Морфологический разбор

Разбор по составу слова

Образец: предписание, зарубежный, центробежный,

предрасполагать, напрактиковаться, напряжённо.

Основа

приставка

пред-

за-

пред-, рас-, по-

на-

на-

корень

-тшс-

-рубеж-

-центр-(о)

-беж-

-лаг-

-практик-

-пряж-

суффикс

-OMU-

-н-

-н-

-а-, -ть

-ое-, -а-, -ть, -ся

-ённ-, -о

Окончание

-ый

-ый

353. Данные слова разберите по составу.

Запроектированный, земледельческий, несовершен-

ный, осуществить, отремонтировать, перевоплощение, по-

знавательный, попечительствовать, превращение, рассле-

дование, современность, умываемый, читательский.

354. В данных словах выделите корень.

Каждодневный, недостижимый, неповоротливый, не-

убедительный, отвергнуть, польщённый, пресыщение, про-

израстать, проникновенный, развлекаться, устремление.

Разбор по частям речи

Образец: Он бросил последний взгляд на старый дом с двумя террасами, увы, навсегда покидал, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Имя сущест-

вительное

взгляд

Имя прила-

гательное

последний

Имя чис-

лительное

двумя

Местоиме-

ние

он

Глагол

бросил

Наречие

навсегда

Пред-

лог

на

Союз

и

Имя существительное

Образец: Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской графа Ростопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Имя существи-

тельное

Смоленска

городах

Начальная

форма

Смоленск

город

Собственное

или нарица-

тельное

собств.

нарицат.

Одушевленное

или неодушев-

ленное

неодуш.

неодуш.

Род

мужской

мужской

Склонение

II

II

Имя прилагательное

Образец: Весьма заметны заячьи следы на белой пелене зимнего поля.

Имя прилага-

тельное

заметны

заячьи

Начальная

форма

заметный

заячий

Разряд

по значению

качественное

притяжа-

тельное

Полное

или краткое

краткое

С каким словом

согласовано

следы

следы

Род

Местоимение

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами сказочный лес, в котором никого, кроме нас, нет.

Местоимение

я

себе

Начальная

форма

я

себя

Разряд

по значению

личное

возвратное

Род

Падеж

им.

дат.

Глагол

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

Глагол

хотел бы

Неопреде-

ленная

форма

хотеть

Переход-

ный или

непереход-

ный

неперех.

Возвратный

или

невозврат-

ный

невозвр.

Вид

несов.

Спряже-

ние

раз-

носпр.

Накло-

нение

условн.

Время

355. Разберите по частям речи.

1. Офицер вышел вон, сказав, что за обиду готов отве-

чать, как будет угодно господину банкомёту. (П.) 2. Вче-

ра один человек, которого я вам не назову, приходит

ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера,

как кто-то пробирался в дом. (Л.) 3. Противники стояли

шагах в сорока друг от друга, у краёв поляны. (Л. Т.)

4. Покажи-ка мне, пожалуйста, дорогу на Ириновский

шлях, а то из нашего болота во веки веков не выберешь-

ся. (Купр.) 5. Она глядела на Рагозина так, будто с не-

обыкновенной высоты и в один миг увидала всё прошлое

сына и своё прошлое. (Фед.)

356. Прочитайте предложения. Найдите существитель-

ные и разберите их по частям речи.

1. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки по

извилистой дороге на Гуд-Гору. (Л.) 2. В кухне во время

обеда вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги

и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедуш-

ку. (М. Г.) 3. Со времени великого переселения народов

не видела донецкая степь такого движения масс людей,

как в эти июльские дни 1942 года. (Фад.) 4. Весной скот

от бригадного стана приходилось гонять на водопой за

два с половиной — три километра. (Ш.) 5. Поставив на

стол лампу, Шевалдин стал бриться. (Закр.)

357. Прочитайте предложения. Найдите прилагатель-

ные и разберите их по частям речи.

1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двига-

лось довольно медленно. (П.) 2. Паншин был действи-

тельно очень ловок, — не хуже отца. (Т.) 3. Далёк мой

путь, тяжёл мой путь, страшна судьба моя. (Н.) 4. Изму-

ченные извозчичьи лошади лёгонькой рысцой тащили

нас в гору. (Пис.) 5. Скрипучий шорох стоял в воздухе,

холодном и сыром. (М. Г.)

358. Прочитайте предложения. Найдите местоимения и

разберите их по частям речи.

1. На стук его в дверь не было никакого ответа. (Г.)

2. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.)

