Тема: «Развитие культуры России»
Вопросы:1. Языческая культура славян и христианизация Руси;
2. Художественная культура Киевской Руси;
3. Развитие культуры в Московском государстве (XV-XVII вв.);
4. Культурное наследие времен правления династии Романовых.
1. Языческая культура славян и христианизация Руси;
В VI-IX веках идёт процесс интенсивного развития народов, населявших восточно-европейскую равнину. До второй пол. IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достичь заметных успехов в области материальной культуры. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество-это религиозная форма освоения человеком мира. В центре представлений человека о мире находилась природа. Славяне поклонялись идолам, среди которых у восточных славян главными были Перун, Велес. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, на которых молились славяне. Языческие символы проявлялись и в славянском фольклоре (образы берёзы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытёсывались изображения птиц, конских голов.
Русь, постоянно общаясь с соседями, познакомилась с культурой многих государств. Но чтобы быть принятой европейским сообществом, она должна была оформиться как отдельное государство, имеющее свою религию. И это случилось. Русь официально приняла христианство в 988 году. Выбор восточной ветви христианства – православия был определён рядом причин. Одной из которых было то, что Византийская церковь разрешала ведение службы на национальном языке, в то время как в католицизме богослужение проходило на латинском языке. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы.
2. Художественная культура Киевской Руси
В XII-XIII вв. получило своё развитие русское ремесло. Важное место занимало кузнечное дело. В до письменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.
Литература. Благодаря введению единой письменности, а также мощным связям с Византией развивалось на Руси просвещение. Князья и городское население того времени преимущественно были грамотными. При монастырях создавались школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. До нас дошло более 80 духовных и светских книг. И это только за период с XI-XII вв. Но древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Киевской Руси носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. В XI веке в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах, о коллективных игрищах, приуроченным к традиционным бытовым и земледельческим праздникам.
Архитектура. После принятия христианства в городах начинается каменное строительство. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии (крестово-купольный стиль). Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба-«куполом», а всё центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенностью зодчества Киевской Руси служил поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так появляется многокупольность, что не характерно было для Византийской архитектуры.
Живопись. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом в храме были иконы. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции. Самой почитаемой на Руси иконой была «Владимирская Богоматерь» (изображение Богоматери с младенцем на руках).
В XII веке достигло высокого развития церковно-певческое искусство.
В XIII- XIV вв. крупнейшим центром древнерусской культуры стал Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. Искусство колокольного звона в Новгороде было доведено до степени высокого и тонкого мастерства (перезвон). Но церковь была самостоятельной в Новгороде. Верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. Но в 1478 году Новгородская республика пала под натиском Москвы , и можно сказать, что начался новый (Московский) этап развития русского искусства.
3. Развитие культуры в Московском государстве (XV-XVII вв.)
В XIV-XV вв. складывается централизованное государство со столицей в Москве. Иван IV (Грозный) не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть была санкционирована церковью. С начала XV века на первый план выдвигается летописания, которая стала своеобразной исторической энциклопедией. Большим событием в культуре XVI века было появление русского книгопечатания (1564 г.) В XV веке при помощи итальянских архитекторов были сооружены новые кирпичные стены и башни Кремля, а также завершается создание ансамбля Московского кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Проявлением новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов, в которых не было внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте.
Особое развитие получает живопись: Феофана Грека, Андрея Рублёва. Они вместе расписывали иконостас Благовещенского собора в Москве. Знаменитая «Троица» Андрея Рублёва пропитана философской глубиной, внутренним достоинством и силой, гармоничным, мягким сочетанием чистых, неярких красок. Создаётся впечатление цельности и законченности его образов. Начало XVII века ознаменовалось закатом династии Рюриковичей и приходом к власти новой династии Романовых.
4. Культурное наследие времен правления династии Романовых.
С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Россия нуждалась в реформировании. К реформам в духовной сфере приступил патриарх Никон. Целью реформ было введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах зачастую богослужение велось по-разному, присутствовали даже черты языческих культов. Как результат реформ - произошёл раскол. Но уровень грамотности в XVII веке значительно вырос., благодаря открытию государственных и частных школ, где изучали иностранные языки и другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Под влиянием Запада возникает первый придворный театр и ставятся театральные постановки. Развивается интенсивно живопись: от полуиконных изображений до реалистических.
Возводятся терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий – богатое декоративное убранство. Культовая архитектура перестала соблюдать каноны, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре появляются постройки нового Европейского стиля «барокко». На русской почве появляется так называемое «нарышкинское барокко», для которого характерно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек.
С XVIII века начинается новый подъём культуры. В 1755 году по инициативе и участии Ломоносова и графа Шувалова был открыт Московский университет. Наиболее решительный поворот в сторону европейзации русской культуры произошёл в период правления Екатерины II. Её царствование положило начало эпохе просвещённого абсолютизма, которая условно продлилась до 1815 года. Большое внимание в этот период уделялось гуманитарному образованию.
Особенно ярко проявила себя архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать восхищение силой разума. В области градостроительства характерна геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для этого приглашались иностранные архитекторы. Русской архитектуре становятся известны такие имена: Баженов, Старов, Казаков, Растрелли. Значительный подъём переживает портретная живопись. В творчестве Антропова, Аргунова отчетливо видно внимание к человеческой личности, проявляют себя реалистические черты. В 1757 году открывается Академия художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII века появилась целая плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра принадлежит серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, исполненных Д.Левицким. Он внёс качественные изменения в создание парадных портретов. Боровиковский в своих портретах с помощью приёмов сентиментализма обратился к духовному миру человека. Впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян (Венецианов). Во второй половине XVIII века наблюдается взлёт в развитии скульптуры. Прекрасные образцы скульптуры оставили Фальконе, Козловский, Мартос. XVIII век – век развития литературы. Появляются первые национальные трагедии и комедии авторов Сумарокова и Фонвизина., поэтические произведения Державина, сентиментальные повести Карамзина и Радищева. В 1750 году был организован первый национальный театр Волковым в Ярославле. С середины XVIII века популярной становится опера. Были написаны национальные оперы Фоминым, Бортнянским. XVIII век стал веком рождения романса.
XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Особенности её становления связаны с патриотическим подъёмом , вызванным победой в войне 1812 года, а так же хоть и формальной, но всё же отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили духовный облик населения, его быт, повлияли на рост культурных потребностей. В этом веке открываются новые университеты: в Томске, Харькове, Казани, Одессе. Развивается книгоиздательское, журнальное и газетное дело. Вершиной развития русской литературы начала XIX века является творчество А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова. Вообще для XIX века характерна быстрая смена стилей: сентиментализм, романтизм, реализм. Русская музыка переживала взлёт в своём развитии. Появляется целая плеяда талантливых музыкантов: Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глинка. Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня. Ведущим драматическим театром в XIX веке был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся МХАТ, во главе которого стали Станиславский и Немирович-Данченко. На сцене МХАТа играли такие великие актёры: Щепкин, Ермолова, Шаляпин, Комиссаржевская, Книппер-Чехова и др. XIX век был богат и выдающимися открытиями: таблица Менделеева, исследования русских математиков – Чебышева, Ляпунова, Ковалевской; географические открытия – Лазарева и Беллинсгаузена (открыли Антарктиду). В начале XIX века стремительно развивается архитектура. Русские зодчие, используя принципы орденной архитектуры, создают выдающиеся произведения, среди которых Казанский собор (архитектор Воронихин), ансамбль Биржи, Адмиралтейство (Захаров) и др. В XIX веке плодотворно развивалась живопись. Начало века: портретисты работают в стиле романтизма (Кипренский, Тропинин). С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на искании социальной справедливости. Началась деятельность «передвижников». Картины Перова, Кромского, Верещагина пропитаны глубокой народностью. В последнее десятилетие XIX века появились художники, которые выступали против «односторонности» передвижников (это Серов, Грабарь и др.). Увлекаясь красотой красок и линий, заботясь об индивидуальности, они положили начало новому художественному направлению «русский импрессионизм». Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей имела деятельность меценатов: Морозова, Рябушинского, Мамонтова, Третьякова.
Величайшим явлением общественной жизни на рубеже XIX-XX веков является кинематограф. Конец XIX нач. XX века – это время исторических потрясений. И они не могли пройти мимо человека творческого. В культуре наметился решающий поворот, своего рода «русский ренессанс», который вошёл в историю понятием «серебряный век».
Лекция 11