Петровские преобразования
Изобразительное искусство Петровской эпохи (первая четверть 18 века)
Петровские преобразования.
Восемнадцатый век в истории русского искусства занимает особое место. Это начало, своеобразное и значительное, нового русского искусства, принципиально отлтчного отдевнерусского и в то же время кровно с ним связанного и из него вытекающего.
Основная характерная черта русского искусства 18 в. - освобождение от культовой тематики и религиозной подосновы, охватывавших до тех пор все виды и жанры искусства.
Процесс преобразований начался уже в 17 веке, но тогда это было медленное и постепенное накопление единичных явлений светского искусства, незаметно подтачивавших казавшуюся несокрушимой религиозную традицию. Причины этого связаны с историческими, политическими процессами в развити Русского государства в 17 веке.
Рисунок 1. Школа начала XVIII в. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящым и любомудрие в пользу тщащимся…», составленного Ф. П. Поликарповым (1701).
Характер средневековой педагогики выражен на этой иллюстрации и букваря очень наглядно. Букварь был издан в начале XVIII в. по повелению Петра I, «яко первоначалное детскому воскоподобному уму руководство». Вся книга еще пронизана религиозной идеологией. В предисловии автор подчеркивает, что читатели найдут в букваре законы «не от Солона и Ликурга», а божественные, «стихи не Овидиевы, ниже Виргилиевы», но богослова Григория. В букваре помещено много молитв, поучении «святых отцов» и т. п.
Первая четверть XVIII ознаменовалась преобразованиями в самых разных сферах жизни страны. Росди внутренние и международные связи, возникали новые отрасли промышленности, укреплялось самодержавное государство.
Изменения в жизни, в государственном и экономическом потребовали воспитания новых специалистов.
Появились первые светские образовательные учреждения.
1.2 Первые светские школы.
Нам сейчас нелегко представить себе, что думал и чувствовал русский человек, впервые держа в руках «Ведомости» от 2 января 1703г. – первый номер первой русской печатной газеты. Однако, вчитываясь в лаконичные газетные сообщения, мы понимаем, какие мысли и чувства хотели внушить издатели газеты ее читателям. Сообщается, что отлито 400 пушек медных, найдено много нефти и медной руды, разбито несколько шведских застав, «крепко от московских войск осажена» крепость Орешек и т.д. Все это должно было поднять дух русских людей, внушить русским и иностранным читателям газеты уверенность в победоносном для России окончании не очень счастливо начавшейся Северной войны.
Первый номер «Ведомостей» редактировал Петр I. Номер хорошо обдуман, в нем нет случайного материала. Знаменательно потому, что непосредственно вслед за первыми строками, в которых говорилось об отлитых пушках, шло сообщение «…московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили», а «в математической штюрманской школе больше 300 человеку учатся и добре науку приемлют».
В Москве в 1701 году была заведена артиллерийская школа (уже началась Северная война, уже произошел разгром под Нарвой и уже отдан приказ снимать с церквей колокола и лить пушки). В 1707г. – медицинское училище, а в 1712 году – инженерная школа. Медицинское училище готовило докторов и фельдшеров для армии, а инженерная школа – строителей крепостей, оборонительных сооружений.
Для строительства морских судов необходимы были грамотные мастеровые. Создаются “русские школы” (в них учили читать и писать по-русски). Первая была основана на корабельных верфях под Воронежом в 1703г. Учили азбуке, письму, арифметике. Когда воронежские верфи потеряли свое былое значение, школа закрылась. В 1717 году возникла “русская школа” в Петербурге. Через два года в ней было 173 ученика. Более половины из них – плотниковы дети. Есть данные о популярности этой школы среди мастеровых – в школу сверх росписи явилось 27 детей мастеровых. Среди них – три “вольных” ученика – сыновья мастера Клетова. В Регламенте об управлении Адмиралтейства и верфи (1722 год) предписивалось: “плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежить обучать грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть для чего особливую школу иметь”. После 1712 года известно несколько “русских” школ для мастеровых корабельного дела в Петербурге, Ревеле, Кронштадте.
Кроме этого первый год XVIII века был ознаменован созданием в Москве двух школ совершенно нового для России типа: Пушкарской (артилерийской) и Навигацкой (школы математических и навигацких наук). Сами их названия достаточно ясно говорят, кого они должны были готовить.
