Искусство России периода барокко

Баро́кко (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Черты барокко.

Особенности архитектурного стиля барокко первой трети XVIII в. можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений петровского времени, таких, как «Монплезир» и «Эрмитаж» в Петергофе (Петродворце), дворец в Стрельне, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Ленинграде, Петровские ворота и собор Петропавловской крепости и др. Первым иностранным архитектором и инженером, прибывшим на берега Невы одновременно с русскими войсками, был итальянец Доменико Трезини. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. Трезини, являются Петропавловский собор в одноименной крепости и здание Двенадцати коллегий.

Крупнейшим архитектором середины XVIII в. являлся Ф.Б. Растрелли. В середине XVIII в. стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные национальные особенности благодаря преемственности композиционных декоративных приемов русского зодчества XVII— начала XVIII в. Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственные лучшим произведениям московского барокко XVII в., нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII в.

Архитектурно-строительный опыт Ф.Б. Растрелли приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740— 1750-х годах.

К основным произведениям архитектора Ф.Б. Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе (Петро-дворце); Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. в России и эволюцию творчества замечательного зодчего.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления — зодчего Ф. Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Ринальди Антонио (около 1710-1794 гг.). Наиболее зримо декоративные черты ушедшего стиля барокко еще прослеживаются в произведениях этого выдающегося архитектора. А. Ринальди приехал в Россию в 1752 г. Произведения А. Ринальди в пригороде Петербурга — Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов): Китайский дворец, дворец Петра III и павильон Катальной горки характеризуются еще особенностями, присущими стилю барокко. Это проявляется и в усложненной конфигурации их планов, и в изысканной прорисовке декоративных деталей, и в искусном использовании скульптуры с целью придания архитектурным произведениям подчеркнутой живописности.

Изобразительное искусство России
В русской живописи Петровской эпохи И. Н. Никитин (Портрет Петра Первого,портрет барона Строганова), А. М. Матвеев(автопортрет с женой), влияние барокко ощущается в особой приподнятости, повышенной внутренней энергии портретных образов.

16 билет. Основные тенденции современного искусства.

Модернизм- термин обозначающий множество не похожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве.

Романтизм:

Середина 19ого- начало 20ого века .

Прерафаэлизм. Нац. Романтизм. Импрессионизм. Экспрессионизм. Футуризм. Дадаизм. Сюрреализм. Абстракционизм. Перформанс. Инсталляция.

Рационализм:

Середина 19ого- начало 20ого века.

Живописный реализм. Конструктивизм. Кубизм. Функционализм. Минимализм. Поп-арт. Кинетич. Искусство. Беспредметное искусство- художественно-философское направление начала 20ого века в изобразительном искусстве, литературе, отрицающее беспредметность.

Конструктивизм- направление в советском искусстве 1920х гг (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационных искусствах, в плакате и искусстве книги)

Первая организация конструктивистов ( А.М. Ган, А.М. Родченко, братья Стенберги, Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921г. Государственный институт худ.культуры (1923-1926гг.) В разное время в нем работали Малевич, Матюшин, Татлин.

Сторонники К. выдвинув задачу “конструирования” окружающей среды , активно направляли жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных , целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло.

В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях Веснина и Гинзбурга и впервые четко проявились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда дл Москвы (1923 новый внешний облик в котором выявлена конструктивная основа здания- железобетонный каркас, четкий и рациональный план)

На основе разработок конструктивизма (Родченко, Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (Степанова, Татлин), создавали оформление выставок (Лисицкий). К. сыграл заметную роль в развитии графики- плаката( фотомонтажи братьев Стенбергов, Родченко), конструирования книги (новые приемы использования выразительных возможностей шрифта и наборных материалов в работах Гана, Лисицкого. В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчиненные задачам сценические действия “станки” для работы актеров, одетых в прозодежду ( раб. Половой, Веснина и др. над постановками Мейерхольда, Таирова)

Применительно к зарубежным пластическим искусствам термин К. в значительной мере условен : в архитектуре он обозначает течение внутри Функционализма

Искусство России периода барокко - student2.ru

Искусство России периода барокко - student2.ru

Искусство России периода барокко - student2.ru

Искусство России периода барокко - student2.ru

Искусство России периода барокко - student2.ru

Искусство России периода барокко - student2.ru Искусство России периода барокко - student2.ru

Супрематизм-направление авангардного искусства первой трети 20ого века, создателем, главным теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизма. Фактически, в понимании Малевича, эта оценочная характеристика, супрематизм- высшая ступень развития выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич в первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим или супремовитным. Впервые, он применил этот термин к большой группе своих картин( 39 или больше), включая знаменитый “Черный квадрат” на белом фоне и ”Черный крест” и др., выставленных на Петроградской выставке “июль-десять” в 1915г. Именно за этими или подобными им геометрическими абстракциями закрепилось название Супрематизм , хотя сам Малевич относил к нему многие свои работы 20х гг. внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно фигуры людей, но сохранившие супрематический дух.

Кубизм- авангардистское течение в искусстве первого десятилетия 20ого века.

Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости, сложных форм на простые, пластическом сдвиге формы.

Художники: Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альберт Глез, Жан Метценже.

Теоретики кубизма Глез, Метценже писали (1912г) в манифесте “О кубизме”, что достоинство картины в ней самой. Она выражает определенную концепцию мира, переданную художником посредством изобразительных знаков, больше ничего. Картина- что-то вроде философского сичинения, изложенного на полотне посредством красок и линий.

Переворот 1907-1912 гг произведенный в живописи Пикассо и Браком равняется для него началом новой эры и нового миросозерцания.

Многие русские художники прошли через увлечение кубизмом, часто соединяя его принципы с приемами других современных художественных направлений футуризма и примитивизма.

Искусство России периода барокко - student2.ru

Минимализм.

Искусство минимал-арта обычно включает в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности. Повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы .

К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джатт, Роберт Моррис, а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла.

Наши рекомендации