глава четвертая. Культурное наследование русского дворянского салона в технических вузах России………………………………………………….214
Раздел первый. Отечественное образование и просвещение XIX века…...214
Раздел второй. Гуманитарное образование и элементы салонной культуры в высших учебных заведениях XIX века……………………………………….231
Раздел третий. Учебный литературно-музыкальный салон - новая форма эстетического воспитания студентов технического вуза (на примере РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина)……………………………………………252
Заключение……………………………………………………………………268
Список использованных источников и литература……………………...284
Приложение…………...………………………………………………………307
ВВЕДЕНИЕ
Развитие русской культуры XIX века отличается сложностью и многогранностью. Именно в данный период она переживает этап мощного подъема, что обусловлено целым рядом причин: влиянием идей Просвещения, событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, развитием экономики, падением крепостного права, развертыванием освободительного движения и пр. Не менее важны и внутренние факторы развития культуры, обусловливающие логику ее поступательного движения.
Подъем русской национальной культуры составлял основное содержание социокультурного процесса XIX столетия России. Особенностью отечественной культуры была ее «всемирная отзывчивость», способность к усвоению элементов других культур, но при этом сохранялись национальная цельность и самобытность.
Хозяйственные и культурные связи русского народа с другими народами Российской империи существовали длительно и постоянно, и это оказывало благотворное взаимное влияние на них. Через взаимные контакты национальная интеллигенция других народов России овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур других народов - как России, так и Европы.
Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Видовые характеристики культуры вообще и русской в частности во многом обусловлены ее субъектным составам, в связи с этим можно говорить о культуре определенных социальных групп, например культуре тех или иных сословий. Среди высших сословий было и дворянство, с существованием которого связывают появление салонной культуры.
Зарождение салонной культуры в России можно отнести к XVIII веку, но расцвет ее, безусловно, приходится на первую половину XIX века. Салонная культура оказала огромное влияние на развитие практически всех видов искусства того времени, целый ряд философских направлений (например, на славянофильство), а также и на рост политического сознания.
В среде поместных дворян было немало истинных любителей литературы и театра, образованных помещиков, собиравших прекрасные библиотеки, бывавших за границей и применявших европейские новшества в хозяйстве и в быту. Некоторые из них имели свои литературные и музыкальные салоны. Широкие круги поместного дворянства увлекались деятельностью Вольного экономического общества, распространявшего в России научные достижения и передовой сельскохозяйственный опыт. Среди родовитой дворянской знати были и подлинные поборники науки, такие ученые-просветители, как князь В.Ф. Одоевский, граф Н.П. Румянцев.
Следует, однако, отметить, что в XIX веке к салонной культуре было сопричастно далеко не все дворянство, а только тонкий слой образованной, мыслящей его части. Деятельность дворянско-аристократической интеллигенции в России (в том числе и благодаря салону) способствовала последующему мощному культурному и художественному развитию страны.
«Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40-50-м годам XIX века, когда в общественное движение, просвещение, науку, литературу и искусство приходят представители иной социальной группы - разночинцы. Начинается следующий этап в развитии салонной культуры, связанный с так называемыми салонами разночинцев. Хотя эти салоны и назывались литературными, но по сути выступали формой легальной пропагандистской работы, становясь предельно политизированными. В конце 1890-х гг. такие салоны действовали в Москве, Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже. В них активную роль начали играть революционеры-демократы.
Салон в своем изначальном предназначении - художественной направленности - вновь возрождается в культуре «серебряного века». Это время напряженных духовных исканий, расцвета отечественной науки, искусства. В этот период возникло немало литературно-философских, религиозно-философских, музыкальных салонов, обществ. Их достижения сыграли в дальнейшем важную роль в развитии отечественной культуры.
Однако с началом Февральской, а затем Октябрьской революций салон как явление культурной жизни прекращает свое существование, а сама салонная культура начинает восприниматься как пережиток дворянского прошлого. Целый пласт русской культуры, таким образом, оказался вычеркнутым из процессов культурного наследования. И лишь совсем недавно пришло осознание всей ценности того, что незаслуженно забыто.