Указ Петра о Пушкарской школе гласил: “…велено на новом Пушечном Дворе построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов детей их словесный и письменной грамоту и цыфирю и иной инженерным наукам. И будучи им в тех школах учиться вышеписанным наукам с прилежанием, а выучась без указу с Москвы не съехать, также в иной чин, кроме артиллерии, не отлучаться. И кормить, и поить их в вышеписанных школах, а на корм положено им по две деньги человеку на день и из тех денег – из половины, покупая хлеб и харч в постные дни рыбу, а в скоромные – мясо и варить кашу или шти; а по другой деньге – на обувь и на кафтанишки и на рубашонки. И учащим и переимчевым будет государево особливое жалование и дача, смотря по учению”.
Первого августа 1701 года начался прием в школу. Было набрано 300 учеников в возрасте от 7 до 25 лет. По тогдашней педагогике ничего не было странного в столь большой разнице в возрасте учащихся.
Пушкарская школа подразделялась на нижнюю школу, в которой обучали чтению, письму и цифири. И верхнюю – где проходили инженерные науки. Классно-урочной системы еще не существовало. Как известно, эта система характеризуется тем, что учащиеся распределены по классам, основной формой обучения является урок, содержание обучения определяется учебными планами и программами, уроки проводятся по твердому расписанию. Ничего этого не было и в Навигацкой и в других школах того времени.
Больным вопросом для школ XVIII века являлось отсутсвие учителей. О том, что учителей для новх школ надо готовить специально, иметь соответствующие учебные заведение, в начале XVIII века как-то никто не думал.
В Пушкарской школу начальное обучение было поручено самим ученикам, знавшим грамоту и цифирь. Инженерные науки преподавали иностранцы. О том, какие среди них попадали педагоги, говорит жалоба учащихся на Питера Грана, бывшего учителем в 1704-1708 гг.: “… оный де инженер тому ныне другой год науки учил малое число и за детьми его ездили в денщиках и всякую домовную работу работали и огороды копали…”.
Но и доморощенный учитель С. Пичурин был не лучше. Он пьянствовал так, что Я. В. Брюс, в ведение которого была школа, приказал его сковать “и держать за обучением учеников непристанно”. Через некоторое время его все-таки выгнали.
Рисунок 2. Учебно-наглядное настенное пособие «Новый способ арифметики феорики или зрителныя». Составитель В. А. Киприанов. 1705.
Наверху гравюры изображение «Арифметики», подобное помещенному в учебнике Магницкого. На колоннах аналогичные надписи. Ниже дан объяснительный текст, а на пяти столбцах – определения арифметических действий с примерами. На боковых сторонах рамки – фигуры ученых: Архимеда, Пифагора и др. Впервые в печатном издании в России упомянуто имя Н. Коперника и дано его изображение (нижняя фигура слева). Ниже столбцов – изображения Московского Кремля и плана Петропавловской крепости (первый гравированный чертеж
1.3 Процесс сближения искусств и науки.
Рисунок 3.И. С. Маттарнови, Г. Киавери, М. Г. Земцов. Кунсткамера (1718 - 1734).
Построена специально для первого русского естественно-научного и исторического музея. Здесь же помещалась академическая библиотека, на 3 этаже Готторпский глобус. Торжественно открыта в 1728. В музее было «всегда великое людство», так как «ежедневно всякого чина люди приходят и просятся». В 1747 пожар повредил здание, многие экспонаты (особенно этнографическую коллекцию), глобус (после восстановления помещался в особой каменной «палатке»). Здание восстановлено Чевакинским (к 1758). Ныне в центральной части – Музей М. В. Ломоносова, здесь реставрирован конференц-зал Академии наук, ему придан вид, в котором он находился во времена Ломоносова. В боковых корпусах – Музей антропологии и этнографии.
Рисунок 3a. Кунсткамера. Разрез по вертикали. (1718 - 1734).
После передачи в Академию Кунсткамера из собрания “Раритетов” превращается в научное учреждение. Коллекции пополнялись в результате академических экспедиций (напр., Крашенинников передал материалы по этнографии и естествознанию, Гмелин богатейшее собрание образцов флоры Сибири. Присылал различные редкости и ”подземнности” Татищев. Поступали собрания частных лиц, например, Брюса: инструменты, карты, монеты и т.п.). В комплектовании Кунсткамеры образцами полезных ископаемых активно участвовал Ломоносов. Кунсткамера была базой научных исследований и распространителем знаний среди населения.