3. Я сам расскажу о времени и о себе. (М.) 4. Главное

очарование моря заключалось в какой-то тайне, кото-

рую оно всегда хранило в своих пространствах. (Кат.)

5. А я кой-кого из вас, кажется, знаю! (Малъц.)

359. Прочитайте предложения. Найдите глаголы и раз-

берите их по частям речи.

1. Какой-то муравей был силы непомерной и даже ха-

живал один на паука. (Кр.) 2. Подали ужинать: сердце

его сильно забилось. (П.) 3. Вы как будто сердитесь за то,

что я не профессор, не занимаюсь наукой. (Ч.) 4. «Ты бы

не читал, а спал», — заботливо советовал он. (М. Г.) 5. Ты

мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай. (Исак.)

Раздел 2

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Простое предложение

1. П р о с т ы е предложения различаются:

1) по содержанию и характеру высказывания (инто-

нации): повествовательные, вопросительные и побу-

дительные;

2) по наличию членов предложения, необходимых

для понимания смысла высказывания: полные и не-

полные;

3) по наличию или отсутствию второстепенных чле-

нов: распространенные и нераспространенные.

Например: Солнце блистало и на только что

распустившейся листве, и на молодой девствен-

ной траве, и на всходах хлебов, и на ряби быстрой

реки, видневшейся влево от дороги, (Л. Т.) Предло-

жение простое, повествовательное, полное, распро-

страненное, с однородными обстоятельствами, с обо-

собленным определением.

2. Между главным и зависимым словами в словосоче-

тании имеет место п о д ч и н и т е л ь н а я связь:

согласование, управление или примыкание.

При с о г л а с о в а н и и зависимое слово повто-

ряет падежную форму и некоторые другие грамма-

тические признаки главного слова: зелёное

яблоко — зелёными яблоками.

При у п р а в л е н и и зависимое слово принима-

ет ту падежную форму, которую «требует» главное

слово, и сохраняет ее: тетрадь в клетку — тетра-

дями в клетку; висит на крючке — висели на

крючке.

При п р и м ы к а н и и зависимое слово (напри-

мер, наречие или неопределенная форма глагола)

связано с главным словом только по смысу: отвечаю

уверенно; желание учиться.

t Основа предложения (подлежащее и сказуемое)

• словосочетанием не является.

Например: Моя бедная лошадь тяжко шлёпала

ногами по грязи — здесь

лошадь шлёпала — основа предложения;

лошадь моя — согласование;

лошадь бедная — согласование;

шлёпала тяжко — примыкание;

шлёпала ногами — управление;

шлёпала по грязи — управление.

3. К п р о с т ы м г л а г о л ь н ы м сказуемым от-

носятся сказуемые такого типа:

1) Пойду погуляю в саду (оба глагола имеют одина-

ковую форму, причем первый указывает на дейст-

вие, а второй — на цель этого действия);

2) Он взял да и ушёл совсем (форма глагола взять

и такая же форма другого глагола соединяются при

помощи союзов и, да, да и для обозначения произ-

вольного действия);

3) Ждём не дождёмся весны (усиливается значение

глагольного сказуемого);

4) Сам работать не работает, да и другим меша-

ет (инфинитив и личная форма того же глагола со-

четаются с частицей не, что подчеркивает значение

сказуемого);

5) Он только и делает, что читает (использован

оборот для выражения длительности или интенсив-

ности действия);

6) Еду, еду в чистом поле (повторение сказуемого

обозначает длительность действия);

7) Вот уж действительно спел так спел (повторе-

ние сказуемого с частицей так обозначает полно-

стью осуществленное действие);

8) А он знай себе посмеивается (сочетание глагола

с частицей знай или знай себе обозначает действие,

которое совершается несмотря ни на что);

9) Он собрался было в театр (сочетание глагола

с частицей было)',

10) Они подняли тревогу (использовано устойчи-

вое сочетание глагольного характера).

4.В с о с т а в н о м г л а г о л ь н о м сказуемом в

качестве вспомогательного глагола при инфинитиве

используются глаголы, обозначающие начало, про-

должение или конец действия: начать, стать,

приняться, продолжать, перестать, прекра-

тить и др., а также глаголы, обозначающие жела-

ние, намерение, возможность/невозможность, спо-

собность/неспособность совершить действие: хо-

теть, желать, стараться, намереваться,

браться, пытаться, решаться, надеяться, соби-

раться, затеять, задумать и др.

Аналогичную функцию могут выполнять устой-

чивые обороты или выражения: не в состоянии

был говорить; имел намерение уехать; изъявил

желание играть и т. п.

