История декоративно-прикладного искусства

1. Фаянс завода С.Я Поскочина первой половины XIX века: стилистические и технологические особенности.

2. Наследие французских мебельщиков семьи Мижон (первая треть XVII - последняя треть XVIII вв.): мастера, изделия, стили.

3. Гравюры и акварели Марии Сибиллы Мекриан в России: собирательская деятельность Петра I.

4. Традиции русского бронзового литья (1920-1930 -е годы).

5. Драгунские шашки русской армии второй половины XIX века как феномен в истории русского холодного оружия.

6. Техника «маркетри» в мебели мастеров семьи Ван Ризен Бург в контексте стиля Людовика XV.

7. Гравюры К-.Г- Х Гайслера и их значение для жанра «Русские типы» в фарфоре первой половины XIX века.

8. Фарфор «какиэмон-дэ» в Западной Европе: конец XVII- XVIII вв.

9. Иудаика: ритуакльные предметы еврейского церемониала как объект коллекционирования.

10. Аугсбургское серебро конца XVI- XVII вв.: типы изделий, эволюция стилей, мастера.

11. Китайское стекло конца XVII - XIX вв. в частных коллекциях России (на примере коллекции московских собирателей Аваловых).

12. Дальневосточные влияния в изделиях Императорского фарфорового завода 1880 - 1910-хх гг.

13. История часового производства России XIX века на материалах Всероссийских художественно-промышленных выставок.

14. Сервизы Императорского стекольного завода в контексте русской культуры XIX века.

15. Мебель Чарльза Ренни Макинтоша и наследие Школы Глазго конца XIX - начала XX вв.

16. Русские художественные лаки: история центров, эволюция технологии и стилей, мастера.

17. Влияние П.П.Рубенса на искусство резьбы из слоновой кости XVII-XVIII вв.

18. Декоративная бронза Пьера-Филиппа Томира и русско-французские связи конца XVIII-начала XIX вв.

19. Западноевропейские плакетки XV-XVII веков (Италия, Германия, Нидерланды, Франция).

20. Символика образа единорога в западноевропейском прикладном искусстве Средних веков и эпохи Возрождения

21. Художественная бронза итальянского Возрождения на примере мелкой пластики: школы и мастера.

22. Мебель Баухауза в контексте формирования индустриального дизайна первой трети XX века.

23. Традиции стаффордширской керамики в творчестве Джозайи Веджвуда.

24. Керамика Изника второй половины XVI – начала XVII века: технологическая и стилистическая эволюция.

25. Творчество Филиппа де Лассаля в контексте русско-французской торговли второй половины XVIII века.

26. Петербургский гобелен второй половины XX века: поиски стиля и мастера.

27. Региональные школы художественной эмали в России в конце XX-начале XXI века: взаимовлияния и специфика.

28. Творчество Карло Бугатти в контексте стилей Ар Нуво и Ар Деко (продукция, дизайн, реклама).

29. Кулинарное искусство и традиции застолья в искусстве на примере художественного металла и керамики.

30. Комоды Гийома Беннемана и стиль Людовика XVI в художественной мебели.

31. Особенности клеймения серебра на фирмах Ханау (земля Гессен) конца XIX – начала XX века.

32. Аспекты атрибуции художественного стекла XVI – XVIII веков.

33. Специфика атрибуции китайских расписных эмалей XVII – начала XX века.

34. Рейтинг фарфора завода братьев Корниловых на антикварном рынке конца XX – начала XXI века и деятельность Фонда «Возрождение корниловского фарфора».

35. Методы экспертизы каминных часов бронзовщика Самуила Веля: проблемы каталогизации.

36. История фальсификаций художественного стекла, фаянса и предметов мебели Эмиля Галле: методика экспертизы.

37. Методология экспертизы произведений декоративно-прикладного искусства (металл, фарфор, стекло).

38. Экспертиза произведений декоративно-прикладного искусства как аспект антикварного рынка.

39. Специфика атрибуции русской наборной мебели последней четверти XVIII века.

40. Советская фалеристика на антикварном рынке России конца XX – начала XXI века.

41. Структура антикварного рынка в России и формирование спроса на произведения декоративно-прикладного искусства.

42. Методы экспертизы изделий из фаянса и опака завода Гарднера второй трети XIX – начала XX века в контексте индустриализации в России.

43. Специфика дешифровки клейм на изделиях из драгоценных металлов: методы экспертизы.

44. Советская анималистическая пластика первой трети XX века как объект антикварного рынка.

