Культура и цивилизация. Общим для культуры и цивилизации является то, что они являются надбиологической
Общим для культуры и цивилизации является то, что они являются надбиологической формой жизнедеятельности человеческих сообществ. Оба понятия указывают на процесс развития человечества. Однако культура возникла раньше, чем цивилизации – «первобытная культура». Слово цивилизация (от лат. «цивитас») переводится как гражданский, городской, имеющий юридический смысл.
Понятие «цивилизация» восходит к античности. Оно связывалось с представлениями римлян о благоустройстве городской жизни по разумным и справедливым законам в свободном государстве. Анонимом понятия «цивилизация» представлялся мир варваров, существующий по законам дикой природы. Понятие «цивилизация» чаще применяют к явлениям материальной культуры и подразумевают страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития.
Однозначной трактовки данного понятия нет, а существует ряд подходов к определению цивилизации как оценочного момента развития культуры: цивилизация как этап социокультурного развития после эпохи варварства; цивилизация как определенная ступень в развитии культуры народов и регионов; цивилизация как высокий уровень проявления духовной сущности человека в материальном производстве; цивилизация как конечная стадия в развитии культуры народов и регионов; цивилизация как ценность всех культур, обладающих общечеловеческим характером.
В античности культура и цивилизационное бытие человека не были разведены. В Средневековье культура и цивилизация в рефлексирующем сознании также не разделялись. Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни. Тем самым культура и процесс цивилизационного развития накладывались друг на друга. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Так впервые цивилизация применяется для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Немецкие философы И. Гумбольдт и И. Кант проводили различия между терминами «культура» и «цивилизация», понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. На рубеже XIX - XX вв. подобное разделение усиливается до противопоставления. Так, А. Тойнби, О. Шпенглер, М.Вебер, Н. Бердяев характеризуют цивилизацию как антигуманное вырождение культуры, связанное с господством материальных потребностей, упадком духовности и нравственности.
Трактовка культуры как духовной наполненности цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина. Согласно его взглядам, обнищание или смерть культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации. Эта позиция показывает, что цивилизация, понимаемая как историческая стадия общественного развития, включает в себя не только культурные достижения, но и все минусы социокультурного бытия на конкретном историческом этапе. Более категоричен Н. Бердяев, обозначивая цивилизацию как «смерть духа культуры».
Локальные культуры
В культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития. Первый подход можно назвать линейным. С эпохи Просвещения в Европе господствовало умонастроение, связанное с верой в неисчерпаемые возможности человеческого разума, прогрессивного развития общества. Второй подход к пониманию культурно-исторического развития называется локальный или цивилизационный. Этот подход разрушал ставшую уже привычной, картину однолинейного прогресса в истории человечества «Древность – Средние века – Новое время».
Идея существования в истории параллельных, замкнутых культурных типов впервые была сформулирована немецким профессором Рюккертом в его труде 1857 года «Учебник по мировой истории в органическом изложении». Это произведение стало известно в России с 1869 года, благодаря книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». В данном программном труде он обосновывает идею самобытности России и доказывает, что славянство представляет собой особый культурно-исторический тип.
В 1916 г. в Берлине вышел первый том книги О. Шпенглера «Закат Европы». Он основывается на двух традициях в понимании культуры и ее истории. Первое исходит из представления культуры как организма, обладающего своим уникальным строением. Вторая традиция – иррационализм, обнаруживающий основания культуры в ее глубинных символах. В итоге Шпенглер создает свою достаточно сложную концепцию культурно-исторической типологии.
Согласно его концепции, множество локальных культур-цивилизаций остаются тесно связанными с территорией на всю жизнь. В полной мере концепции замкнутых культурных типов получили свое распространение в культурологии во второй половине XX века. Но в научной литературе термин «историческая типология культуры» в большей степени привязывался к концепциям замкнутых локальных культур (цивилизаций).
В концепциях Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина основное внимание уделяется локальной культуре как основе исторического существования и общественного развития. После первобытной эпохи культурное развитие не структурируется с помощью жестких линейных схем. Напротив, с данной культурной эпохи утверждается самостоятельное, органическое существование отдельных «замкнутых культур». Культурно-исторический мир последних пяти тысячелетий, взятый в целом, предстает как россыпь локальных цивилизаций.