5. В с о с т а в н о м и м е н н о м сказуемом в роли

особой связки при существительном, прилагатель-

ном, числительном, причастии могут употребляться

многие глаголы движения и состояния: разгуливает

франтом; жил недорослем; спит одетый; ушёл

успокоенный; упал мёртвый; вернулся больной;

ходит сонный; пришёл первый и т. п.

6. В составном именном сказуемом слова человек,

мужчина, женщина, люди, народ, дело, вещь,

животное и др. выступают в роли именной части

вместе с определениями при них, на которых лежит

основная смысловая нагрузка: Он человек добрый;

Книга — вещь хорошая; Они люди, небогатые.

7. Особый вид сложного сказуемого (оно образует-

ся из трех и более элементов) представляет собой со-

четание составного именного и составного глаголь-

ного сказуемого.

8. Предложения, в которых отсутствующее подле-

жащее подсказывается личной формой глагола-ска-

зуемого, считаются личными и полными: Иду по

улице.

9. Неопределенно-личные предложения могут иметь

неопределенное или обобщенное значение: В сосед-

ней комнате разговаривают (кто-то); Цыплят по

осени считают (все, всякий).

360. Дайте общую характеристику данных предложений.

1. Солнце сияло. (П.) 2. Мы друг друга скоро поняли

и сделались приятелями. (Л.) 3. У кого не слабели ноги

перед дверью тюрьмы и могилы? (Н.) 4. Ветер, сырой,

холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит

в окна и кровли. (Ч.) 5. Пусть новый день обгонит день

вчерашний своим весёлым, радостным трудом! (Л.-К.)

6. Трезор бежал впереди, помахивая хвостом. (Н. О.)

7. Тёркин — дальше. Автор — вслед. (Те.)

361. Определите типы связей между членами данных

предложений. Начертите схемы предложений.

1. На поляне около лесной опушки я увидел синие

цветы. (Т.) 2. Он потерял способность думать и сообра-

жать. (Л. Т.) 3. Дерсу сначала перенёс через реку ружья

и котомки, а затем помог переправиться мне. (Аре.)

4. До рассвета мы просидели на застеклённой террасе и

говорили о разных морских чудесах. (Пауст.) 5. Выле-

тела из головы вся тщательно придуманная история с по-

ездкой к тёте. (Гайд.)

362. Прочитайте предложения. Найдите подлежащие и

определите, чем они выражены.

1. Однако же смеётся Тришке всяк. (Кр.) 2. Со всех

сторон собак сбежалося с полсотни. (Кр.) 3. Шли два

приятеля вечернею порой. (Кр.) 4. Я сам кляну своё

рожденье. (Гр.) 5. Знает ли вас кто-нибудь в доме Трое-

курова? (П.) 6. Около тысячи человек спали вместе. (Г.)

7. Всё это внесено в летописные страницы. (Г.) 8. Каж-

дый из нас станет на краю площадки. (Л.) 9. Это «если

бы», отнесённое им к прошедшему, к невозможному,

сбылось. (Т.) 10. Вот раздалося «ау!» вдалеке. (Н.)

11. Половина неба была закрыта низкой тёмной ту-

чей. (Л. Т.) 12. Со мной происходит нечто странное. (Ч.)

13. Дед с матерью шли впереди всех. (М. Г.) 14. Немно-

гие пойдут этой дальней и трудной дорогой. (М. Г.)

15. Мы с ним лежим на песке у громадного камня. (М. Г.)

16. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась

в сени. (М. Г.) 17. И идут без имени святого все двена-

дцать — вдаль. (Бл.) 18. Танцующие теснились и толка-

ли друг друга. (Купр.) 19. Что-то будто придержало

Извекова. (Фед.) 20. Часть матросов со «Смелого», под

командой Марченко, ушла драться с Корниловым.

(Пауст.) 21. Два кривых костыля в капитальную

стену забиты. (Сим.) 22. Бьются двое в клубах пара. (Те.)

363. Прочитайте предложения. Найдите простые гла-

гольные сказуемые и определите, чем они выражены.

1. Какой-то древний Царь впал в страшное сом-

ненье. (Кр.) 2. Сапожник бился, бился и наконец за ум

хватился. (Кр.) 3. Иван Иванович, что с кривым глазом,

тоже приказал долго жить. (Г.) 4. Присмотрите за ним,

не балуйте уж слишком-то, да и не взыскивайте очень

строго. (Гонч.) 5. Ваш батюшка возьми да к ней и привя-

жись. (Т.) 6. Вдруг старушка мать — шасть в комнату.