45. История и мотивации коллекционирования русской фарфоровой пластики середины XVIII – конца XIX вв. (на примере коллекции А.В. Морозова).

46. «Агитационный стиль» в советском декоративно-прикладном и промышленном искусстве 1920-1930- годов: методика атрибуции.

47. Стиль Модерн в западноевропейском олове: производители, модельеры, типология.

48. Марки и знаки как один из элементов экспертизы произведений из стекла и фарфора: специфика дешифровки.

49. Товарные знаки и клейма стекольных заводов РСФСР 1960-1993 годов в контексте экспертизы.

50. Образцовое и жалованное златоустовское оружие XIX века как предмет коллекционирования (к вопросам экспертизы).

51. Методы атрибуции мебели Франсуа Линке: частные и музейные коллекции.

52. Керамика Баухауза 1920-1925 годов: программная и стилевая эволюция (по материалам европейских аукционов).

53. «Венская бронза» XIX – первой половины XX века : специфика атрибуции.

54. Аспекты коллекционирования художественного серебра XX века: стилистическая эволюция и авторский дизайн.

55. Античные мотивы в художественном фарфоре русского классицизма и копии ОАО «Императорский фарфоровый завод» конца XX – начала XXI века.

56. Кусинское художественное литье конца XIX – XX века: история, мастера, модели.

57. Уникальное и серийное художественное стекло Рене Лалика в контексте стиля Ар Нуво (к проблеме подделок и репликатов).

58. Интерьерная скульптура стиля Ар Деко в жанре «Танец» на российском антикварном рынке конца XX – начала XXI века.

59. Отражение религиозно-философских воззрений в светских и церковных тканях Византии.

60. Эволюция орнаментальных мотивов в художественных тканях Персии и Турции.

61. Текстиль Средней Азии в контексте истории и культуры.

62. Художественные особенности орнаментальных тканей Индии. Традиции и современность.

63. Влияние традиционной японской культуры на художественный текстиль.

64. Влияние религиозных воззрений на декор и цветовую символику китайских тканей.

65. Японские художественные ткани в костюме театра Ноо и Кабуки.

66. Художественные ткани Итальянского Возрождения. Семантика, орнаментика, технологии.

67. Французская вышивка эпохи барокко и рококо. Эволюция стиля.

68. Отражение идей историзма в европейском художественном текстиле.

69. Семантическое значение цвета в тканях Востока.

70. Эволюция стиля в тканях и костюме эпохи Модерн.

71. Художественно-стилистические особенности текстиля эпохи Ар-Деко.

72. Место и роль русской набойки в традиционном крестьянском костюме.

73. Традиции и новаторство в оформлении современных декоративных тканей.

74. Натурные мотивы как источник дизайна в художественных тканях.

75. Формирование модных тенденций в современном текстиле.

76. Развитие новейших технологий в современном художественном текстиле.

77. История и эволюция техники и художественного орнаментирования войлока.

78. Цвет и орнамент в русских традиционных тканях.

79. Влиянии архитектуры и изобразительного искусства на ювелирные украшения Древней Греции.

80. «Звериный стиль» в ювелирном искусстве варваров. Эволюция форм и образов.

81. Светское и духовное в ювелирном искусстве Византии.

82. Символика форм и материалов в ювелирных украшениях раннего и позднего Средневековья.

83. К вопросу о влиянии архитектуры и изобразительного искусства на ювелирные украшения Средневековья.

84. Отражение эстетических воззрений Ренессанса в ювелирном искусстве XV-XVI вв.

85. Ювелирные украшения в европейском костюме эпохи барокко и рококо.

86. Эволюция стиля в украшениях эпохи неоклассицизма и ампира.

87. Отражение идей эпохи историзма в европейских ювелирных украшениях.

88. Влияние стиля Ар-Деко на ювелирные украшения 1920-1930-х годов.

89. Сюрреализм и ювелирное искусство в ХХ веке. К вопросу о взаимовлиянии.

90. Современный костюм и ювелирные украшения. Анализ основных тенденций.

91. Высокая мода и ее влияние на ювелирное искусство XX века.

92. История и основные тенденции развития искусства бижутерии.

93. Традиции и новаторство в творчестве ведущих европейских ювелирных фирм ХХ в. (На примере по выбору студента - взять 2-3 наиболее значимые фирмы или бренда).

94. Эволюция авангардных идей в ювелирном искусстве XX - XXI вв.

95. Анималистические мотивы в русском ювелирном искусстве. Эволюция образов.