Зарождение и развитие салонной культуры представляет несомненный научный интерес, всецело связанный с преемственностью культурных традиций на современном этапе развития России. Без прошлого, как известно, нет будущего. Вместе с тем особенности возникновения и развития салонной культуры, ее роль в истории российского общества, благотворное влияние на русскую культуру исследованы лишь фрагментарно. С этим связана актуальность монографии.
Современная социально-культурная ситуация характеризуется утратой преемственности связей и традиций, сложившихся в отечественной культуре. Остро стоит вопрос о духовном возрождении России, которое, как известно, невозможно без обращения к ее историко-культурному прошлому. В связи с этим важно обратиться к тем феноменам культуры прошлого, которые могут быть использованы в процессе духовного подъема современной России. И одним из таких феноменов является русская салонная культура XIX века.
Вместе с тем изучение салонной культуры должно строиться на основе объективного анализа, который позволит исследовать этот феномен всесторонне, акцентируя внимание как на его позитивных, так и негативных сторонах. Необходимо получить целостное представление о данном культурном феномене, но главное важно понять, насколько необходимо возрождать салонную культуру, и если необходимо, то как и в каких формах.
Обращение к исследованию русской салонной культуры XIX века поднимает одну их сложнейших проблем культурологии - проблему культурного наследования, которую, к сожалению, нельзя назвать достаточно проработанной в современной научной литературе. Именно анализ проблем культурного наследования может дать ответы на вопросы: как объективно оценить культурную значимость того или иного культурного феномена, насколько рассматриваемый феномен может обрести актуальную культурную ценность.
Возникает необходимость, с одной стороны, проведения исторической аналогии и обращения к ценному опыту прошлого, многие черты которого за последние десятилетия были утрачены, с другой - объективной интерпретации и возрождения традиции салонной культуры (в частности, салонного искусства) применительно к нашей действительности.
Таким образом, актуальность исследования салонной культуры обусловлена, прежде всего, необходимостью объективного изучения культурных феноменов прошлого в связи с задачами духовного возрождения России, поисками того ценного, что было создано в предыдущие годы.
Во-вторых, салонная культура всегда была полифункциональной, удовлетворяя множество потребностей людей в интеллектуальном общении, которое отличалось камерностью, эстетической или общефилософской направленностью, элитарностью, возможностью самосовершенствования и самореализации через приобщение к искусству.
Развитие салонных форм, в частности, способствовало формированию подготовленной слушательской аудитории, наличие которой является необходимой предпосылкой успешного социального восприятия музыки и иных видов искусств. В XX веке механизм расширения круга подготовленной аудитории был частично утрачен, вследствие чего наступило отчуждение значительной части публики от классической музыки (и классического искусства в целом). В связи с этим возникает непростая задача возрождения салонной культуры применительно к современным условиям.
В-третьих, салонная культура была ориентирована на высокие образцы искусства. Культура, которая популяризировалась здесь, была элитарной, отвечала развитому эстетическому вкусу и эстетическим идеалам. Ориентирована на людей, обладавших особой художественной восприимчивостью. Определенной части современного общества как раз и не достает именно такой культуры. В условиях глобализации мира, усиления тенденций унификации и стандартизации, экспансии образцов массово-популистской культуры возникает острая необходимость именно в салонной культуре, ориентированной на высшие образцы художественного творчества.
И наконец, до настоящего времени в научной литературе практически не исследованы возможности использования салона для формирования культуры личности. Салонная культура всегда отличалась транслированием определенных правил и образцов этикета, выполняла регулятивную функцию поведения людей (особенно молодежи). Кроме того, была велика значимость салонной культуры в эстетическом воспитании, в формировании мировоззрения. Таким образом, культурно-воспитательный потенциал салонов огромен. Его следует тщательно изучать и применять в образовательной и воспитательной работе с молодежью.
Степень научной разработанности темы позволило сделать следующий вывод: с одной стороны, отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы всесторонне анализировалась салонная культура как культурный феномен; с другой стороны - существует большое количество работ, в которых затрагиваются те или иные аспекты салонной культуры (как правило, выступая в роли объекта дополнительного исследования, прилагаемого к решению более общей проблемы).
