Метаплазмы замещения и перестановки
Метаплазм ( — в классической риторике собирательное название всевозможных преобразований отдельных букв и слогов слова вопреки обычным нормам речи или письма в силу необходимости или с целью достичь большего изящества.
Антистекон - фигура речи: замена звука или слога на другой внутри слова
Фоноплазмы представляют собой субстанциальную модификацию эталона на фонологическом уровне. Изменения глагольной субстанции могут быть в начале, середине и конце слова. В русском языке это звуковые альтернации глаголов: сосредотачивать (протоплазма сосредоточивать), пылесошу (пылесосю),зажгет (зажжет), лжу (лгу), а также формы в повелительном наклонении типа ляжь (ляг), выдь, вылазь,езжай, едь, ехай (поезжай)
Морфоплазмы появляются в результате превращения аналитических форм в синтетические. Это значит, что в русском языке такой деструкции могут подвергаться формы сложного будущего времени, аналитические формы повелительного и сослагательного наклонения. Названные формы предоставляют ограниченные возможности для образования метаплазм: 1) сокращение формы сложного будущего времени "Будешь читать книгу? - Буду”, 2) пропуск частицы пусть (пускай) в повелительном наклонении (императиве), З) выпадение частицы бы в сослагательном наклонении
Билет 12.
Фигуры двусмысленной речи.
Одним из достоинств хорошей речи является ее однозначность. Непреднамеренная двусмысленность считаетсяречевой ошибкой. Источниками непреднамеренной двусмысленности могут стать путаный порядок слов, неправильная пунктуация или ее отсутствие, неверное использование придаточных предложений со словом который, деепричастных и причастных оборотов: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Однако преднамеренная двусмысленность может выступать в качестве средства художественной выразительности. Так, двусмысленность лежит в основе созданного Г. Остером жанра вредных советов:
Если гонится за вами
Слишком много человек,
Расспросите их подробно,
Чем они огорчены?
Постарайтесь всех утешить,
Дайте каждому совет,
Но снижать при этом скорость
Совершенно ни к чему.
Основой двусмысленности могут быть не только смысловые, но и звуковые ассоциации, или фонетические аллюзии: Как говорят в народе, в семье не без Мавроди (заголовок в книге). С помощью макаронической (шутливой) графики может создаваться любой текст, в том числе рекламный. Еще Цицерон называл самыми остроумными шутки, основанные на двусмысленности. Примерами таких шуток могут быть: Зачем вести меня ко злу? и Надо ж дать? (шутка XIX в. в присутственных местах).
Рифма. Неуместная рифма.
Рифма представляет собой разновидность звукового повтора. Рифмуются созвучные слова, у которых совпадают чаще всего конечные слоги (природа - года, идем - путем). Рифма играет важнейшую роль как композиционно-звуковой повтор. В поэзии рифма выполняет и смысловую функцию: подчеркивает важные в художественном отношении слова.
В прозе случайная рифма становится серьезным стилистическим недостатком звуковой организации речи, так как отвлекает внимание читателя и нередко порождает неуместный комизм (Последние полмесяца мы провели в Мали, Нужно готовить научно-проектную документацию на реставрацию музея). Особенно нежелательна случайная рифма в прозаических текстах, которые воспринимаются на слух (Если кто хочет совершенствовать свое ядерное оружие, то мораторий ему ни к чему; Это выставка-продажа бельевого трикотажа; Привлекает внимание мраморное здание; Под свой контроль прокуратура взяла и такие дела).
Часто используют комическое звучание рифмы в прозаической речи писатели-юмористы (Сергей Николаевич появился ровно без одной минуты девять. В просторном светлом кабинете все было как обычно: сверкала аппаратура и квадратура, гибко извивались синусоиды и аденоиды, светились фиксаторы и аккомодаторы, сияли лазеры и квазеры. - «ЛГ»). Непроизвольная рифма и «звуковая перекличка» слов придают речи комическое звучание.
Неумение использовать рифму наносит ущерб и стилю стихотворной речи, если поэт беспомощен в подборе созвучных слов (Рука дрожит: к карандашу! Пока в стихах все распишу! Все-все-все изображу!) или выделяет с помощью рифмы несовместимые понятия, бездарные «поэтические образы» (Дуб и береза с осиной нежно прижались к сосне. Какой только нет древесины в нашей прекрасной стране!). В подобных случаях говорят уже не о речевых ошибках, а об отсутствии дарования, графомании.
Стилистическая правка прозаических текстов, в которых замечена невольная рифма, не вызывает особых затруднений. Обычно одно из рифмующихся слов замещается синонимом; реже удается избавиться от рифмы, заменив грамматическую форму слова.
Если ритмическое построение текста в прозаической, особенно в нехудожественной, речи обращает на себя внимание, то такая непроизвольная ритмизация становится стилистическим недочетом.
Билет 13.