96. Художественно-стилистические особенности русской эмали XII-XVII веков.

97. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве. Традиции и новаторство.

98. Основные тенденции в развитии современного отечественного ювелирного искусства.

99. Растительные мотивы как источник дизайна ювелирных украшений. История и современность.

100. Мастера изобразительного искусства в ювелирном искусстве ХХ в.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

1. Символика власти в костюме Древнего Египта.

2. Египетские мотивы в интерьере и костюме XIX века.

3. Воплощение античных идеалов в костюме древней Греции.

4. Философские предпосылки как основной аспект изменения костюма XV-XVI вв.

5. Влияние античных идеалов на европейский костюм (Возрождение, классицизм, ампир).

6. Костюм эпохи абсолютизма в рамках «театральности» культуры.

7. Галантный век: мораль и нравы в костюме.

8. Взаимоотношение литературы и костюма в XIX веке.

9. Образ женственности в костюме Модерна

10. Репрезентация телесности посредством костюма в контексте христианской традиции Средневековья.

11. Куртуазная культура и придворный костюм Позднего Средневековья в книжной миниатюре XIV – XV вв.

12. Образ Прекрасной Дамы в средневековой культуре XIII – XV вв.: литературный и художественный аспект.

13. Проблема исторической реконструкции средневекового костюма и средневековые мотивы в работах современных дизайнеров.

14. Взаимодействие христианских идеалов и восточных традиций в костюме Византии.

15. Роль рыцарской культуры в формировании стилистики костюма средневековой Европы.

16. Образы мужественности в костюме второй половины XIX века.

17. Проблема заимствования в русском светском костюме XIV-XVI вв.

18. Костюм как средство социальной стратификации: на примере второй половины XIX века.

19. Французский костюм второй половины XIX века в контексте развития модных домов.

20. Женские образы в итальянском портрете XV – XVI вв. в контексте эстетических исканий эпохи Ренессанса.

21. Европейский костюм эпохи маньеризма в итальянской живописи XVI века.

22. Испанский придворный костюм XVII века на парадных портретах мастеров Золотого века.

23. Причёска и аксессуары как приём атрибуции произведений изобразительного искусства: проблема методологии. (На конкретных примерах по выбору студента).

24. Польский национальный костюм на сарматских портретах конца XVI - XVIII в.

25. Европейский костюм XVII века в графическом наследии Жака Калло.

26. Мода времен Людовика XIV во французском искусстве XVII века.

27. Национальный и европейский костюм в испанском портрете XVIII – XIX вв.

28. Костюм эпохи рококо во французской живописи XVIII в.

29. Влияние английской моды на костюм XVII века.

30. Костюм как отражение идей государственности, на примере Испании XVI века.

31. Светский русский костюм в литературе первой половины XIX века.

32. Динамика развития модных журналов. XVIII- XIX веков.

33. Влияние реформации на развитие светского европейского костюма XVI века.

34. Динамика европейской моды XVII века в произведениях искусства: семиотический подход.

35. Индийский костюм в контексте развития индуизма.

36. Отражение образа женственности мусульманской культуры в костюме.

37. Художественно-стилистические особенности развития русского светского костюма в XVIII веке.

38. Семиотические основы в развитии русского (или западноевропейского) военного костюма: исторический аспект.

39. Особенности развития (мужского или женского) костюма в контексте культуры Ренессанса.

40. Особенности развития (мужского или женского) костюма в контексте культуры эпохи абсолютизма.

41. Особенности развития моды в периоды экономических и политических кризисов: на историческом примере.

42. Направления репрезентации телесности посредством костюма.

43. Семантика цвета в европейской моде: историко-теоретический аспект

44. Воплощение идеалов Великой Французской Революции в костюме.

45. Идеалы и ценности буржуазии в формировании костюма XIX века.

46. Художественно-стилистические особенности светского костюма Московской Руси.

47. Воплощение эстетики рококо в женском костюме XVIII – XIX веков: сравнительный анализ.

48. Исторические реминисценции в женском костюме XIX века.

49. Взаимодействие русской культуры и европейской моды на рубеже XIX - XX веков.

50. Взаимовлияние театрального костюма и моды: исторический аспект. (на конкретном историческом примере или сравнительный анализ)

51. Отражение динамики моды XX века в образах топ-моделей.

52. Динамика образа топ моделей как отражение развития моды.

53. Феномен «иконы моды» в современной культуре.

54. Феномен «иконы стиля» в современной моде.

55. Реформирование и развитие женского белья в XX веке.

56. Бельевая мода и бельевой стиль в костюме ХХ века.

57. Художественно-стилистические особенности развития мужского костюма в начале ХХI века.

58. Особенности развития эстетической косметологии в контексте современной моды.

59. Феномен «антигламура» в современной моде.

60. Понятие «дресс-кода» в современной моде.

61. Особенности развития моды в условиях современной культуры потребления.

62. Отражение современных тенденций моды в творчестве модельеров (на примере нескольких дизайнеров).

63. Костюм в пространстве коммуникативного процесса.

64. Феномен образа метросексуала в моде начала XXI века.

65. Ретроспективность как принцип развития тенденций современной моды.

66. Влияние современных молодежных субкультур на развитие моды начала XXI века (на примере «готов», «ЭМО», «киберпанков», «r`n`b» и др.).

67. Современная молодежная мода: от гламура до эмо.

68. Взаимодействие музыкальных направлений и моды второй половины ХХ века

69. Феномен уличной моды в костюме второй половины ХХ века.

70. Трансляторы модных тенденций в моде второй половины ХХ века: от фриков до икон гламура.

71. Феномен клубного стиля в моде ХХ – XXI веков.

72. Феномен «глянца» в современной моде.

73. Особенности развития детской моды в конце ХХ – начале ХХI века

74. Динамика образа ребенка и его воплощение в костюме ХХ века.

75. Влияние причесок древнего мира на развитие парикмахерского искусства в современной моде

76. Воплощение эстетики минимализма в творчестве модельеров конца ХХ века.

77. Воплощение образа «мачо» в костюме конца ХХ века.

78. Феномен «подиумной моды» в современной культуре.

79. Взаимодействие «массового» и «элитарного» в моде второй половины ХХ века.

80. Феномен «дендизма» в современной моде.

81. Влияние традиций Востока и Азии на развитие моды в конце ХХ века.

82. Влияние моды востока на развитие европейского костюма второй половины ХХ века.

83. Интерпретация народного костюма в современной моде. (На конкретном примере).

84. Актуализация исторического наследия костюма (на примере конкретной исторической эпохи) в современной моде.

85. Актуализация фольклорных традиций в современной моде.

86. Феномен этнического стиля в современной моде

87. Влияние кинематографа развитие моды в ХХ веке. (На примере конкретной эпохи).

88. Воплощение эстетики «голливудского стиля» в моде ХХ века.

89. Взаимодействие традиций и новаций в свадебной моде.

90. Феномен спортивного стиля в современной моде.

91. Феномен стиля «унисекс» в европейском костюме второй половины ХХ века.

92. Актуализация исторического наследия костюма в современной моде. (На примере конкретной исторической эпохи)

93. Направления репрезентация телесности посредством костюма.

94. Репрезентация телесности в моде второй половины ХХ века

95. Динамика функциональных и стилистических особенностей женского костюма ХХ века.

96. Социокультурный аспект реформирования женского костюма первой половины ХХ века.

97. Традиции и современность в японской моде.

98. Влияние культуры Востока на аксессуары рубежа XIX – ХХ вв.

99. Влияние традиций востока на европейскую моду в XIX веке.

100. Mass-market и высокая мода в пространстве современной культуры.

101. Деловой стиль в костюме второй половины ХХ века.

102. Современная мода мусульманских государств.

103. Развитие высокой моды в 1990-е годы.

104. Прет-а-порте и мода второй половины ХХ века: социокультурный аспект.

105. Особенности развития эстетической косметологии в контексте современной моды.

106. Значение косметики в формировании модного образа в первой половине ХХ века.

107. Косметическая индустрия в контексте развития моды второй половины ХХ века.

108. Влияние мировых войн на моду ХХ века.

109. Историзм в костюме ХХ века.

110. Возрождение национальных традиций костюма в моде ХХ – XXI вв. (На примере одного из регионов по выбору студента).

111. Мода в зеркале современных социально-психологических и философских концепций.

112. Особенности традиционного костюма американских индейцев.

113. Роль аксессуаров в традиционном женском костюме Арабского Востока.

114. Семиотические основы развития традиционного китайского костюма.

115. Характеристика и структура традиционного женского китайского костюма.

116. Роль аксессуаров в традиционном японском костюме.

117. Художественно-стилистические особенности японского костюма.

118. Влияние эстетики театра «Но» и театра «Кабуки» на развитие японского костюма.

119. Особенности костюма самураев и их роль в традиционной культуре Японии.

120. Художественно-стилистические особенности традиционного женского костюма Индии.