(Т.) 7. Пристяжные ёжатся, фыркают и щеголевато ле-

реступают ногами. (Т.) 8. А вернуться я не вернусь. (Т.)

9. Вот, батенька, адъютант-то наш прорвался так прорвал-

ся. (Л. Т.) 10. А вон сидит себе с книгой в руке. (Л. Т.)

11. Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые

сны. (Ч.) 12, А ты уж сейчас ябедничать! (М. Г.)

13. Бросил бы ты это! (М. Г.) 14. Помощник было по-

шёл, но приостановился. (Сер.) 15. Пойду доложу. (Каз.)

364. Прочитайте предложения. Найдите составные

именные сказуемые и определите, чем они выражены.

1. Нет, Федя, те каштаны не про нас! (Кр.) 2. Червонец

был запачкан и в пыли. (Кр.) 3. Сделалась моя Матрёна

ни пава ни ворона. (Кр.)4. Пёс дружества слывёт приме-

ром с давних пор. (Кр.) 5. Я старостою здесь над водя-

ным народом. (Кр.) 6. Бал вещь хорошая. (Гр.) 7. Во

дни веселий и желаний я был от балов без ума. (ГГ.)

8. Мы расстались большими приятелями. (П.) 9. Она

в семье своей родной казалась девочкой чужой. (П.)

10. Трактир был что-то вроде русской избы. (Г.) 11. Ведь

предмет просто— фу-фу1(Г.) 12. Он уже полтора года

как сидит воеводой в Дубне. (Г.) 13. Терентьев был чело-

век ума бойкого и хитрого. (Гонч.) 14. Захар был довольно

мягкого и доброго сердца. (Гонч.) 15. Чужды вам страсти и

чужды страдания. (Л.) 16. Вы моложе меня, свежей си-

лою. (Л.) 17. Чья это чудная коляска? (Л.) 18. Моя сол-

датская шинель как печать отвержения. (Л.) 19. Он за-

мечательно умный человек. (Т.) 20. Лаврецкому такое

множество народа было не по нутру. (Т.) 21. Я остаюсь

одинок на земле. (Т.) 22. У неё сердце очень доброе. (Т.)

23. Вы ли это, Рудин? (Т.) 24. А кто такой Хорь? (Т.)

25. Был я в то время студентом в провинциальном уни-

верситете. (Л, Т.)

365. Прочитайте предложения. Найдите составные

именные сказуемые и определите, чем они выражены.

1. Он злой и без чувств. (Л. Т.) 2. Коньки ещё не бы-

ли в моде. (Л. Т.)З.У неё уже дочери замужем. (Л. Т.)

4. Варя была с заплаканными глазами. (Ч.) 5. Отец и

мальчики сидят теперь без неё голодные. (Ч,) 6. Их изба

была третья с краю. (Ч.) 7. Большое это удовольствие —

жить на земле. (М. Г.) 8. Деревья были словно из золо-

та на тёмно-синем небе. (А. Т.) 9. Присутствие её ска-

залось очень к месту. (Фед.) 10. Цитадель стояла без-

молвной и неприступной. (Фед.) 11. Бульвар назывался

Липками. (Фед.) 12. Это не её обязанность — ходить по

базарам. (Фед.) 13. Назначение было от двадцать третье-

го числа. (Фед.) 14. Дверь тамбура стоит настежь. (Фед.)

15. Город был под угрозой. (Соб.) 16. Пренебрежение

к счастью народа будет почитаться мерзейшим пре-

ступлением. (Паустп.) 17. Лес стоит радостный, празд-

ничный. (Тих.) 18. Слава этих людей — это подлинная

слава. (Фад.) 19. Вы пойдёте старшим. (Каз.) 20. Не-

лёгкое дело в моём положении оставаться спокойным.

(Каз.) 21. Я должен был только передать вам письмо и рас-

сказать кое-что о вашем муже. (Пауст.) 22. Конечно, это

большое искусство — ждать. (Соб.) 23. Командиру всё

в привычку. (Те.) 24. Каждый боец был на счету. (Сим.)

25. Этот сарай, между прочим, был для декораций. (Сим.)

'. и . . ••

366. Прочитайте предложения. Найдите составные гла-

гольные сказуемые и определите, чем они выражены.

1. Где-где начинал сверкать огонёк. (Г.) 2. Он пустил-

ся бежать во весь дух.. (Г.) 3. Стала я в себя прихо-

дить. (Леек.) 4. Девочка перестала плакать. (Кор.) 5. Он

не отвечал и продолжал смотреть на Клавдию. (Пан.)

