Семинар № 3: Древние формы культуры: первобытная культура и культура Древнего Востока
Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов 3 курса ИФФ, ФФК, ФТЭС, ФПП
По дисциплине «Культурология»
Вид работы | Количество баллов |
Текущая работа: | 0-75 |
Устный ответ: 9 занятий * 5 баллов | 0-45 |
Практическое задание: 3 задания * 5 баллов | 0-15 |
Контрольная самостоятельная работа 3 работы * 5 баллoв | 0-15 |
Текущий контроль 1 (коллоквиум) | 0-10 |
Текущий контроль 2 (тестирование) | 0-15 |
Итого | 0-100 |
Премиальные баллы: | |
Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища) 9 * 1 | 0-9 |
Участие в олимпиаде | 0-10 |
Выступление на конференциях | 0-10 |
Участие в конкурсах научных работ | 0-10 |
Штрафы | |
Нарушение сроков сдачи работ | минус 1-3 |
Отказ от ответа на семинаре | минус 1 |
Небрежное отношение к выполнению контрольной работы | минус 1 |
Промежуточный контроль (экзамен) | 0-30 |
Рейтинговая оценка по дисциплине | максимум 100 баллов |
Критерии оценки разных видов учебной деятельности в условиях рейтинговой системы
Критерии | Количество баллов |
Студент демонстрирует полные и объемные знания, основанные на комплексном анализе различных источников информации, содержащие ссылки на практическое применение сообщаемой информации, логично структурированные, с аргументированными выводами; свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок | |
Студент демонстрирует твердое знание программного материала, основанное на комплексном анализе различных источников информации, содержащее ссылки на практическое применение сообщаемой информации. Ответ логично структурирован, с выводами, но имеет несущественные неточности. Студент справляется с задачами и практическими заданиями в полном объеме, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками для выполнения практических заданий | |
В ответе представлен только основной материал, студент не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, отсутствуют выводы, ссылки на практическое применение недостаточны. Нарушена последовательность в изложении программного материала, студент испытывает затруднения в выполнении практических заданий | |
Студент не знает отдельные вопросы, категории программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи | |
Студент отвечает лишь на наводящие вопросы преподавателя без существенных ошибок, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи |
Методические указания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Семинар № 1: Сущность и общие закономерности функционирования и развития культуры
Цель:раскрыть особенности культурных процессов в теоретическом и функциональном аспектах.
Задачи:
- Проанализировать этапы становления наук о культуре
- Раскрыть особенности различных функций культуры
- Дать характеристику историческим представлениям о культуре.
Вопросы для обсуждения (УО 1)
1. Этапы становления наук о культуре.
2. Подходы и методы изучения культур.
3. Культура как способ творческой самореализации человека через смысл.
4. Причины кризиса и рождение новой культуры.
5. Полифункциональность культуры.
6. В чём состоит смысл теории «культурной деградации» Ж.-Ж. Руссо.
Литература:
1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html
2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.
3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.
Дидактические материалы:
1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».
3. Учебные материалы в сети Интернет:
· countries.ru
· ido.rudn.ru
· ortlib.narod.ru
· artclassic.edu.ru
· superinf.ru/helpstud.php?id=10
· gumfak.ru/kultur.shtml
Семинар № 2: Современные проблемы развития теории культуры
Цель:раскрыть содержание основных теорий культуры
Задачи:
- рассмотреть и проанализировать принципы типологизации культур
- Дать содержательный анализ различных типологий и типов культур
Вопросы для обсуждения (УО 2)
1. Проблема типологизации культуры
2. Исторические типологии культуры:
- формационная модель К. Маркса и Ф. Энгельса;
- концепции цивилизационного развития культуры: А.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Д. Белла, Э. Тоффлера; проблема вестернизации в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона;
- концепции универсального развития культур: эволюционизм Э. Тейлора, Д. Моргана; проблематика осевого времени К. Ясперса.
3. Региональные модели развития культуры: восточные и западные типы культур;
Россия как евразийский тип культуры; северные и южные типы культур.
4. Психоаналитические типологии культуры: человек и культура в теории психоанализа в концепции З. Фрейда; теория архетипов К.-Г. Юнга.
5. Социологические теории культуры: теория социокультурной динамики П.А. Сорокина; этническая и национальная культуры; этногенетическая модель Л. Н. Гумилева.
6. Концепция игровой культуры Й. Хейзинга.
Литература:
1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html
2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.
3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.
Дидактические материалы:
1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».
3. Учебные материалы в сети Интернет:
· countries.ru
· ido.rudn.ru
· ortlib.narod.ru
· artclassic.edu.ru
· superinf.ru/helpstud.php?id=10
· gumfak.ru/kultur.shtml
Семинар № 3: Древние формы культуры: первобытная культура и культура Древнего Востока
Цель:дать анализ основных форм первобытной культуры и древних восточных культур.
Задачи:
- Рассмотреть особенности первобытной культуры.
- Проанализировать характер знаний первобытного человека о мире и о себе, выявить первичные формы религии.
- Рассмотреть проблему генезиса древних цивилизаций Востока.
- Охарактеризовать социальную и духовную культуру Египта и Месопотамии.
- Проанализировать духовную культуру Индии и Китая.
- Выявить особенности восприятия мира в культуре Японии.
Вопросы для обсуждения (УО 3)
- Мировоззрение древнего человека: донаучные представления первобытного человека о мире, роль мифа в первобытной культуре.
- Первичные формы религиозности и религия в первобытной культуре: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
- Проблема происхождения древних цивилизаций Востока: изменения в общественной жизни земледельческих племён; сельская община, возникновение рабства и государства.
- Своеобразие культур Древнего Египта и Месопотамии. Сакральный характер научных представлений. Особенности «религиозного реализма» Древнего Египта и Месопотамии.
- Культура Китая. Конфуцианство и даосизм. Этика и ритуал в традиционном Китае.
- Культура Индии. Буддизм и индуизм. Индийский эпос и его значение для мировой культуры.
- Традиции и новации в культуре Японии.
Задание для самостоятельной работы (КСР 1):
Темы контрольных работ:
Значение знаний о первобытной культуре сегодня;
Значение реконструкции первобытной культуры и её временные параметры. Теория «двух скачков»;
Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм;
Ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм;
Архетип.
Рекомендации: контрольная работа должна состоять из титульного листа, вводной части, основного текста и заключения. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать выбранной теме. Общий объем данной контрольной работы должен быть порядка 3-5 страниц машинописного текста.
Интерактивные формы обучения:
Практическое задание (ПЗ 1):
Подготовьте электронную презентацию PowerPoint по одному из вопросов для обсуждения
Литература:
4. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html
5. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.
6. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.
Дидактические материалы:
1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».
3. Учебные материалы в сети Интернет:
· countries.ru
· ido.rudn.ru
· ortlib.narod.ru
· artclassic.edu.ru
· superinf.ru/helpstud.php?id=10
· gumfak.ru/kultur.shtml
Семинар № 4: Античность как тип культуры: культура Древней Греции и Рима
Цель:выявить основные этапы эволюции в культуре европейской античности
Задачи:
- Рассмотреть социокультурные основания Древней Греции периода архаики VII-VI вв. до н.э.
- Охарактеризовать духовную культуру Древней Греции классического периода V-IV вв. до н.э.
- Проанализировать характерные черты материальной и духовной культуры эпохи эллинизма IV-I вв. до н.э.
- Выявить особенности латинской культуры античности.
Вопросы для обсуждения (УО 4)
- Греческий мир эпохи архаики. Социокультурные парадигмы древнегреческой цивилизации: полис, миф. Логос. Характеристика научного знания данного периода: натурфилософия, логика, риторика, аксиоматика.
- Греческий мир классического периода: философия «золотого века». Ликей. Палестра, гимнасия. Ораторское искусство. Медицина и точные науки.
- Феномен эллинизма как синтеза двух типов культуры: материальные детерминанты этого периода; философские, нравственные и религиозные искания этой эпохи.
- Латинская культура античности: наука, риторика, политеизм, христианство в древнеримской культуре.
Интерактивные формы обучения:
Практическое задание (ПЗ 2): подготовьте аналитическую записку по предложенным вопросам:
- объясните словосочетание из мифологии Древней Греции. Вошедшие в наш обиход, и их современный контекст: «троянский конь», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «авгиевы конюшни»;
- есть мнение, что греческий полис благодаря своим небольшим масштабам интенсифицировал развитие античной культуры. Подтвердите или опровергните это мнение.
- период расцвета древнегреческой культуры называют «греческим чудом». Существуют ли какие-нибудь объяснения этого феномена;
- охарактеризуйте понятия «полис», «миф», «логос».
Литература:
1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html
2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.
3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.
Дидактические материалы:
1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».
3. Учебные материалы в сети Интернет:
· countries.ru
· ido.rudn.ru
· ortlib.narod.ru
· artclassic.edu.ru
· superinf.ru/helpstud.php?id=10
· gumfak.ru/kultur.shtml
Семинар № 5: Культура Средних веков
Цель: раскрыть своеобразие основных культурных форм европейского средневековья
Задачи:
- охарактеризовать социокультурные условия зарождение и развития средневековой культуры
- Проследить эволюцию культуры Средних веков
- Выявить духовные основания культуры средневековья
Вопросы для обсуждения (УО 5)
1. Условия формирования, истоки, особенности средневековой западноевропейской культуры. Мировоззрение средневекового человека.
2. Христианство - теоретическая и нравственная основа средневековой европейской культуры. Идеал человека в средние века.
3. Отражение средневековых представлений о мире в искусстве Западной Европы.
Литература:
1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html
2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.
3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.
Дидактические материалы:
1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».
3. Учебные материалы в сети Интернет:
· countries.ru
· ido.rudn.ru
· ortlib.narod.ru
· artclassic.edu.ru
· superinf.ru/helpstud.php?id=10
· gumfak.ru/kultur.shtml