121. Особенности развития традиционного корейского костюма.

122. Сравнительный анализ украшений народов Юго-Восточной Азии.

123. Художественно-стилистические особенности традиционного костюма Арабского Востока.

124. Художественно-стилистические особенности женских аксессуаров XIX века.

125. Проблема воплощения мифологической картины мира в аксессуарах Древнего Египта.

126. Аксессуары в коллекциях модных домов второй половины ХХ века.

127. Роль аксессуаров в современном женском (мужском) костюме.

128. Функциональный аспект мужских аксессуаров XX века.

129. Аксессуары как часть стратегии продвижения модного дома.

130. Национальные традиции в аксессуарах Ближнего Востока.

131. Отражение принципов социальной стратификации в европейских головных уборах XVII – XVIII веков.

132. Женские аксессуары Франции и Англии XVIII в. Сравнительный анализ.

133. Проблема влияния стиля модерн на женские аксессуары начала XX века.

134. Значение аксессуаров в костюме денди. Исторический аспект

135. Значение веера в традиционной японской и китайской культурах. Сравнительный анализ.

136. Эстетизация функциональности в истории аксессуаров на примере эволюции сумок.

137. Аксессуары и униформа. На примере российской военной формы XIX века.

138. Типология образов и символов в современных татуировках. Сравнительный анализ.

139. Динамика эволюции фурнитуры в европейском костюме XVIII – XX вв.

140. Проблема репрезентации модных тенденций в кинематографе 20-30 годов ХХ века.

141. Значение макияжа и косметики в национальном костюме Китая и Японии: сравнительный анализ.

142. Значение аксессуаров как символов власти в европейском средневековом костюме.

143. Мужские аксессуары как символы власти в западноевропейском костюме.

144. Анализ аксессуаров как метод атрибуции произведений изобразительного искусства (на примере портрета конкретной эпохи по выбору студента).

145. Роль парфюмерии в формировании модного образа.

146. Функциональные и стилистические особенности веера: историко-теоретический аспект.

147. Табакерка как модный аксессуар в истории европейского костюма.

148. Этикет использования аксессуаров в европейском костюме: исторический аспект.

149. Прически и головные уборы в костюме XVIII - XIX веков. Сравнительный анализ.

150. Значение аксессуаров в мусульманском костюме.

151. Аксессуары в мужском костюме в контексте формирования имиджа.

152. Аксессуары в контексте развития уличной моды в костюме второй половины ХХ века.

153. Значение аксессуаров в костюме галантного века.

154. Аксессуары и современная молодежная мода: от гламура до эмо.

155. Феномен пирсинга в современной моде.

156. Актуализация традиций татуировки (пирсинг, скарификация) в современной моде.

157. Взаимодействие «модного жеста» и аксессуаров в моде: история и современность

158. Косметика и макияж в модных образах второй половины ХХ века.

159. Эволюция костюма античного персонажа от Древней Греции до современности.

160. Персонажный костюм: от ритуала до режиссерского театра.

161. Игровая функция костюма.

162. Костюмы персонажей комедии дель арте и их эволюция.

163. Театральный костюм и мода во Франции XVII - XVIII вв.

164. Театральный костюм в живописи.

165. Театральный костюм рубежа XIX – XX вв. в контексте изобразительного искусства этого времени (на конкретных примерах).

166. Особенности продвижения продукта luxe на рынке моды.

167. Рекламные образы в моде XXI века.

168. Динамика представлений о роли и формах рекламы в модной индустрии.

169. Семиотика как инструмент анализа и конструирования модного бренда.

170. Модная журналистика в современном медийном пространстве.

171. Феномен «глянцевой прессы» в контексте истории постсоветской России.

172. Феномен «модной критики» в контексте развития современной журналистики.

173. Истоки русской модной журналистики: от «Библиотеки для дам» до «Vogue».

174. Модная иллюстрация как предшественница фэшн фотографии.

175. Модная фотография к контексте современной культуры.

176. Фэшн-фотография как отражение современной моды.

177. Феномен современной петербургской моды.

178. Особенности развития моды в условиях современной культуры потребления.

179. Особенности национальных школ дизайна костюма второй половинs ХХ века. (Yа конкретном примере по выбору студента – британская, итальянская, японская, русская).

180. Полистилизм как принцип развития современной моды.

[1] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 67.

[2] Там же. С. 126-127.

[3] См.: Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб. 2008. С. 171-173.

[4] Цит. по: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв.до н.э. СПб. 2000. С. 47.

Наши рекомендации