6. Казаки остались дожидаться ключей от амбара. (Ш.)

7. Герои по правам решились разобраться. (Ер.) 8. Он

хотел проститься с хозяином, но его не пустили. (Г.)

9. Боимся мы с дороги сбиться. (Н.) 10. Надеялся он уй-

ти в турецкий Хрущук. (Леек.) 11. Имею честь предста-

вить от него рапорт о болезни. (Леек.) 12. С отцом раз-

училась говорить? (Фед.) 13. Лена старалась показы-

ваться там пореже. (Пан.) 14. Он постарался побыстрее

миновать брод. (Пан.)

367. Прочитайте предложения. Найдите сказуемые и

определите, чем они выражены.

1. Я был записан в Семёновский полк сержантом. (П.)

2. Доброхотные пожертвования зажиточных владельцев

не могли быть достаточны. (Г.) 3. Шаг его начинал ста-

новиться ленивее. (Г.) 4. Он не был рождён страдаль-

цем. (Т.) 5. Арина Петровна видела всё это и должна

была оставаться безмолвной свидетельницей расхище-

ния. (С.-Щ.)б. Я не стараюсь казаться лучше. (Л. Т.)

7. Поехать туда я могу только врачом. (Ч.) 8. Я не хоте-

ла быть начальницей. (Ч.) 9. Учитель должен быть ар-

тист, художник. (М. Г.) 10. Она начала пробираться пе-

шая. (А. Т.) 11. Она не может не быть счастливой. (Пан.)

12. Карелин остался сидеть за столом мрачный, как

туча. (Каз.)

368. Разберите данные предложения по составу. Ука-

жите, чем выражены второстепенные члены, к каким чле-

нам предложения относятся, на какой вопрос отвечают,

как связаны с подчиняющим словом (определение — со-

гласованное или несогласованное, дополнение — прямое

или косвенное, со связью предложной или беспред-

ложной).

1. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. (Кр.)

2. Час битый ехала с Покровки. (Гр.) 3. Дай ему мой

заячий тулуп. (П.) 4. Я отказался по неумению. (П.)

б. В случае нападения запирайте ворота. (П.) 6. Чичиков

попросил списочка крестьян. (Г.) 7. Евсеич бегом побе-

жал к отцу. (Акс.) 8. Они одеты были по строгим прави-

лам лучшего вкуса. (Л.) 9. Я им завещаю железный

браслет. (Л.) 10. Он вознаградил себя за потерю коня и

отомстил. (Л.) 11. На другой день утром рано приехал

Казбич. (Л.) 12. Кругом не слышалось почти никакого

шума. (Т.) 13. Герасим снова взялся за ложку и продол-

жал хлебать щи. (Т.) 14. Николай Петрович отступил

на шаг и всплеснул руками. (Т.) 15. В Петербурге, во-

преки его собственным ожиданиям, ему повезло. (Т.)

16. Встали рано и ушли, должно быть, купаться. (Остр.)

17. За чаем Левин узнал всю историю старикова хозяй-

ства. (Л. Т.) 18. Ты меня загубил со своими сыновьями-

разбойниками. (Л. Т.) 19. Пьер не ел целый день. (Л. Т.)

369. Разберите данные предложения по составу. (См.

задание к упр. 368.)

1. Глаза его блестели тихим блеском. (Л. Т.) 2. Жизнь

прожили душа в душу. (М.-С.) 3. Второй урок по словес-

ности был в пятом классе. (Ч.) 4. Я уже начинаю забы-

вать про дом с мезонином. (Ч.) 5. Ариадна требовала

ветчины и яиц всмятку. (Ч.) 6. А хохол читал вслух

книгу о восстании римских рабов. (М. Г.) 7. Над седой

равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.) 8. Лошадь

дважды ударила копытом по мягкой земле. (М. Г.)

9. Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри га-

зетными листами. (А. Т.) 10. В стальных, немного навы-

кате глазах его играло весёлое и хитрое безумие. (Фед.)

11. Её преследовала тайная мечта уйти в партизанское

подполье. (Фад.) 12. Они уговорились встретиться на-

завтра. (Павл.) 13. Дождь лил без передышки четвёртые

сутки. (Пан.) 14. Опять, невзирая на поздний час, осве-

щены окошки, в доме не спят. (Пан.) 15. Его разбудило

чириканье птиц. (Кат.) 16. Старенький мелкорослый

паровозишко, напрягаясь из последних сил, тянул мно-

говагонный состав. (Ш.) 17. По вечерам доктор оста-

вался один. (Пан.) 18. У одной стены стоял ларь без

муки. (Буб.) 19. Колонна в триста человек готовилась

в путь. (Аж.)

