И художественного образования

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно - эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно - эстетических идеалов и вкусов. Художественно - эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности искусства процессы, свойства, качества, побуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно - эстетических явлений. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способностей тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.

Эстетическое образование - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.

Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую, художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности [5, c.54].

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.

Наиболее общую характеристику системы эстетического образования дала Н.А. Ветлугина в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания»: «Под системой эстетического воспитания, - пишет она, - понимается не законченная и выстроенная конструкция, а установление гибких, диалектических взаимосвязей между внешними воздействиями и внутренними процессами, между характером эстетической деятельности и способностями людей, между различными процессами и свойствами личности и т.п.».

Одной из основных подсистем является учебно - воспитательный процесс школы. Существенную роль в ней играют не только предметы художественного цикла, но и учебные предметы гуманитарного, естественно-математического циклов, а также трудовое обучение в образовании школьников. В этом процессе имеет место взаимосвязь и взаимодействие элементов, в которых решающую роль играет педагог - воспитатель, что и определяет этот процесс как педагогический [5, c.75].

Эстетическое образование включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания - и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки - к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения.

Принципы эстетического воспитания - последовательность и преемственность эстетического развития, активизация и реализация всех творческих сил и способностей личности.

Огромное значение на учащихся оказывают предметы эстетическо- художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, занятия, связанные с драматическим искусством, искусством кино и телевидением.

Наши рекомендации