Билет 1 Трезвучия главных ступеней. Секстаккорды главных ступеней
Соединение трезвучий главных ступеней.
Связное проследование аккордов называется соединением. Основой его служит голосоведение, то есть естественное согласованное движение голосов. Движение голосов может быть плавным и скачкообразным, кроме того один из голосов может оставаться на месте.
Плавным будет такое голосоведение, при котором голос двигается на секунду вверх или вниз или на терцию. Это голосоведение характерно для средних голосов тенора и альта.Движение скачком связано с ходом голоса на интервалы кварты, квинты (редко сексты) иногда октавы и септимы (в особых случаях). Это характерно больше для баса, но не исключаются и другие голоса.
В гармонии существуют три вида движения между какими – либо голосами.
- Прямое вверх или вниз в одном направлении. Частый случай, движение параллельными терциями или квартами. Движение параллельными септимами и секундами не допускается, так как звучит очень резко. ЗАПРЕЩАЕТСЯ движение параллельными квинтами, октавами и примами, т.к. возникает ощущение пустоты звучания.
- Противоположное - расходящееся или сходящееся движение голосов.
- Косвенное – когда один голос остается на месте, остальные двигаются.
При соединении аккордов встречаются все эти сочетания.
Соотношение трезвучий.
Существует три соотношения трезвучий. Соотношение определяется интервалом, возникающим между басами этих трезвучий.
Кварта-квинтовое соотношение: T-S; T-D; SII-TSVI; TDIII – DVII; S-DVII;
Секундовое соотношение: S-D; T-SII; SII- TDIII;
Терцовое соотношение: S-TSVI; T-TDIII; D-TDIII;
Соединение трезвучий.
Соединение двух трезвучий, при котором общий между ними звук остается на месте называется гармоническим, расположение при этом в трезвучиях сохраняется, а мелодическое положение меняется.
Мелодически соединяются трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении S-D, при этом бас двигается на секунду вверх, а все остальные двигаются ему противоположно вниз, не более чем на терцию. При секундовом соотношении трезвучий соединение бывает только мелодическим, так как между ними нет общего звука.А при кварто-квинтовом соотношении возможно мелодическое и гармоническое соединение.
Несоблюдение правил ведет к следующим ошибкам:
- прямое движение во всех голосах
- ходы в трех верхних голосах на интервалы больше терции
Параллельные квинты при соединении S-D
Мелодическое положение трезвучия.
Каждое трезвучие может быть в трех мелодических положениях, каждое из которых определяется тем тоном аккорда, который находится в мелодии. Соответственно каждое трезвучие может находиться в мелодическом положении примы, терции, квинты.
- это первое обращение трезвучия в басу которого находится терцовый тон. Удваивается в секстаккорде или основной тон или квинтовый тон трезвучия. Расположение в секстаккорде в отличие от трезвучия (в трезвучии либо тесное либо широкое расположение) применяется как тесное, так широкое, так и смешанное расположение.Смешанное расположение, это такое расположение при котором между каждой парой смежных голосов (сопрано-альт, альт-тенор) помимо терции, кварты, квинты и сексты могут образовываться интервалы примы и октавы.
Необходимо помнить, что даже в смешанном расположении расстояние между сопрано и альтом, альтом и тенором не должно превышать октавы.
Соединение трезвучия и секстаккорда одной функции и разных функций.
Ходы в мелодии на терцию, кварту, квинту, сексту можно гармонизовать с помощью секстаккорда и трезвучия одной функции. Бас при этом двигается на терцию или сексту вверх или вниз. Соединение лучше применять гармоническое, остальные голоса желательно вести плавно, без скачков.
При кварто-квинтовом соотношении трезвучия соединения трезвучия с секстаккордом и секстаккорда с трезвучием гармоническое и без скачков.
При секундовом соотношении трезвучия голосоведение тоже плавное, соединение мелодическое. При соединении S и D6 нужно следить, чтобы в басу не возникал ход на увеличенную кварту, заменяем его ходом на уменьшенную квинту, при этом после такого скачка в басу нужен дальнейший ход баса в противоположную от скачка сторону. Даже соблюдая все правила при соединении секстаккорда и трезвучия секундового соотношения могут возникать параллельные квинты, октавы и примы.
Соединение двух секстаккордов, находящихся в кварто-квинтовом соотношении.
- В первом секстаккорде удваивается общий для этих двух секстаккордов звук
- При соединении со вторым секстаккордом общий звук и его удвоение остаются на месте, третий голос двигается плавно (секунда или терция) бас двигается скачком.Соединение двух секстаккордов секундового соотношения.
1. S6 берется в мелодическом положении основного тона.
2. В S6 удваивается основной тон.
3. В D6 удваивается квинтовый тон ,мелодическое положение может быть любым.
При соединении S6 с D6 в гармоническом миноре в басу возникает ход на увеличенную секунду, который надо избежать, для этого бас D6 ведется вниз на малую септиму, либо в S6 повышается VI ступень тональности и возникает отрезок мелодического минора. Если перед S6 в миноре было использовано S53, то нужно следить, чтобы не возникало явления «переченья» (когда в разных голосах у одного и того же звука разные знаки). Чтобы избежать переченья в S-S6 VI ступень нужно повышать при первом же ее появлении.
Гармонизация скачка в мелодии с применением секстаккордов.
В мелодии может применяться скачок, которые гармонизуется с помощью трезвучия и секстаккорда одной и той же функции, чаще это t –t6; S-S6; D-D6;
Скачки прим и квинт.При соединении трезвучия и секстаккорда разных ступеней могут возникать скачки прим или квинт. Скачок примы, это когда прима одного аккорда идет скачком в приму другого аккорда. Скачок квинт это когда квинта одного аккорда идет в квинту другого аккорда скачком.
Такие скачки возможны при соединении трезвучий и секстаккордов кварто-квинтового соотношения. Соединение при этом желательно гармоническое. Чаще первый аккорд берется в виде трезвучия, а второй в виде секстаккорда:T-S6; S-T6; D-T6; D6-T; и наоборот.
Возможен двойной скачок примы в приму, квинты в квинту, но при этом примы лежат выше квинт, и скачок осуществляется параллельными или противоположными квартами