Культура ХХ в. и современность
1 Основные тенденции в развитии культуры ХХ века. Кризисные явления в культуре начала XX века. Социально-экономические процессы ХХ в. (индустриализация, урбанизация, демографический взрыв, экологические кризисы), их воздействие на культуру. Научно-техническая революция и ее влияние на изменение типа мышления. Актуальные проблемы современной культуры.
2 Неклассическое видение мира в искусстве ХХ века. Художественные течения, школы, направления.
а) Авангардные явления художественной культуры ХХ в. Культурно-исторические корни, периодизация, классификация, эстетические программы. Фовизм (А.Матисс), кубизм (П.Пикассо), абстракционизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Неоавангардистские течения в художественной культуре 60-80-х гг. ХХ в. (оп-арт, поп-арт, конструктивизм, гиперреализм, концептуализм).
б) Феномен постмодернизма в искусстве конца XX в. Специфика постмодернистской эстетики, основные приемы творчества.
3 Особенности развития русской культуры XX в.
а) Идейно-художественные искания русской культуры начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм: художественно-эстетические программы и манифесты, творчество, жизнетворчество).
б) Русская культура советского периода: темы, мотивы, образы тоталитарного искусства.
в) Культура русского андеграунда 60-80-х гг. ХХ в.: осознание жизни советского «социума» как кошмара, абсурда, воинствующей пошлости. Эстетический нигилизм, активные поиски новых изобразительных форм.
г) Характерные особенности отечественной рок–культуры: генезис, специфика, идейная направленность, стили, сквозные мотивы и образы в творчестве рок– поэтов А. Башлачева, В. Цоя, Д. Сухарева, А. Бутусова и др.
4 Художественные тенденции в культуре рубежа XX – XXI в.
Задание: подготовить мини-доклады на темы:
1 Современное искусство как антиискусство.
2 Виртуальное пространство и формирование киберкультуры.
3 Перфоманс в современной культуре.
Литература
1 Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 575 с.
2 Культурология. XX век: словарь-справочник: в 2 т. / под ред. С.Я. Левита. – СПб. : Университетская книга; «Алетейя», 1998. Ст. «Авангард», «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм», «Абстракционизм», «Кубизм», «Сюрреализм», «Культура XX века». «Постмодернизм», «Кризис социокультурный».
3 Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. – СПб.: Альфа-М, 1995. – 672 с.
Дополнительный список литературы
1 Дунаев, М. Роковая музыка / М. Дунаев // Наш современник. – 1988, №1. с. 165.
2 Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), 2001. – 340 с.
3 Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
4 Крючкова, В.А.Антиискусство: теория и практика авангардистских движений / Т.В. Ильина. – М. : Изобразительное искусство, 1985.– 302 с.
5 Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века / М. Г. Неклюдова. – М. : Искусство, 1991.– 391 с.
6 Поспелов, Г.Г. Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России / Г. Г. Поспелов. – М. : Наука, 1999.– 128 с.
7 Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д. В. Сарабьянов. – М. : Изд-во МГУ, 1993.– 687 с.
8 Полевой, В. Малая история искусств. Искусство XX в. / В. Полевой. – М. : Искусство, 1991. – 304 с.
9 Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.
Занятие 11
Феномен массовой культуры
1 Концепции массовой культуры – критики (Х. Ортега-и-Гассет, Д. Макдональд) и апологеты (Л. Уайт, В. Беньямин).
2 Социально-исторические условия формирования массовой культуры:
а) индустриализация и урбанизация, упадок традиционной культуры;
б) развитие средств массовой коммуникации и информации;
в) формирование массового человека и массового сознания (атомизированный индивид и «самодовольная усредненность»).
3 Специфика продукции массовой культуры:
а) общедоступность, занимательность, жесткий синтаксис;
б) мифологический характер масскульта (мифы Успеха, Золушки, Старины и т.д.).
4 Основные направления и проявления массовой культуры:
а) индустрия «детства» (детская литература, игрушки, мультфильмы и др.);
б) средства массовой информации;
в) система государственной идеологии и пропаганды;
г) массовая национальная мифология, политические движения;
д) система организации стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия);
е) индустрия досуга;
ж) индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида.
Литература
1 Массовая культура : учеб.пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая[ и др.] – М.: Альфа-М., 2004. – 304 с.
2 Основы культурологии : учеб.пособие / отв. ред. И.М. Быховская. – М.:Едиториал УРСС, 2005. – 496 с. Раздел III.4 «Массовая Культура в контексте современных социальных процессов». – С. 294–313.
3 Руднев, В.П.Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф. 1997. – 384 с. ст. «Массовая культура».
4 Шендрик, А.И. Социология культуры: учеб.пособие / А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. Раздел III.2,3. – С.290–352.
Дополнительный список литературы
1 Кириллова, Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3. – 155-165 с.
2 Луков, В.А. Особенности субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. – № 10,– С. 79.
3 Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / М. Мид // Левикова, Л.И. Молодежная субкультура : учеб.пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 483-499.
4 Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной цивилизации // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3, – 45– 63 с.
5 Ортега–и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега–и–Гассет // Антология культурологической мысли // сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов – М. : Изд-во РОУ, 1996.–384 с.
6 Симонов, А. Эстетические стереотипы в рекламе / Э. Симонов // Рекламные технологии. – 2005. – № 6–7.
7 Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 139 – 148.
Занятие 12