Самостоятельная работа
КОНСОНАНСЫ и ДИССОНАНСЫ
Консонанс (от фр. слитное, благозвучное) – интервал, создающий ощущение покоя, согласия, устойчивости.
Различают
- весьма совершенные консонансы (ч.1, ч.8),
- совершенные консонансы (ч.4, ч.5) и
- несовершенные консонансы(м.3, б.3, м.6, б.6).
Диссонанс(разнозвучие, разноголосие) – резкие по звучанию, неспокойные, не сливающиеся между собой звуки. Такие интервалы стремятся перейти (разрешиться) в более устойчивые по звучанию консонансы.
Степень напряженности звучания диссонансов также различна:
- очень резво звучащие диссонансы м.2 и б.7;
- более спокойные диссонансы б.2, м.7 и тритоны (ув.4 и ум.5).
РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Переход диссонанса в консонанс называется разрешением.Также разрешением называется переход неустойчивого звука в устойчивый.
Разрешаться должны неустойчивые и особенно неустойчивые диссонирующие интервалы. Разрешение основано на переводе диссонанса в консонанс, независимо от устойчивости последнего. Если при разрешении консонанс тоже оказался неустойчивым, его переводят дальше в устойчивый.
Чтобы правильно разрешить неустойчивый интервал, необходимо
1) знать тональность, в которой находится данный интервал,
2) определить номера ступеней, образующих данный интервал,
3) определить название данного интервала, если он малый, чистый или большой, то его звуки разрешаются по тяготению,
основное: L L L
I – II – III – IV – V – VI – VII – I
исключение: M M
4) если интервал увеличенный или уменьшенный, то он разрешается особым образом:
все ум. интервалы при разрешении становятся меньше
все ув. интервалы при разрешении становятся больше
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Характерными называются интервалы гармонического мажора или минора, содержащие характерную ступень лада:
- в мажоре VI пониженную;
- в миноре VII повышенную.
К характерным относят такие интервалы, как ув.2 – ум.7, ум.4 – ув.5, ув.4 – ум.5.
Ступени построения и интервалы разрешения смотри в таблице.
Помимо характерных интервалов выделяют также диатонические тритоны. Это интервалы натурального и мажора и минора, содержащие 3 тона. К ним относятся ум.5 и ув.4(см. таблицу).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
C - dur c - moll
интервал | ступени | интервал разрешения | пример | ступени | интервал разрешения | пример | ||||||||
УМ.7 | VI- VII | V ч.5 I | | VI VII+ | V ч.5 I | | ||||||||
УВ.2 | VII VI- | I ч.4 V | | VII+ VI | I ч.4 V | | ||||||||
УМ.4 | VI- III | V м.3 III | | III VII+ | III м.3 I | | ||||||||
УВ.5 | III VI- | III б.6 V | | VII+ III | I б.6 III | | ||||||||
УМ.5 | VI- II | V м.3 III | | IV VII+ | III м.3 I | | ||||||||
УВ.4 | II VI- | III б.6 V | | VII+ IV | I б.6 III | |
ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТРИТОНЫ
C - dur c - moll
интервал | ступень | интервал разрешения | пример | ступень | интервал разрешения | пример | ||||||||
УВ 4 | VII IV | I м.6 III | | II VI | III м.6 V | | ||||||||
УМ 5 | IV VII | III б.3 I | | VI II | V б.3 III | |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Постройте от ноты _____ в _______________ ключе вверх или вниз а) простые и составные интервалы (все малые, большие или чистые); б) все консонирующие или диссонирующие интервалы (индивидуальные задания по выбору преподавателя):
2. Постройте от ноты _____ в _______________ ключе вверх или вниз увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы (индивидуальные задания):
3. Перепишите мелодию № _____ , определите и подпишите интервалы между каждыми соседними звуками (индивидуальные задания):
4. Выполните обращения простых интервалов, построенных в п. 1 Д/з:
5. Постройте энгармонически равные интервалы к одному из интервалов п. 4 Д/з:
6. Постройте характерные интервалы с разрешением в тональности _______________:
ЛАД
Система соотношения и соподчинения звуков называется лад.
Лад является важнейшим средством музыкальной выразительности, поскольку он определяет характер всего музыкального произведения, соответствующий его содержанию. В музыке встречается множество ладов, но наибольшее распространение получили мажор и минор.
Лады отличаются друг от друга количеством входящих в них звуков. Каждый звук лада называется ступенью.
Виды ладов:
- пентатоника (5-ступенный лад), характерен для музыки народов Дальнего Востока (Китай, Монголия), для республик России (Татарстан, Башкирия, Чувашия), для Европы (Шотландия).
- семиступенные лады
1. Мажор и минор - встречаются в европейской музыке.
2. Лады народной музыки (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский).
- 17-ступенный лад (арабская музыка)
- 22-ступенный (индийская музыка) и т.д.
Октава европейской музыкальной системы делится на 12 равных промежутков – полутонов, в ладах с большим количеством ступеней расстояние между соседними звуками музыкальной системы меньше полутона (четверть тона и даже восьмая тона).
Все звуки в ладу находятся друг с другом в определенных отношениях, которые называются функциональными. Чаще всего в разных ладовых системах встречается соотношение устойчивого и неустойчивого.
Устойчивость – это функция (роль) торможения, остановки движения, ощущение покоя.
Неустойчивость – это функция продолжения движения, стремления перейти в устойчивость.