370. Прочитайте предложения и укажите синтаксиче-

скую роль инфинитива.

1. Я прекратил свои вопросы и велел поставить

чайник. (П.) 2. Какой вы мастер определить человека!

(Т.) 3. Скрытничать перед ней — это был бы грех. (Т.)

4. На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Т.)

5. Видишь, подожгли город, а сами бежать! (М.-С.)

6. Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей. (Ч.)

7. Расчудесное это занятие— снегирей ловить! (М. Г.)

8. Было приказано по возможности лежать, двигаться

как можно меньше, не разговаривать. (А. Т.) 9. Вера

Никандровна не легла спать. (Фед.) 10. А на утро снова

появились на заборах и стенах домов листовки с призывом

мстить захватчикам. (Фад.) 11. Труднее всего было по-

лучить работников технических специальностей. (Пан.)

12. Вскоре я получил от Кати позволение действовать от

её имени и принялся разыскивать письмо. (Кае.)

13. Мне хотелось искупить свою вину перед матерью, по-

мочь ей. (Пере.) 14. Сергей посоветовал Фёдору Лукичу

поехать на курорт. (Баб.)

371. Прочитайте предложения. Найдите односостав-

ные предложения (с одним главным членом) и охарактери-

зуйте их (определенно-личные, неопределенно-личные,

обобщенно-личные, безличные, назывные).

1. Пора вставать: седьмой уж час. (П.) 2. Вот арфа зо-

лотая. (Л.) 3. Начинало уже заметно смеркаться. (Л. Т.)

4. В большом доме напротив, у инженера Должикова,

играли на рояле. (Ч.) 5. Сладко дремлется в кроват-

ке. (Бл.) 6. Хорошо в деревне хлеб пекут, (М. Г.) 7. На

дворе уже чуть светало. (Пан.) 8. Август месяц. Тихо.

Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 9. Хотелось упасть и

заснуть. (Тих.) 10. Мне не хватает нежности твоей, тебе

моей заботы не хватает. (Щип.) 11. Было, как всегда,

шумно, весело, радостно. (Пере.) 12. Меня зовут Се-

мён Гончаренко. (Баб.) 13. Хлеб-соль ешь, а правду

режь. (Поел.) 14. Что имеем — не храним, потерявши —

плачем. (Поел.) 15. Снявши голову, по волосам не пла-

чут. (Поел.)

372. Разберите текст: укажите виды простого предло-

жения (сложные предложения разбейте на простые), вы-

делите главные и второстепенные члены и объясните, чем

они выражены.

Образец: Под горой зелёный сад чернел.

Сад — подлежащее, выражено существительным, нари-

цательным, мужского рода, II склонения, в форме имени-

тельного падежа единственного числа.

Чернел— простое сказуемое, выражено глаголом в

форме прошедшего времени, несовершенного вида.

Зелёный — определение, выражено качественным при-

лагательным, согласовано с подлежащим сад.

Под горой — обстоятельство места, выражено сущест-

вительным в форме творительного падежа с предлогом.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда

весь юг, всё то пространство, которое составляет нынеш-

нюю Новороссию, до самого Чёрного моря было зелёною

девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по не-

измеримым волнам диких растений. Одни только кони,

скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто

в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность зем-

ли представлялась зелено-золотым океаном, по которому

брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, вы-

сокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые

волошки, жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирами-

дальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными

шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает

откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими

их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.

В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои

крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик

двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог

весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мер-

ными взмахами чайка и роскошно купалась в синих вол-

нах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелька-

ет одною чёрною точкою. Вот она перевернулась крыла-

ми и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи,

как вы хороши! (По Н. В. Гоголю.)

373. Текст из упр. 372 напишите под диктовку.

Сложное предложение

374. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сде-

лайте синтаксический разбор предложений: определите

состав предложения в целом (простое или сложное; слож-

носочиненное, сложноподчиненное или смешанного типа;

союзное или бессоюзное), укажите, какие обособленные

второстепенные члены предложения входят в него. В слож-

носочиненном предложении укажите связь предложений;

в сложноподчиненном — главную часть и вид придаточной,

к какому слову в главной части относится придаточная, на

какой вопрос отвечает, как связана с главной частью; если

имеется несколько придаточных, то каков тип подчинения

(последовательное или соподчинение, т. е. параллельное).

