Общие правила для пения и речи
1. Когда настанет момент вдыхания, надо впускать воздух через нос (хотя бы и с открытым ртом), причем все тело, от первых ребер до низа живота, одновременно расширяется и все легкие наполняются воздухом. В последний момент поднимутся немного и плечи, но это произойдет лишь вследствие расширения грудной клетки, но отнюдь не искусственно.
2. Надо немного задержать дыхание.
3. Не выдыхать раньше звука.
4. Во время звука выдыхать самым медленным образом.
5. Держать грудную клетку в спокойном расширенном состоянии, тогда как самый низ живота втягивается, но это должно быть непроизвольно, плавно, а не судорожно.
6. Внешние мускулы шеи, затылка, мускулы рта и языка должны быть не напряжены.
Метод дыхания во время речи тот же, что при пении. Разница состоит в том, что во время речи нет надобности вдыхать так много, как при пении.
Деятельность легких и мускулов при речи
Мы знаем, что при вдыхании диафрагма напряжена и сжата, а при выдыхании напряжение ослабляется, и она расширяется и поднимается в полость грудной клетки.
При пении и речи это расширение должно происходить возможно медленней, т.к. от медленного поднятия диафрагмы происходит и медленное сжатие легких, что дает возможность медленного выдыхания.
Рассмотрим теперь деятельность легких и мускулов во время речи:
1. Т.к. обыкновенная речь не требует такой постоянной силы, как пение, то нет и надобности держать всю грудную клетку и особенно ее верхнюю часть в растянутом положении. Нужно лишь стараться, чтобы не стягивалась нижняя часть грудной клетки (в области диафрагмы). Этого можно достичь при помощи упражнения 13-го.
2. Т.к. фразировка в речи совершенно иная, чем при пении, то и работа некоторых мускулов, а также легких будет иной. Во время пения надо стараться, чтобы выдыхание, по возможности, шло непрерывно до самого конца его, во время же речи необходимо часто обрывать выдыхание, при этом надо остерегаться, чтобы стягивание низа живота также останавливалось, чтобы нижняя часть грудной клетки оставалась в покое, тогда как верхняя часть ее постепенно должна опускаться.
3. Более быстрое, чем при пении, следование согласных требует также более усиленной работы мускулов, как в области диафрагмы, так и во всей грудной клетке. Так при восклицаниях можно отчетливо чувствовать толчки в грудной клетке и стягивание низа живота. Эти толчки при различных звуках ощущаются в различных частях грудной клетки: то в области диафрагмы, то выше - спереди, то в спине. Работоспособность мускулов развивается при помощи упражнения 14-го.
Общие правила речи
1. Надо вдохнуть, как при пении.
2. Немного задержать дыхание.
3. Стремиться сохранить нижнюю часть грудной клетки до конца выдыхания в полном покое. При оживленной выразительной речи это покойное состояние должно прерываться толчками.
4. Стараться не слишком долго говорить одним дыханием, т.к. от этого сильно втягивается грудь в живот, что вредно отзывается как на легких, так и на органах пищеварения. А, главное, тогда не получается свободного покойного вдыхания и придется с силой втягивать воздух.
5. Стараться не слишком сильно напрягать горло (что создает специфический горловой голос), а распределить работу между легкими, диафрагмой и голосовыми связками.
6. Стараться иметь правильную артикуляцию, т.к. при неправильной артикуляции происходит и неправильная работа соответствующих мускулов.
7. Мускулы затылка, шеи и глотки должны оставаться не напряженными.
8. В животе не должно быть толчков и сжатия.
Общие советы.
Кофлер говорит: “Искусство пения и речи тесно связаны друг с другом и нельзя культивировать голоса, не культивируя речи, и наоборот, нельзя заниматься искусством речи, не развивая голоса. Поэтому учителя, адвокаты, пасторы, священники, артисты и все те, чья профессия зависит от здоровья их голоса, должны петь. Певцы же не должны пренебрегать упражнениями для развития мускулов, т.к. от эластичности мускулатуры зависит не только их здоровье, но и красота их голоса”.
В этой книге нет ни одного лишнего упражнения. все они одинаково важны и нужны для полного гармонического развития.
Особенно упражнения вдыхания, которые нужно всем проделывать ежедневно для того, чтобы приобрести здоровье и выносливость.
Метод дыхания во время речи остается тот же, что и при пении. Говорящий должен дышать при объединенной работе всего дыхательного аппарата и приучать себя немного задерживать воздух после каждого вдыхания. Так же, как при пении, должен он владеть быстрым и бесшумным вдыханием. Разница состоит лишь в том, что во время речи нет надобности вдыхать так много, как при пении.
