Мальчик хочет быть похожим на отца

К 3 годам мальчик яснее осознает свою принадлежность к мужскому полу,

поэтому он испытывает особое восхищение своим отцом и другими мужчинами и

мальчиками. Он внимательно наблюдает за ними и изо всех сил стремится во

всем походить на них в поведении, интересах и внешности. В играх он

представляет себя шофером, летчиком, машинистом, милиционером, пожарником,

превращает свой трехколесный велосипед в машину, строит дома и мосты и т.п.

Он воспринимает отношение отца к другим мужчинам и женщинам. Он готовится

выполнять моральные, социальные и профессиональные обязанности мужчины в

обществе. Большую роль в этом отношении играет его любовь и уважение к отцу

и другим мужчинам.

Девочка хочет походить на свою мать.

В этом возрасте девочка понимает, что ей предназначено быть женщиной,

поэтому ей интересно попробовать свои силы в женских обязанностях и

стремится походить на мать и других женщин. Она уделяет больше внимания

домашним делам и уходу за маленькими детьми, если этим занимается ее мать,

или куклами. Разговаривая с ними, она употребляет те же выражения и

интонации, что и ее мать в разговоре с детьми. Она воспринимает отношение

матери к мужчинам и мальчикам.

Романтическое обожание.

До 3 лет любовь мальчика к своей матери определялась его зависимостью

от нее. Но теперь его любовь к матери настойчиво приобретает романтический

характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний

ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей

матери, когда вырастет большой. Он не очень хорошо представляет себе, из

чего складывается брак, но он абсолютно уверен, что его мать самая красивая

и главная женщина на свете. Маленькая девочка испытывает такую же любовь к

своему отцу.

Эти сильные романтические привязанности помогают духовному развитию

детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу,

которое впоследствии приведет к счастливому браку. Но есть и другая сторона

медали, создающая некоторую напряженность у большинства детей этого возраста

и сильную напряженность у некоторых детей. Когда ребенок любит, он,

естественно, стремится безраздельно владеть предметом своей любви и не может

не чувствовать ревности к другому мужчине, которого любит его мать. Но,

осознавая свою любовь к матери и желание ни с кем не делить ее любовь, он

одновременно понимает, что она уже принадлежит его отцу. В глубине души это

его раздражает, несмотря на всю его преданность отцу. Временами он втайне

желает, чтобы его отец куда-нибудь пропал, но потом чувствует себя глубоко

виноватым за такие предательские мысли. Рассуждая по-детски, он воображает,

что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к

нему. Он пытается выкинуть такие мысли из головы (ведь его отец все-таки

намного сильнее и больше, чем он), но эти мысли снова приходят к нему во

сне. Вероятно, главной причиной страшных снов, которые часто мучают

мальчиков в этом возрасте, является смешанное чувство любви, ревности и

страха по отношению к отцу.

Аналогично развивающаяся нормально маленькая девочка испытывает

собственнические чувства по отношению к отцу. Иногда ей хочется, чтобы с

матерью (которую она любит) что-нибудь случилось, чтобы отец принадлежал

только ей. Она может даже сказать матери: "Ты можешь уехать надолго. Я сумею

позаботиться о папе". Но она также воображает, что мать ревнует отца к ней,

и это ее пугает.

Кроме этих страхов, детей мучает вопрос, почему мальчики и мужчины

отличаются от девочек и женщин (см. раздел 495)

Думается, что все дети проходят через такую стадию, и это не должно

беспокоить родителей. Если же ребенок чересчур антагонистичен по отношению к

родителю своего пола или слишком боится его, разумно обратиться к детскому

психиатру.

Эти чувства проходят.

Возможно, они предназначены природой для подготовки детских чувств к

будущей роли мужа и отца, или жены и матери. Но природа не имела в виду

придать этому чувству такую законченность и силу, чтобы оно продлилось на

всю жизнь и даже на все детские годы. К 5-6 годам ребенок понимает всю

тщетность подобных желаний и сосредотачивает свои интересы на другом:

детский сад, школа, друзья, окружающие люди. Сильное чувство, пережитое

ребенком, сослужило ему полезную службу (так же как ползание подготовило его

к ходьбе) и иссякло, будучи лишь этапом его развития.

Иногда отец, догадывающийся о неосознанных страхах и раздражениях сына,

старается быть с ним мягче и ласковее или делает вид, что совсем не любит

свою жену. Этим отец не поможет ребенку, а принесет только вред. Убедившись,

что отец боится быть настоящим мужчиной, твердым отцом и любящим мужем,

ребенок почувствовал бы, что мать слишком принадлежит ему, и это

по-настоящему испугало бы его и заставило бы чувствовать себя виноватым.

Кроме того, мужественность отца - образец, который вдохновляет сына быть

смелым и мужественным.

Аналогично и мать, несмотря на то, что она знает о ревнивых чувствах

дочери, окажет ей большую помощь, оставаясь уверенной в себе женой и

матерью, не позволяющей командовать собой, проявляющей твердость, если надо,

и не боящейся показать свою любовь и преданность мужу.

Жизнь мальчика значительно усложняется, если мать относится к нему с

большей любовью, чем к своему мужу, или чем к нему относится отец. В

результате ребенок отдалится от отца и начнет бояться его. Аналогично отец,

который позволяет дочери вить из него веревки или всегда отменяет

распоряжения и наказания своей жены, или ведет себя так, как будто общество

дочери приятнее ему, чем общество жены, приносит вред не только жене, но и

дочери. Это мешает дочери иметь хорошие отношения с матерью, которые помогут

ей стать счастливой женщиной.

Между прочим, отцы часто бывают более снисходительны к дочерям, а

матери - к сыновьям, и наоборот. Это совершенно нормально, меньше

соперничества, чем между представителями одного пола.

Родителям не следует принимать все сказанное слишком буквально. В

здоровой семье существует равновесие во взаимоотношениях родителей и детей,

которое направляет их в этой стадии развития без каких-либо явных усилий с

их стороны. Я поднял этот вопрос для тех семей, в которых взаимоотношения их

членов вышли из привычного русла: например, родителям не удается наладить

дисциплину или мальчик застенчив со всеми лицами мужского пола, или девочка

ведет себя вызывающе по отношению к матери.

Наши рекомендации