1. Много должна была я сносить во многом уступать

многого не видеть между тем как моё самолюбие при-

лежно замечало малейший оттенок небрежения. (П.)

2. Один из священнодействующих тут же находившихся

приносивший с таким усердием жертвы Фемиде что оба

рукава лопнули на локтях и давно полезла оттуда под-

кладка за что и получил в своё время коллежского реги-

стратора прислужился нашим приятелям как некогда

Вергилий прислужился Данту и провёл их в комнату

присутствия где стояли одни только широкие кресла и

в них перед столом за зеркалом и двумя толстыми книга-

ми сидел один как солнце председатель. (Г.) 3. Княжна

никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно

враждебное чувство с тех пор как после смерти старого

графа она чувствовала себя обязанною Пьеру к досаде и

удивлению своему после короткого пребывания в Орле

куда она приехала с намерением доказать Пьеру что не-

смотря на его неблагодарность она считает долгом хо-

дить за ним княжна скоро почувствовала что она его

любит. (Л. Т.) 4. Попроси только он у дяди и ему да-

дут такое же доходное место как у моего мужа. (Остр.)

5. Конец рассказа она вела таким возвышенным угро-

жающим тоном и всё-таки в этом тоне звучала боязливая

рабская нота. (М. Г.) 6. Уля любила мать и отца и как

это бывает в юности она не то что не думала а не могла

представить себе что в самом деле придёт такая минута

жизни когда надо будет самостоятельно решать свою

судьбу отдельно от семьи. (Фад.) 7. По голосу его по то-

му как он вдыхал запах речной воды оглядывался по

сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом

короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот

гудок всё дальше пока не занесло в заокеанские леса

я понял что Зуев не хочет торопиться только потому

что с необыкновенной и какой-то изумительной радо-

стью ощущает себя в привычных местах. (Пауст.)

8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь

пришлю. (Гайд.) 9. Поведение Нагульнова все расцени-

вали по-разному одни одобряли другие порицали некото-

рые сдержанно помалкивали. (Ш.)

375. Прочитайте текст. Сделайте полный синтаксиче-

ский разбор предложений.

Образец: Мы подъехали к крепости, куда входила

наша артиллерия. (П.)

Предложение сложноподчиненное: мы подъехали к кре-

пости — главная часть; куда входила наша артиллерия —

придаточная определительная, присоединяется при помо-

щи союзного слова.

Мы — подлежащее, выражено личным местоимением в

форме именительного падежа;

подъехали — сказуемое, выражено глаголом совершен-

ного вида в форме прошедшего времени;

к крепости — обстоятельство места, выражено сущест-

вительным в форме дательного падежа с предлогом к;

куда — союзное слово, выражено обстоятельственным

наречием;

входила — сказуемое, выражено глаголом несовершен-

ного вида в форме прошедшего времени;

наша — согласованное определение, выражено притя-

жательным местоимением;

артиллерия— подлежащее, выражено существитель-

ным в форме именительного падежа.

Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица и

отвязывая фижмы, объявила дедушке о своём проигры-

ше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколько

я помню, был род бабушкина дворецкого. Он её боялся

как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше,

он вышел из себя, принёс счёты, доказал ей, что в полгода

они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них

ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто от-

казался от платежа. Бабушка дала ему пощёчину и легла

спать одна, в знак своей немилости. На другой день она

велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание

над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. И

первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и

объяснений; думала усовестить его, снисходительно до-

казывая, что долг долгу рознь и что есть разница между

принцем и каретником. Куда! Дедушка бунтовал. Нет, дя

и только! Бабушка не знала, что делать.

С нею был коротко знаком человек очень замечатель-

ный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором

рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он вы-

давал себя за изобретателя жизненного эликсира и фи-

лософского камня. Над ним смеялись, как над шарлата-

ном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был

шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинст-

венность, имел очень почтенную наружность и был в об-

ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор

любит его без памяти и сердится, если говорят о нём с не-

уважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог распо-

лагать большими деньгами. Она решилась к нему при-

бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно

к ней приехать. (По А. С. Пушкину.)

376. Текст из упр. 375 напишите под диктовку.

Раздел 3

ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР

Образец: Говорили, (1) например, (2) о том, (3)

что жена старосты, (4) Мавра, (5) женщина здо-

ровая и неглупая, (6) во всю свою жизнь не видела

ни города, (7) ни железной дороги, (8), а в последние

десять лет сидела дома, (9) за печью, (10) выходя

на улицу по ночам. (Ч.)