Дыхание языком
(упражнение 1)
Держат рот широко открытым и кладут язык на нижнюю губу, также ждут импульса. Вдыхая через нос, втягивают язык, как можно дальше внутрь, остаются так 3-4 секунды и, выдыхая (носом или ртом) вытягивают язык как можно дальше вперед (но язык должен оставаться широким). Сначала делают это упражнение медленно, потом все быстрее и быстрее, раз 15 подряд. Закрывают рот и делают упражнение 2-ое.
(упражнение 2)
Дождавшись импульса, вдыхают и открывают рот как можно шире. Кончиком остро вытянутого языка достают то до верхней, то до нижней губы, сначала медленно, потом все быстрей и быстрей. Движения должны быть ритмичны. Во время упражнения не надо задерживать дыхания, а дышать спокойно и ритмично. Проделывают упражнения раз 15 подряд, закрывают рот и делают упражнение 2-ое.
Упражнения в речи
Основные правила
1. Раньше, чем начинать упражняться на какую-либо букву, надо внимательно прочитать и запомнить все указания относительно положения языка, губ и челюстей при образовании данного звука и при упражнении надо достигнуть указанного положения.
2. Сначала надо упражняться только с одним звуком (например, с “У”), стараясь достигнуть вполне правильного произношения, причем, в первый день надо произносить только слоги, начинающиеся с этой буквы (например, “УС”, “УМ”, “УТ”). Во второй день к этим слогам можно прибавить 1-2 строчки односложных слов. В третий день можно добавить еще две строчки и, наконец, в пятый - можно проделывать все упражнения на первый звук (например, все на “У”). После этого к упражнению на 1-ый звук можно прибавить односложные слова, начинающиеся на 2-ой звук (например, на “О”: “ОС”, “ОМ”) и т.д., постепенно расширяя круг упражнений.
3. При этом надо внимательно следить за тем, чтобы недолго говорить одним дыханием.
4. Живот не должен втягиваться.
5. Низ живота не должен напрягаться и прыгать.
6. Звук должен быть слышен во всей грудной клетке.
7. Гортань не должна быть сжата и напряжена.
8. Голова не должна быть слишком опущена или вытянута вверх. Положение ее должно быть естественное и спокойное.
9. Если упражнения проделываются сидя, то не надо горбиться.
10. Если они делаются стоя, то надо следить за тем, чтобы верхняя часть корпуса не была закинута назад, и живот не был выпячен.
“У”
Надо прочитать предварительно все, что говорилось о гласной “У”. При всех упражнениях класть руки на грудную клетку и диафрагму и замечать их работу.
у, у, у, у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ус, ум, уш, ун, ук, уп, ут, уф, ух, уч, уж, уд, уг, уб, уз, уц, уй, ул
лук, луч, лунь, плуг, плут, клуб, мус, муть, муж, мур, мул
нус, нул, ну, су, суд, суп, сук, суть, сушь
шут, шум, фут, фунт, фуй
куль, кум, куст, куш, куб, пуд, пуф, дух, пух, пуст, ту, тук, туп, тут, стук, стул
русь, руль, рук, друг, вдруг, фунт, пруд, труд
ху
зуб, зуд, зубр
жук, жуй, жуть
чу, чуть, чур, чушь, чуб
щу, щур
гу, гусь, густ
“О”
Прочитайте все то, что говорилось о гласной “О”.
о, о, о, о. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ос, ом, ош, ол, он, ок, оп, оф, ох, оч, ож, од, ог, об, оз, оц, ой
лось, лом, лоб, лот, лов, ложь
нос, ноль, ног, нот
мот, моль, мост, мор, мой
по, пост, пол, поп
ко, кот, корь, кость, кол, конь
то, тот, тост, топь, тон, стон, стоял
рот, рост, роль, ров, рожь, ро, ром
со, сот, соль, сом, сон, сок
фо, фон
хо, хот, хорь, хор
зо, зов, зоб, зол
жо, желт
шо, шов, шелк
до, дом, дон, дол
го, гость, горсть, голь, гой
во, вот, вор, вой, воз
бо, бой, бос, бодр
чо, чор
“А”
Прочитайте все, что написано о гласной “А”.