Научную литературу, посвященную исследуемой теме, можно подразделить на относящуюся к периоду XIX - начала XX века и современную.
Изучение салонной культуры, как и культуры дворянства в целом, началось в середине XIX века. В этот период появился ряд книг и статей, посвящённых отдельным представителям дворянской интеллигенции хозяевам салонов. Среди таких изданий работы П.И. Бартенева[1], С.П. Сушкова[2], Н.А. Белозёрской[3], И.А. Кубасова[4], М.А. Гаррис[5], Н. Фатова[6], Б. Рапгоф[7], которые носили описательный характер, анализ салонной культуры в них отсутствовал как таковой.
В XIX - начале ХХ в. вышел ряд работ, посвящённых истории дворянства в целом, в которых также затрагивались те или иные аспекты дворянской салонной культуры[8]. Тогда же появилось несколько работ по истории технического образования в России. В них можно найти сведения о месте и роли гуманитарного образования и элементах салонной дворянской культуры в программах вузов[9].
Первые книги, посвящённые собственно салонной культуре, выходят в 20-е гг. ХХ в.[10]. Перу М.О. Гершензона принадлежит ряд работ, в которых поднимаются вопросы, близкие теме данного исследования[11]. Созданные на основе богатейшего материала, эти работы отмечены превосходным знанием старомосковского быта, тонкостью психологических характеристик, написаны с художественным блеском.
Анализируя современную литературу, посвященную теме исследования, следует отметить работы Ю.М. Лотмана[12]. В них исследователь излагает результаты теоретического изучения русской культуры вообще и культуры XVIII-XIX вв., в частности. В его работах затрагиваются и вопросы салонной культуры, которую он рассматривает как выражение быта и традиций русского дворянства.
В 1980-90-е гг. в целом возрос интерес к научному изучению истории русского дворянства, истории салонов. В этой связи появляются: сборник трудов «Материалы по истории русской культуры конца XVIII - первой половины XIX века»[13]; работа «Культура и искусство России XIX века»[14], включающая в себя новые материалы и исследования сборник «Литература и искусство в системе культуры»[15], работы А.Д. Сконечной[16], совместный труд М.Ф. Зезиной, Л.В. Кошман, В.С. Шульгина[17]; работа В.Н. Касаткиной[18], монографии «Из истории русской культуры»[19]; «История русской культуры IX - ХХ вв.»[20]. Все эти исследования внесли большой вклад в изучение русской культуры. Однако тематика, связанная с салонной культурой, рассматривалась здесь достаточно поверхностно, как правило, в связи с историей дворянства.
В 1990-е гг. в области изучения московских литературных салонов первой половины XIX века весьма плодотворно работала И.В. Канторович. Её перу принадлежат статьи, опубликованные, в основном, в периодической печати и сборниках в 1991-1998 гг.[21]. В них автор затрагивает обширную проблематику, связанную с русской салонной культурой, а именно: типологизацию салонов, выделение провинциальных салонов и анализ их особенностей, исследование литературно-музыкальных салонов, изучение деятельности отдельных салонов - А.П. Елагиной, Е.П. Ростопчиной, И.И. Шувалова и др. Вместе с тем здесь отсутствует целостная концепция салонной культуры.
Монография известного исследователя российской культуры Н.И. Яковкиной «История русской культуры: XIX век»[22] посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX века. Историю дворянского быта первой половины XIX века освещает ее другая работа «Русское дворянство первой половины XIX века: Быт и традиции»[23]. В названных работах также в связи с раскрытием быта дворянства освещается проблематика салонной культуры.
В последние годы появилось множество работ, целиком или частично посвящённых отдельным представителям русской дворянской интеллигенции, в том числе тем, кто непосредственно организовывал салоны. Авторы этих работ стремятся раскрыть специфические черты того или иного салона через личностные особенности его хозяина (хозяйки), показав взаимосвязь индивидуальности организатора салона и деятельности последнего. Такова работа М.А. Турьян, одного из лучших знатоков творчества В.Ф. Одоевского[24] (его книга об Одоевском названа самим автором не историко-литературным трудом, а опытом целостной биографии писателя), статья Е.М. Грибковой[25], посвященная Е.П. Растопчиной, работа Е.В. Анисимова[26], исследовавшего деятельность И.И Шувалова, в том числе и как организатора салона. В работе «Пушкинский век» А.М. и М.А. Гординых анализируется деятельность салонов В.Ф. Одоевского, Е.А. Карамзиной[27]. Шувалову и его салону посвящена статья Л.Н. Вдовиной[28], о частной жизни в историко-культурном аспекте. В книге М.А. Гордина «Екатерининский век»[29] автор исследует особенности личности И.И. Шувалова, в том числе и влияние индивидуально-личностных его черт на деятельность организованного им салона.
О В.Ф. Одоевском и деятельности его салона книга Е.Г. Мещериной[30] и вступительная статья О. Кузиной к книге «Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы»[31]. А.О. Смирновой-Россет и ее салону посвящена книга Н.П. Колосовой «Россети-черноокая»[32], а также работа И.А. Смирновой «А.О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века»[33].
Все перечисленные работы раскрывают те или иные важные стороны общественно-культурной, художественной жизни России XVIII-XIX вв., однако комплексное, многоаспектное изучение деятельности салонов, их анализ как феноменов отечественной культуры с позиции традиций и наследования в современности предпринято впервые в данной монографии.
В отдельную группу можно выделить труды, посвященные деятельности литературно-музыкальных салонов. Среди них работы Н.Л. Бродского, А. И. Брудного, О. В. Глаголевой, В. В. Муравьева, Б. М. Эхенбаума и др. Исследованию камерного любительского музицирования уделялось большое внимание в работах Е.Ю. Артемовой, Б.В. Асафьева, М.А. Герасимовой-Персидской, Б.В. Доброховой, Е.И. Мокряк, Д.В. Сарабьянова, Л.П. Смирнова; Е.М. Сраго, В.И Шередеги и В.С.Турчина и других.
В той или иной мере вопросы, связанные с деятельностью литературно-музыкальных салонов, рассматривались в трудах, посвященных работе культурно-просветительских учреждений (А.И. Арнольдов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодина и пр.).
Однако в них исследуется лишь одно из направлений деятельности салонов - литературно-музыкальные салоны, авторы не анализируют само понятие салонной культуры.
Изучение салонной культуры поднимает и более общую тему, связанную с процессами культурного наследования, которая исследовалась в работах И.Г. Гердера, Ж. Маритена, Г. Риккерта, А. Тойнби, Й. Хейзинга, М. Шелера, О. Шпенглера, Э. Фромма, К. Ясперса, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, А.И. Ильина, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и др. Из современных авторов следует назвать работы Л.М. Баткина, В.С. Библера, М. Н. Громова, П. С. Гуревича, Ю. Н. Давыдова, И. К. Кучмаевой, А. К. Коненковой, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, М. А. Маслина, В. М. Межуева, В. И. Мельника, В. Р. Расторгуева, Э. Ю. Соловьева, П. С. Сорокина, В. И. Шамшурина и др.
Итак, проведенный анализ научной разработанности темы исследования показал:
- салонная культура практически не изучалась как целостное культурологическое явление, отсутствуют и ее четкие определения;
- большинство работ построено на обобщении эмпирического материала без глубоких теоретических выводов;
- для многих авторов тема салонной культуры имела сопутствующий характер (например, в связи с историей дворянства или русской культуры вообще);
- в ряде работ дается односторонняя оценка салонной культуры (в угоду идеологическим установкам или имеющимся стереотипам;
- отсутствует и типологизация салонов, практически не проанализирована динамика развития салонной культуры.
Обращение к вопросам культурного наследования открывает возможность увидеть характер исторической трансформации объекта.
Русская салонная культура XIX века может быть рассмотрена двояким образом, с учетом механизмов культурного наследования.
С одной стороны, она транслировала культуру определенного социального слоя - дворянства, выражая признаки этой культурно-исторической общности; с другой - она может выступать объектом культурного наследования и в настоящее время, поскольку имеет ряд характеристик, придающих ей актуальную культурную ценность.
Традиции, заложенные в начале XIX века в среде аристократии и русского дворянства России, являются одним из механизмов ее самосохранения.
Традиции салонной культуры стали своеобразным способом трансляции и воспроизводства социальных и культурных отношений в России XIX века. Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задач воспитания творческой интеллигенции.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время возникли реальные основания, определяющие необходимость изучения русской салонной культуры как культурологического феномена, возникшего в XVIII веке и испытавшего наибольший расцвет в XIX веке, несущего в себе черты как сугубо национального явления, так и явления европейской культуры.
Поэтому целью исследования салонной культуры является изучение средствами культурологического анализа сущностных черт, функций, динамики русской салонной культуры в период ее наивысшего расцвета в XIX веке, а также ее места и значения в процессах культурного наследования.
В монографии ставятся следующие задачи:
- рассмотреть салонную культуру как объект культурного наследования, для чего уточнить определение понятия «культурное наследование», раскрыть его сущность, а также объекты и механизмы;
- выделить сущностные черты салонной культуры, определить ее место и роль в культурном наследовании;
- раскрыть специфику русской салонной культуры как отражение национальных особенностей российского общества, исследовать взаимосвязь русской салонной культуры с европейской, для чего проанализировать европейские традиции салонной культуры и их отражение в русской салонной культуре;
- на примере русской салонной культуры XIX века выделить и проанализировать функции русского дворянского салона;
- используя средства культурологического анализа, провести типологизацию салонов в России XVIII-XIX вв. по разным основаниям;
- раскрыть специфические черты русских провинциальных салонов XIX века как самобытного явления русской салонной культуры;
- исследовать причины динамики русских салонов XIX века, выявить тенденции их развития;
- проанализировать литературные салоны как одну из форм просветительской деятельности разночинцев;
- изучить особенности русской салонной культуры в конце XIX - начале XX века;
- исследовать механизмы культурного наследования русского дворянского салона в вузах России в XIX веке, для чего раскрыть особенности отечественного образования и просвещения в этот период;
- выделить взаимосвязь развития гуманитарного образования и элементов салонной культуры в высших учебных заведениях XIX века;
- обосновать эффективность использования учебного литературно-музыкального салона для образования и эстетического воспитания студентов технического вуза (на примере РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина).
Основой исследования явились положения общефилософских и общенаучных методов (диалектический метод, методы системного и структурно-функционального анализа, конкретно-исторический и сравнительный методы и др.). Так, в работе использованы общенаучные методы и принципы: системный (системное описание феномена салонной культуры), функциональный (анализ функций салонной культуры); динамический (динамика изменений салонной культуры) и пр.
Среди философских принципов, составляющих непосредственную методологическую основу работы, выделяются принципы: объективности, единства исторического и логического, всеобщей связи, единства практического и теоретического, диалектического развития.
Особо следует подчеркнуть методы культурологии и других наук, использованные при анализе салонной культуры, а именно: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический, историко-культурологический, сравнительно-культурный, метод теоретического моделирования, метод прогнозированного проектирования, архитектурно-функциональный, типологический, биографический, семиотический, психологический и пр. Отдельную группу используемых в монографии методов составили эмпирические методы. Среди них: статистический, анализ документов, контент-анализ и др.
Изучение салонной культуры, относящейся к XVIII - XIX вв., невозможно без обращения к архивным материалам, раскрывающим те или иные страницы российской истории.
Большое внимание уделено библиографическим указателям различных типов по истории России XVIII - XIX вв., среди которых следует особо выделить многотомный указатель под редакцией П.А. Зайончковского «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях»[34].
В ГАРФе были изучены документы, относящиеся к салону К. Павловой,[35] к персоне и салону И.И. Шувалова[36], что повлияло на более полное раскрытие особенностей деятельности названных салонов.
В отделе рукописей ИРЛИ были изучены фонды М.Ю. Виельгорского, архив Е.А. Ляцкого (к персоне В.Ф. Одоевского); материалы о салоне К. Павловой, архив Г.Н. Геннади; источники, освещающие историю создания мемуаров А.О. Смирновой-Россет[37]. В РГАЛИ внимание привлёк подлинник альбома Е.П. Растопчиной[38]. Все эти материалы позволили лучше понять суть салонной культуры того времени.
Отдел рукописей РГБ располагает богатым фондом материалов, связанным с семейством Веневитиновых[39]; документами, относящимися к салону А.П. Елагиной[40]. Здесь же хранится немало источников, освещающих различные стороны жизни М.Ю. Виельгорского[41], а также документы и материалы, касающиеся персон В.Ф. Одоевского[42], К.К. Павловой[43] и А.Н. Оленина[44]. Изучение данных материалов способствовало более глубокому пониманию культурной атмосферы того периода, а также раскрытию личностных характеристик организаторов салонов.
В Санкт-Петербургской консерватории находятся рукописные и др. материалы, раскрывающие творчество М.Ю. Виельгорского[45]. ЦГАЛИ обладает источниками, относящимися к салонам Павловых[46], А.П. Ростопчиной[47], Е.А. Свербеевой[48], А.О. Смирновой-Россет[49]; в ЦГИА документы и материалы, освещающие личность М.Ю. Виельгорского[50]; салоны XIX в. в целом[51]. В РГИА, ЦГИА, ЦГИАМе корпус источников, освещающих развитие высшего технического образования в России XVIII-XIX вв. и позволяющих определить место и значение в нём гуманитарных дисциплин[52].
В монографии особо выделяются эпистолярные источники, имеющие огромное значение для понимания салонной культуры XIX века. В записках[53] и дневнике[54] обер-прокурора Сената, сенатора, председателя Театрально-литературного комитета С.П. Жихарева присутствуют сведения о Г.Р. Державине и его салоне. В воспоминаниях президента Академии наук, впоследствии министра народного просвещения, графа С.С. Уварова[55] освещается жизнь и деятельность страстного любителя искусств и литературы, устроителя одного из великосветских салонов Санкт-Петербурга А.Н. Оленина. Перу литературного критика П.В. Анненкова принадлежат воспоминания[56], часть которых также посвящена А.Н. Оленину и его салону. В воспоминаниях музыкального теоретика и педагога Ю.К. Арнольда[57] выделены особенности салона В.Ф. Одоевского.
Как пример биографического (автобиографического) повествования, где очень силен мемуарный элемент, в исследовании приводится биография публициста, славянофила А.И. Кошелева[58]. В этой публикации освещаются вопросы жизни русского общества XIX в. и непосредственно ряд страниц посвящен салонам З.А. Волконской, Е.А. Карамзиной, А.О. Россет.
У известнейшего поэта и критика, товарища (заместителя) министра народного просвещения, князя П.А. Вяземского в его воспоминаниях раскрываются специфические черты салонов З.А. Волконской, Е.М. Хитрово и её дочери Д.Ф. Фикельмон (Фикельмонт)[59]. Все это позволяет лучше понять суть салонной культуры того периода.
В воспоминаниях писателя Д.В. Григоровича[60] подчёркнута демократичность одного из самых знаменитых салонов своего времени - салона М.Ю. Виельгорского. В «Литературных воспоминаниях» Григоровича представлена деятельность салона В.Ф. Одоевского.
В своих мемуарах «Из моей старины» шталмейстер, офицер, участник Кавказских войн и Крымской кампании, впоследствии предводитель московского дворянства, А.В. Мещерский писал о дворянском быте Москвы 1830-х гг., дворянской культуре и салонах Петербурга I половины XIX в.[61]. Мещерский также раскрывает деятельность музыкальных салонов М.Ю. Виельгорского, Е.А. Карамзиной.
В литературных воспоминаниях И.И. Панаева характеризуется деятельность салона В.Ф. Одоевского[62], выделяются особенности данного салона в связи с личностью его хозяина.
Множество персонажей дворянского общества XIX в. предстаёт на страницах дневника и воспоминаний фрейлины императорского двора А.О. Смирновой. Это и сама Александра Осиповна, и гости её салона, и салон Е.А. Карамзиной[63]. Многолетним спорам вокруг подлинности воспоминаний и дневника Александры Осиповны был подведён итог их изданием, подготовленным С.В. Житомирской[64]. Все это представляется достаточно значимым для раскрытия сути салонной культуры XIX века.
В обзоре мемуаров, дневников и др. источников и воспоминания В.А. Соллогуба, который исследовал деятельность салонов, изучал черты быта дворянских домов, давал характеристики дворянской культуры XIX в.[65].
При изучении темы салонной культуры были использованы «Журналы Совета Петербургского института инженеров путей сообщения за 1907-1908 гг.»[66], «Программа для экзамена воспитанников Института Корпуса инженеров путей сообщения 1816 г.»[67]; «Речи и отчёты на торжественном собрании Московской практической академии коммерческих наук»[68]; «Устав высших технических школ: Проект»[69] и др. документы, в которых содержатся материалы, касающиеся гуманитарной компоненты в образовательных программах технических вузов XIX века, что давало возможность представить элементы салонной культуры в образовательной деятельности данных вузов.
Научная новизна монографии заключается в постановке и результатах анализа проблемы салонной культуры XIX века, отразившей как специфические черты российского общества того периода, так и традиции европейской салонной культуры, в выявлении значения русской салонной культуры XIX века в качестве объекта культурного наследования. Конкретно научная новизна выражается в следующем:
- в разработке теоретико-методологических основ исследования процессов культурного наследования, в уточнении категориально-понятийного аппарата («культурное наследование», «объект культурного наследования», «механизм культурного наследования» и пр.);
- в анализе истории возникновения салонной культуры в Европе, проведении типологизации сформировавшихся там салонов и выявлении сущностных черт салонной культуры;
- в исследовании исторических условий и причин возникновения русской салонной культуры, обусловивших ее национальные особенности, в обосновании идеи, что носителем этой культуры выступило русское дворянство, специфика исторического развития которого также оказала влияние на особенности русской салонной культуры, в выявлении влияния европейских салонов и продолжении их традиций в русском дворянском салоне;
- в аргументировании положения, что салоны XIX века удовлетворяли многообразные потребности людей в общении, эстетической деятельности, транслировании образцов и правил поведения и пр., что привело к формированию многообразных функций салонов, среди которых на первый план выдвигались коммуникативные, социальной идентификации, эстетические, социально-аксиологические, регулятивные, досуговые и пр.;
- в проведении типологизации салонов по разным основаниям: социальному составу, направленности, местоположению. В связи с этим в работе отдельно рассматривались аристократические и разночинные салоны; музыкальные, литературные, философские, литературно-музыкальные, философско-художественные, политические, литературно-политические и пр.; в исследовании и обобщении деятельности наиболее выдающихся салонов XIX века, выяснении их роли в пропаганде и развитии различных искусств;
- в раскрытии специфических особенностей столичных и провинциальных салонов; как отдельный вид были рассмотрены усадебные салоны, чье существование можно считать специфической чертой русской салонной культуры;
- в исследовании динамики развития русской салонной культуры XIX века, а именно: изучены условия и факторы как экстернальные, так и интернальные по отношению к салонной культуре, повлиявшие на ее изменение; обоснована идея, что, начиная со второй половины XIX века в связи с бурными экономическими и политическими событиями изменяется место и значение дворянского сословия, на первый план выходит разночинная интеллигенция, которая формирует свой тип салонной культуры; впервые на примере отдельных, наиболее значимых салонов Петербурга, Москвы и провинции изучен социокультурный феномен русского салона XIX века, проанализированы этапы его развития;
- в аргументировании идеи, что во второй половине XIX века появляются новые функции салона (так литературные салоны становятся одной из форм просветительской деятельности разночинцев);
- в раскрытии изменений в салонной культуре в «серебряном веке», когда образуется множество как музыкально-литературных салонов представителей новых направлений в искусстве (символизм, футуризм и пр.), так и политических салонов (в том числе салонов правомонархистского толка);
- в изучении механизмов культурного наследования салонно