1—2 — выделено вводное слово, указывающее на от-

ношения между мыслями;

3 — отделена главная часть от придаточной;

4—5 — выделено одиночное приложение;

5—6 — выделено распространенное приложение;

7,8 — отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения и сказуемые);

9—10 — обособлено уточняющее обстоятельство

места;

10— обособлено обстоятельство— деепричастный

оборот.

377. Перепишите, расставляя знаки препинания. Около

каждого знака поставьте его порядковый номер и

письменно кратко объясните, почему поставили тот или

другой знак.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной на-

шими ногами со двора в густой пахучей духоте мы рассу-

чивали тесто и делали крендели смачивая их нашим по-

том и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью мы

никогда не ели того что выходило из-под наших рук

предпочитая кренделям чёрный хлеб.

Сидя за длинным столом друг против друга девять

против девяти мы в продолжение длинных часов меха-

нически двигали руками и пальцами и так привыкли

к своей работе что иногда уже не следили за движения-

ми своими. И мы до того присмотрелись друг к другу

что каждый из нас знал все морщины на лицах товари-

щей. Нам не о чем было говорить мы к этому привыкли

и всё время молчали если не ругались ибо всегда есть

за что отругать человека а особенно товарища. Но и

ругались мы редко в чём может быть виновен человек

если он полумёртв если он как истукан если все чувст-

ва его подавлены тяжестью труда? Но молчание страш-

но и мучительно лишь для тех которые всё уже сказали

и нечего им больше говорить для людей же которые

не начинали своих речей для них молчание просто и

легко...

Иногда мы пели и песня наша начиналась так среди

работы вдруг кто-нибудь вздыхал тяжёлым вздохом ус-

талой лошади и запевал тихонько одну из тех протяж-

ных песен жалобно-ласковый мотив которых всегда об^

легчает тяжесть на душе поющего. Поёт один из нас и мы

сначала молча слушаем его одинокую песню и она гаснет

и глохнет под тяжёлым потолком подвала как малень-

кий огонь костра в степи сырой осенней ночью когда се-

рое небо висит над землёй как свинцовая крыша. Потом

к певцу пристаёт другой и вот уже два голоса тихо и

тоскливо плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг

сразу несколько голосов подхватят песню она вскипает

как волна становится сильнее громче и точно раздвигает

сырые тяжёлые стены нашей каменной тюрьмы...

(По М. Горькому.)

Диктант

Напишите диктант, а затем пронумеруйте поставленные

вами знаки препинания и письменно объясните их поста-

новку.

Я никогда не был в деревне, но знал, что в деревне

у отца есть дом и при доме усадьба. Усадьба! Как я был

разочарован, узнав, что под этим словом скрывается

просто маленький заросший огород, посреди которого

стояло несколько старых яблонь! Отцу было восемна-

дцать лет, когда он получил это наследство. Но он не стал

жить в деревне, и с тех пор дом стоял пустой.

Это был маленький домик, когда-то пошатнувшийся

и с тех пор стоявший в наклонном положении. Крыша

у него была кривая, окна выбиты. Русская печь на вид

была хороша, пока мы её не затопили. Каков бы он ни

был, это был наш дом, и мы развязали узлы, вставили

стёкла и стали жить.

Мать, проведя с нами только недели три, вернулась

в город. Её взялась заменить нам бабушка Петровна,

приходившаяся тёткой отцу, а нам, стало быть, двою-

родной бабкой. Изба её, которая была немного лучше

нашей, стояла недалеко. Петровна была добрая стару-

ха, беда была только в том, что она сама нуждалась в

уходе. Мы с сестрой всю зиму носили ей воду, топили

печь.

В нашей семье все были молчаливые, а сестра начина-

ла разговаривать, чуть только открывала глаза. Я никог-

да не видел, чтобы она плакала, но ничего не стоило её

рассмешить. А как ловко хозяйничала она в свои семь

лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чер-

дака лежала картошка, в другом — свёкла, капуста, лук

и соль. За хлебом мы ходили к Петровне. ; л

Так мы жили, двое детей, в пустой избе в глухой, за-

валенной снегом деревне. Каждое утро мы протаптывали

дорожку к Петровне. Страшно было только по вечерам:

так тихо, что слышен, кажется, даже мягкий стук па-

дающего снега, и в такой тишине вдруг начинал выть

в трубе ветер. (По В, Каверину.)

ИТОГОВЫЕ ДИКТАНТЫ

В мае я переселился в старинную подмосковную усадь-

Наши рекомендации