ал, ам, ан, ар, ав, аб, аг, ад, аж, аз, ак, ап, ат, ас, аш, ач, ащ, аф, ах, ащ
лак, лань, лай, ла
ма, мак, май, мать, масть, мал
на, нас, нам, наг, наш
ра, рай, край
ва, вам, вас, ваш, вал
ба, бай, бас, бал
га, гай, гам, газ, гад, галь, гать, гарь
да, дай, дам, даль, дань
жа, жарь, жаль, жак
за, зад, зад
ка, как, кат, скат
па, пас, пай, пар
та, так, там
са, сак, сад, сан, сам
фа, фай, фат
ха, хат, хам
ца, царь, цап
ча, чай, чан, чад
ша, шарь, шаг, шаль
ща
“И”
Прочитайте все, что было сказано о гласной “И”.
ил, им, ин, ир, ив, иб, иг, ид, иж, из, ик, ип, ит, ищ, иф, их, иц
лить, лил, линь, лишь, ли
мил, мир, мис, миг, миф, ми
нить, низ, низ, ни
рис, ритм, рим, риг, гриб, ри
вить, вил, ви
бить, бил, бит, бис, би
гих, згинь, ги
цит, ци
жир, жить, жил, жи
зи, зи, зи
кис, киль, кит, кинь, ки
писк, пить, пир, пил, пи
тит, тик, тит, ти
сиг, сир, сиз, сим, си
шил, шить, ширк, ши
щит, щи
фит, фи, фи
хил, хи
цип, ци
“Е”
Прочитайте все, что сказано о букве “Е”.
ел, ер, ев, еб, ег, ед, еж, ек, еп, ет, ер, ес, еш, еч, еш, еф, ех, ец, ег
лей, лес, ле, лей
мель, смесь, мел, ме
нет, нем, не, днев, днесь
режь, речь, рей, рей, редь
ведь, вей, вес, веч, ве
бей, бег, бес, бел
гей, герб, ге
дед, день, де, тесть
жечь, жест, же
зебр, зев, зед, зе
кедр, келья, ке
печь, пень, петь, пел, пе
тень, течь, те
сет, сеть, сел, сесть, се
шей, шест, ше
чем, чей, чек, честь, че
щей, щель, ще
хер, хе
ферт, фе
цеп, це
“Э”
Прочитайте все, что сказано о гласной “Э”.
эл, эм, эн, эр, эв, эб, эг, эд, эж, эз, эк, эп, эт, эс, эш, эч, эщ, эф, эх, эц, эй
“Ы”
Это твердая гласная и отличается от “И” тем, что кончик языка упирается глубже, чем при “И” и язык напряжен.
ыл, ым, ын, ыр, вы, ыб, ыг, ыд, ыж, ыз, ык, ып, ыт, ыс, ыш, ыч, ыщ, ыф, ых, ыц, ый
лыс, лы
мыть, мыл, мыс, мышь, мы
ныть, ны
рыть, рыл, рысь
выть, выл, вынь, высь, вы
быть, был, быт, бы, бы
дым, ды
зыбь, зы
пыль, пы
тынь, ты
сыт, сыпь, сыр, сы
цып, цып
“Ю”
Это соединение “И” и “У”. Губы, как при “У”. Язык как при “И”.
юл, юм, юн, юр, юб, юч, юд, юж, юз, юк, , юп, ют, юс, юш, юг, ющ, юф, юх, юц, юй
люк, люфт, люд, люб, лю
мю, ню, вю, дю, тю, хю, цю, йю
рюж, рю, рюх, рюц
бюст, бю
“Ё”
Это соединение “И” и “О”. При начале звука язык находится спереди, как при “И”, затем принимает то же положение, что и при “О”. Губы имеют такое же положение, как при “О”.
ёл, ём, ён, ёб, ёг, ёд, ёж, ёз, ёк, ёп, ёт, ёс, ёш, ёч, ёщ, ёф, ёх, ёц, ёй
лёт, лёг, лёж, лё
мёд, мёл, мё
нёс, нё
рёв, рёб, рёп, рё
вёл, цвёл, вёз
бёг, бё
пёс, пён, пё
тён, тёс, тё
сёк, сё
“Я”
Это соединение “И” и “А”. При начале звука язык имеет то же положение, что и при “И”. В остальном артикуляция та же, что и при “А”.
ял, ям, ян, яр, яв, яб, яг, яд, яж, яз, як, яп, ят, яс, яш, яч, ящ, яф, ях, яц, яй
лязг, ляг, ляд, ля
мять, мял, мя
ня, дня, пня
рябь, ряд, ря
вял, вяз, вянь, вя
бяз, бя
дя, дя
тяп, тяг, тя
пядь, пять, пяль, пя
сядь, всяк, ся
“Л”
Ловец ловит лососину
Люди любят лесть
Летит ласточка
Люди ловят лошадь
Лентяй любит лежать
“М”
Мама моет Машу
Миша - маленький мальчик
Матросы моют мачту
Мишкин мех мягок
Мефистофель - мудрый мыслитель
Марксизм мучает монархистов
“Н”
Наш народ - наша надежда
Нерон ненавидел народ
Надо начать новую книгу
Настала ненастная ночь
Нам много надо насаждать нового
“П”
Потомки помнят поэзию Пушкина
Пожар полыхает и пышет
Пан поет последнюю песню
Павел пропил последние пожитки
Пират плывет по пустынному побережью
Пахарь пашет поле, пашет и поет
“Р”
Розовая роща расцвела
Разом раскрылись ворота
Раскаты грома раздавались кругом
Старость - не радость
Попрыгунья стрекоза
“С”
Сегодня сильная сырость
Сатрап стал стар
Сосны старые свесили сучья
Старый столб сгнил
Составим семейный совет
“Т”
Том - толстый кот
На ветке висела клетка
Поток ревет, поток шумит
Ты, тоска тяжелая,
Что ты грудь теснишь?
“К”
Кошка качает клетку
Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку, ку-ку
Катя - красивая кукла
Косарь косит косой
“П”, “Т”, “К”
Птк, птк, птк
Птичка, пташка, птенчик мой
“Ш”
Шелк шуршит
Шумит широкая Шексна
“Ч”
Чижик чирикает
Чашка чиста
“Ф”
Феня форсит фартуком
Кофта с фалцами
“Х”
Хочешь, сходим в хату
Хорек хитрый
“Щ”
Щит - защита
Щиплет щетку
“Б”
Боря болен
Бодро, Борис, не бойся борьбы
Беляк бежал бором
Бурлак бодро брел берегом
“В”
Весело весной
На ветке видна веселая ватага воробьев
Ваш волчонок вечно воет
“Г”
Гость - Господня благодать
Гомель - грязный город
В городе много гимназий
“Д”
Дарьино - деревня
Дядин дом продан дешево
“Ж”
Жнецы и жницы жнут
Живи, не тужи
“З”
Занималась заря
Зина засмеялась
“Ц”
Курица и цыплята
Маленькие отрывки
Капля дождевая говорит другим:
“Что мы здесь в окошко
Громко так стучим?”
Отвечают капли:
“Здесь бедняк живет,
Мы ему приносим
Весть, что хлеб растет”
Лед сошел, сквозь воду чистую
Видны камни и песок.
Воротились голосистые
Птички с песнями в лесок.
Все проснулось ото сна,
Воздух полон ароматами.
Здравствуй, красная весна!
Ходит ветер, ходит буйный,
По полю гуляет,
На краю дороги вербу
Тонкую сгибает.
Гнется, гнется сиротинка -
Нет для ней подпоры:
Всюду поле - точно море -
Не окинут взоры.
Заключение
Трудно составить себе ясное представление о вокальном искусстве, о том, что надо делать, благодаря всем прочитанным книгам, школам и руководствам. Я по мере своих сил старался использовать указания, разъяснения видных профессоров, преподавателей по постановке голоса, известных певцов, а также источники науки, чтобы познать темные стороны вокальной школы.
Предлагаемая книга должна быть настольной как у больных, так и у здоровых людей, т.к. в наш век половина болезней происходит от недостаточного дыхания и плохого обмена веществ.
Конечно, первые пробы учеников будут неудачны. Ведь если человек пролежит даже несколько недель в постели, то первые дни после того, как он встанет, мускулы его ног будут работать плохо. То же и с нашими дыхательными мускулами. Они отвыкли от предназначенной им природой работы, и пройдет немало дней, чтобы их можно было сделать достаточно эластичными.
Итак, начинающего ждут в первые дни неудачи, но от них не надо падать духом, надо помнить, что они естественны. Работа будет трудная, но велика и победа.
Болезненные, слабые люди должны заниматься пением по этой методике для общего оздоровления.
Работа с детьми не должна преследовать художественных целей, а стремиться лишь к гармоничному развитию всей мускулатуры. Ребенок, внутренние органы которого будут развиваться гармонично с его внешними, вырастет человеком, не знающим наших страданий нервами, нашей слабости, болезней легких, крови, горла и т.д.
Для этого надо стараться, чтобы “правильное дыхание” стало привычкой. Мы должны следить за каждым нашим движением, каждым словом и шагом, связывать все это с дыханием и наблюдать за дыхательным аппаратом. Только этим путем мы приучим нервы, соединяющие наш мозг с мускулами, к правильной работе и получим полное господство над своим дыхательным аппаратом; только таким образом мы достигнем того, что “правильное дыхание” будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни.